stich
мда...пришла по привычке в мусорку, а меня уже, оказывается, вытащили:) в люди.
Спасиб, а то чего-то обидно было:) Флудили все флудили в том топике, рассуждали-рассуждали, а в мусорку слетела я одна да еще на юбилейном своем посте:))
Впрочем, начинать жизнь гурии в мусорке сильно символически:)) Так чта , я пережила:))
***
Знаешь, Света, когда я специально анализировала подборку произведений в наших учебниках, даже не в программах, потому что это сильно разные вещи, как не абсурдно, то реально казалось, что логики нет вообще...
Каков он принцип выбора того или иного произведения? Понять это в принципе нельзя, логика отсутствует. Почему зарубежка разбита таким идиотским образом?...
Уверена, что те люди, которые составляют наши программы школьные имеют очень слабое представляение о учебном процессе, психике детей и особенностях их восприятия.
ВАХ
Поздно! Кто их где ещё читать станет? Библиофилы разве что
***
Да Вы знаете, мне кажется, что если человеку это будет необходимо для духовного роста, то он все равно прочитает, а вот если не придет к этому, то в некоторых случаях даже можно порой сказать - Слава Богу.
Ява
ВЫ не услышали то что я сказала. Безусловно, оно по силам ученику 10 класса для освоения, понимания, но не для ОСОЗНАНИЯ.
А по поводу влияния на психику...
Вы делали социологическую выборку, у Вас богатый опыт изучения русской классики со старшеклассниками? Откуда такая безапелляционная уверенность?
Скажу только одно: 11 лет преподавания литературы в старших классах дают мне право утверждать со всей ответственностью, что я ЛИЧНО видела расстройства психики детей на фоне Достоевского.
Элен и ребята
:улыб:Уровень осознания у любдей разный, Леночка, безусловно, бывают исключения. Я признаю.
Кому-то необходимо все это почесть уже в 15-16 лет, но не факт, чот это обязательно нужно делать в классе.
sahara
... а в классе я ничего не могла читать
"по программе"...
так что знания мои школьной программы исключительно в рамках самостоятельно прочитанного ранее
"Поднятая целина" например осталась за бортом
Лойсо_Пондохва
Знаете, я и сама долгое время думала, что нужно давать по максимуму, а время покажет, что было необходимым, а что лишним...Но потом поняла , что на самом деле на учителе -словеснике всегда лежит большая ответственность, потому что можно раз и навсегда несвоевременным погружением в мир того или иного автора отвратить желание к познанию литературы.
Опять же причем тут - не поймут?
У умного учителя-профессионала поймут-то все, а вот осознают - единицы.
Не о том речь...Мне приходилось в 7-м классе с детьми и Борхеса читать, потому что это в тот момент было своевременно, понимаете? Ход нашей познавательной деятельности в тот момент, на том этапе делал это уместным и естественным... Это было им нужно, с моей точки зрения.
Хотя, как вы понимаете, не всякий взрослый способен его понять.
Так что речь-то не о уровне интеллекта или развития самостоятельности вообще...
Поверьте мне, мыслить человека можно научить практически на любом произведении.
Кстати, упомянутые Вами всуе "Колобок" и "Курочка Ряба" - бесценный материал для изучения мифологем и архетипов:))) Так-то.
sahara
ВЫ не услышали то что я сказала. Безусловно, оно по силам ученику 10 класса для освоения, понимания, но не для ОСОЗНАНИЯ.
Что вы подразумеваете под этим самым осознанием? И что, если таковому нет возможностей случится, то и читать книги незачем?
Скажу только одно: 11 лет преподавания литературы в старших классах дают мне право утверждать со всей ответственностью, что я ЛИЧНО видела расстройства психики детей на фоне Достоевского.
В чем они заключались? Как вы определили, что ключевым фактором стало именно творчество данного писателя?
Элен и ребята
Ну вот видишь. Тебе нужно было это все прочесть в одиночестве. Все мы разные, поэтому,имхо, нужно с большой осторожностью ратовать за такие книги, как романы Достоевского, в массовом ознакомлении-изучении.
Ява
Что вы подразумеваете под этим самым осознанием? И что, если таковому нет возможностей случится, то и читать книги незачем?
***
Очень хороший вопрос:) Я попробую Вам ответить.
Осознание - это своеобразное "допущение" в рамках собственного сознания, что все описываемое может произойти и с тобой, и даже большая вероятность, что будет иметь место в твоей жизни в том или ином варианте.
Одно дело понять, почему Раскольников поступил так-то и так-то, или почему Соня сказала ему такую странную фразу "Что вы НАД СОБОЙ сделали? И совсем другое дело осознать, что завтра может сложиться ситуация, когда близкий тебе человек скажет: "Я убил человека..."
Вот четко представить, ЧТО ты скажешь ему в этот момент и есть - ОСОЗНАТЬ. Подростки зачастую не способны к подобному процессу, и это абсолютно нормально. Это, конечно, утрированный пример.
Есть ситуации, которые не могут быть еще осознаны по причине определенного психического возраста.
Вы вот способны в данный момент осознать в полной мере нирвану, например, или абсолют?:):) Я лично-нет.
Читать книги нужно не все подряд, а с умом, руководствуясь определенными принципами, своими или людей, которые являются для Вас авторитетом в данный момент.
Читать без осознания, разумеется, можно, но выхлоп от такого чтения - нулевой и польза примерно такая же. Опять же, одно дело пытаться, но осознать не до конца, и другое - читать для галочки.
Ява
В чем они заключались? Как вы определили, что ключевым фактором стало именно творчество данного писателя?
***
В чем они заключались - не есть подходящая тема для беседы на общественном ресурсе, где многие знают меня лично, а следовательно, излагаемая мной информация может быть соотнесена когда-то с конкретными людьми.
А ключевые факторы определяла не я. Я же не врач.
Впрочем, скажу так, в двух случаях это было определено самими пострадавшими.
Полагаю, Вы не будете возражать, что человек в состоянии оценить степень влияния на него того или иного фактора?
sahara
И совсем другое дело осознать, что завтра может сложиться ситуация, когда близкий тебе человек скажет: "Я убил человека..."
Вот четко представить, ЧТО ты скажешь ему в этот момент и есть - ОСОЗНАТЬ. Подростки зачастую не способны к подобному процессу, и это абсолютно нормально.
Ну не знаю...я далеко не подросток, но спрогнозировать заранее свою реакцию в подобной ситуации вряд ли в состоянии...
sahara
Полагаю, Вы не будете возражать, что человек в состоянии оценить степень влияния на него того или иного фактора?
Человек с расстроенной психикой? Очень сомневаюсь, ч то в состоянии...
Ява
Скажите, а что именно тогда , в школьном возрасте, Вам понравилось в Достоевском?
Что послужило зацепкой к тому, чтобы продолжить с ним знакомство и даже стать его поклонником?
stich
Трудно точно вспомнить, что именно впечатлило тогда...наверное, не слишкое четкое, но явственное ощущение глубины его духовных исканий.
Ява
Ну почему же с расстроенной, вывод был сделан одним фигурантом , например, уже сильно позже, когда состояние было купировано врачами.
Ява
Трудно точно вспомнить, что именно впечатлило тогда...наверное, не слишкое четкое, но явственное ощущение глубины его духовных исканий.
***
Хм...
Если бы мой ученик так сказал о прочитанном Достоевском, я бы считала себя весьма и весьма уязвленной как профессионал:)
Ява
Вот именно, что нечеткое ощущение" глубины духовных исканий" -речевой штамп на штампе, потому что не было ОСОЗНАНИЯ.
sahara
Если бы мой ученик так сказал о прочитанном Достоевском, я бы считала себя весьма и весьма уязвленной как профессионал:)
Мне вообще-то вполне по барабану, какие именно правильные с педагогической точки зрения реакции должен вызывать этот писатель у школьника, но может все же проясните - почему?
sahara
Почему?
Нормально сказано. Идея (ощущение идеи) впечатлило. Вполне понятно.
Я вот в то время всё пыталась в сюжет воткнуться и в хиромантию трансформации характера главного героя :ухмылка:
sahara
а я в школе читал Достоевского исключительно потому, что он был в программе. такое заявление вашего ученика довело бы вас до суицида?:улыб:
sahara
Вот именно, что нечеткое ощущение" глубины духовных исканий" -речевой штамп на штампе, потому что не было ОСОЗНАНИЯ.
Ну я и не утверждаю, что оригинал до мозга костей и совершенно свободна в выражении своих мыслей и ощущений в том числе и в виде штампов. Если они помогают их более мене адекватно передавать - почему бы и нет?

