Как приохотить ребенка к чтению?
13070
175
sforzando
Угу. За этими эмоциями терялось нечто важное.
У меня на эту тему долгие размышления, кстати, сходные с теми мыслями, которые мелькали в той самой ветке про измену на ПФ.
iddqd
Кстати, возможно я не очень хорошо помню процесс научения моих детей чтению, потому что им в основном занимался папа? Но мы оба учили одним методом - в игре.

Была даже идея о том, что детей нам в школу отдавать не надо, потому что мы сами с усами - вон как хорошо началка у нас была освоена лет до 6. Играючи.
Safran
... а бес его знает, что именно там было важным... вот почему бы не эмоции? Раз уж больше их никакими силами не повторить и не вызвать? если рассматривать как ценность не качество их, а именно уникальность. Не знаю, не знаю...
SkwоT
У меня в последнее время ощущение, что это какая-то индивидуальная черта, на которую все внешние попытки если и влияют, то мало. Я читала с раннего детства запоем, при этом мама уверена, что это потому, что мне читали вслух постоянно и в доме было полно книг. Ничего подобного. Ребенку 8-летнему сейчас тоже и читаем и книги в доме есть, но вот не любит она и все. Зато все время что-то пишет. Пока с ней срабатывает только подборка книг, которые гарантированно будут интересны. То есть, она перед этим должна тему основательно для своего уровня узнать другими способами и только потом будет об этом читать. Но тут уж будет точно.И тема может быть не обязательно детской.
Я в свое время так же боялась, что она рисовать не начнет. В каком-то возрасте отказывалась наотрез. Потом словно прорвало, разными способами, техниками. Изобрела вот рисование водой)), ничего не видно, конечно, но это-РИСУНОК!
Так что, могу ошибаться, но или ребенок это сам захочет или нет... (правда это все только мой опыт, а мой ребенок очень упрямый). Способы конечно перебирать можно, но тут вспоминается цитата из "Всадника без головы" про лошадь...))
Iris
У Барикко в "Море-океане" целые полотна были написаны морской водой...:)
Iris
а мой, кстати, - как начал читать запоем, так бросил рисовать... вот пойми их...
sforzando
что в нем так бесконечно много всего, что, гонясь за построением целостной картины, все неотвратимее теряешь себя самого...
----------------------------------
Красиво сказано)
Однако, есть такие, которые не потеряли себя самоно, несмотря на то, что освоили достаточное количество понятий и