И что - вы, как, я полагаю, человек, осененный Осознанием от произведения "Преступлеие и наказание", четко представляете, как будете себя вести в форс-мажорной ситуации и даже не сомневаетсь, что этот сценарий будет реализован с большой долей вероятности?
buchas
Ну что Вы:) Полагаю, Вы были бы в любимчиках после такого заявления:))гы:))
Ява
Попробую.
Наверное, потому что это показало бы, что человек вообще ничего не понял из того, что говорилось по тексту, не вынес ни одного открытия в собственной душе только общие фразы запомнил.
Ни одного движения души.
Обязательно сделать для себя хоть маленькое, но открытие, а уж если это произошло, то фиг не вспомнишь потом, и нечеткого ощущения уж точно не будет. Фраза будет начинать так: "Я для себя понял тогда, что..."
stich
О да, трансформация характера главного героя - это песня...
Не так давно в ЖЖ у кого-то попалось мне высказывание примерно такого плана: "Понял для себя, почему не люблю Достоевского, в его романах положительные герои еще противнее отрицательных..."
И ты знаешь, впервые задумалась, почему произошел этот процесс от большой любви его творчества до неприятия в моем собственном сознании. Раньше думала, что просто перечитала его лишку... Одно только "Преступление.." раза четыре-пять что ли...
Ява
Я не Господь Бог, чтобы знать точный ответ, но..я теперь знаю точно, КАК Я НЕ ПОСТУПЛЮ и чего я точно не сделаю...
sahara
Обязательно сделать для себя хоть маленькое, но открытие
---------------------------------------------------
Да-да. Обязательно.
Я тогда поняла для себя, что я не люблю русскую прозу 19 века. А также поняла, что вслух это говорить категорически воспрещается. Взяла с полки пирожок и пошла в библиотеку за очередными "тремя мушкетёрами".
stich
Ну вот видишь! Вот реально человек вынес для себя что-то:) кроме глубин духовных исканий:))
sahara
Ни одного движения души.
Обязательно сделать для себя хоть маленькое, но открытие, а уж если это произошло, то фиг не вспомнишь потом, и нечеткого ощущения уж точно не будет. Фраза будет начинать так: "Я для себя понял тогда, что..."
Мда...вот как раз такие четкие ответы школьного отличника "я там понял (да еще в таком писателе, как Достоевский!) то-то и то-то" свидетельствуют на мой взгляд о подмене собственных, еще нечетких, движений души шаблонными представлениями, воспринятыми со слов учителя без особой личной обработки.
Ява
Внимание!
Фраза звучит "Я для себя понял тогда, что..."
Ваша фраза "я там понял (да еще в таком писателе, как Достоевский!) то-то и то-то"

найдите десять отличий...:)
Ява
Что именно из этой фразы дает Вам основания полагать, что речь идет о школьном отличнике?
Еще одно удивляет, если честно.
А вот интересно, то есть у учителя априори предполагаются шаблонные представления? да?
sahara
Ну, не цепляйся к словам.
Я, собственно, о чём сказать-то хотела...
Чего может понять подросток на фоне бушующей гормональной активности в Достоевском и иже с ними? А?
Есть подозрение, что только лишь по уровню своему и малочисленному житейскому опыту. Т.е. практически - ноль.
Хорошо, если какие-то зачатки рефлексии уже есть, но это, на мой взгляд, особенностями мышления определяется, а не гением классика в данном случае. Тогда человек ещё может в дальнейшем вернуться к тому, что когда-то "зацепило".
Во всех остальных случаях - пустая трата времени на "ознакомление" с нашим замшелым тяжеловесным литбагажом (блин, как вспомню абзац на полстраницы, состоящий из одного предложения - так до сих пор сразу неимоверно клонит в сон)))
sahara
Что именно из этой фразы дает Вам основания полагать, что речь идет о школьном отличнике?
Еще одно удивляет, если честно.
А вот интересно, то есть у учителя априори предполагаются шаблонные представления? да?
Неотличники потому и получают более низкие оценки, что не способны дать четкий ответ на вопросы учителя.

Я так полагаю, что для учителей литературы есть некие предписания, в каком ключе рассматривать и на какие моменты нужно обращать внимание при подаче тех или иных худ.произведений. Поскольку подростку еще трудно хорошо понять прочитанное и сформулировать собственное мнение, он ориентируется на и повторяет то, что ему говорит учитель - это и легче, чем самому рефлексировать, и прагматичней - чтоб оценку хорошую получить.
Ява
Некие предписания для учителей литературы когда то были (образ лишнего человека :(, партийность в литературе), но сейчас скорее всего нет. Все от учителя зависит. Но и впадать в крайность, на мой взгляд, то же не стоит. Ведь для значительной части людей знакомство с классикой русской литераты так и останется в пределах школьного курса. Если от туда убрать произведения Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и т.д., то очень многие вообще не будут знать о литературе, разве что из сериалов или книг Акунина :(. Кто захочет, тот сам после перечитает и "Войну и мир" и "Преступление и наказание".
stich
Света, как ты демонизируешь жизнь! Во всех ее проявлениях. Начиная с детства, через школу, замужество.
Полно книг, которые я и сейчас не могу прочитать и не вижу в этом трагедии. В сочинении по "Войне и миру" в конце приписал, что вообще не читал роман - "много букв". Тем не менее по литературе 5 и общие положительные впечатления о школе.
Из Достоевского в школе прочитал, только "Братьев Карамазовых", остальное просто не ослил и бросал на первых страницах, включая и христоматийное "Преступление и наказание". Жив.
Обычная школа ностолько формальна, что достаточно формальных знаний из учебника, что бы слыть успешным учеником. Но при этом никто не запрещвет ученику самому углубляться в те области, которые ему интересны. Я в живую видел людей, прочитавших всего Достоевского в школе.
Если не воспринимать жизнь всерьез, она забавная штука.
wsoroka
***Если не воспринимать жизнь всерьез, она забавная штука.***

А что ж тогда,по - твоему,достойно "серьёзного восприятия"!???
Если не жизнь?

:dnknow:
Шлёндра
"Все херня, только пчелы - не херня.
Впрочем, и пчелы - херня"

Есть такой анекдот про умирающего пасечника.
wsoroka
Во...во.
Анекдоты прям спасут мир...и дадут возможность не думать или не отвечать на вопрос ТО ,что ты думаешь.
Шлёндра
Анекдоты предлагают проверенные жизнью стереотипы поведения. Это тоже часть литературы.
wsoroka
Т.е.можно не думать!???
Спускаться от любовницы с балкона на верёвке и всё!???
Шлёндра
очень сложный вопрос про "достойность" восприятия.
я считаю это слишком субЪективным и личным:улыб:
как бы то ни было,
но я, например, так и не смог прийти к "серьезной" литературе, навсегда застряв в дебрях развлекательной. Что для меня сейчас не кажется каким-то пороком,
да,
10 лет назад было стыдно признаться, что "Онегина" я так и не прочитал, зато "Теркина" знаю наизусть. Ничего не могу с собой поделать и читаю только то, что мне приятно читать:улыб:
тут ,конечно два основных момента: события должны быть интересны для меня и слог должен быть приятен для моего восприятия...

как бы то ни было,
но Достоевский не попадает в эти рамки,
сколько я его не пытался в себя запихнуть.

А Островский, с другой стороны мне очень люб. Комедии Шекспира долгое время были моей настольной книгой.

Все субЪектино, и не стоит тут сильно впадать в ярость от того, что кто-то другой не готов принять твою точку зрения на литературу.

А в школе.
Вот если бы детишек учили понимать произведение вообще.
вот это было бы по-другому,
но "как" - я не знаю.
Шлёндра
>Спускаться от любовницы с балкона на верёвке и всё!???

Нет конечно. Зараннее подготовить надежную веревку, а уже потом ей воспользоваться.
мал-да-удал
Пост ,вероятно ,предназначался не мне,а Сахаре?
Я в этом литературном диспуте участия не принимала как раз именно потому,что :
***Все субЪектино, и не стоит тут сильно впадать в ярость от того, что кто-то другой не готов принять твою точку зрения на литературу.***
Шлёндра
Я не вижу, чтобы уж кто-то впадал в ярость :а\?:. Идет достаточно спокойный обмен мнений и шел он спокойно не на БЗ, а в мусорке, где если и писали, то только по теме, а не просто так, как увы уже становится принятым на БЗ.
Ech_Aleks
Алекс,но ты - то хоть не цепляйся к словам.)))
Я привела выдержку из МДУ именно потому,что я считаю,что о вкусах не спорят...и особенно в литературе,искусстве.
А что дискуссия там спокойная...так,конечно...не дину же меряют!
Не хватало,что б и о Достоевском спорили,хватаясь за грудки.:улыб::):улыб:
Шлёндра
Не хватало,что б и о Достоевском спорили,хватаясь за грудки.
хех,
а в свое время было и такое :)))
именно, помню о Бесах спорили до хрипоты...
об идее привести человечество к ЩАСТЬЮ любыми методами :))

молодые были:улыб:
мал-да-удал
..да уж...любыми методами...к счастью!
Это сильно! :respect:
Шлёндра
Конечно о вкусах не спорят, но проблема то в другом, о том, что должны изучать школьники на уроках литературы в школе. Нужно ли серьезно стараться донести до них Достоевского или может ограничиться общим представлением о его творчестве и больше рассказывать как он просаживал деньги в казино?
Ech_Aleks
Нет...ты посмотри на него !
Я руками и ногами не хочу в этом топике участия принимать,а ты мне ещё и ПРЯМЫЕ вопросы ставишь!
Смотри...не трогай лихо,пока оно тихо! :улыб::):улыб:
Да...про казино нужно обязательно рассказывать!
И сколько он баб кинул ,и сколько его кинули.
Всю правду...нехай детишки в этом во всём копаются...привыкают.
:улыб:
Шлёндра
А ведь так и было, правда все рассказывали другую часть его жизни, как шпагу над его головой ломали. как он с революционным подпольем был связан. Вот только то, какие уроки он из этого вынес и как это в его творчестве, в тех же "Бесах" или в "Подростке" отразилось, об этом в школе раньше предпочитали молчать.
P.s. Если бы ты не хотела, то и не писала бы :ухмылка:
Ech_Aleks
Я сильно хотела ТУТ с Гуимпленой поговорить,и даже ответ ей написала,но...не судьба!
:хммм: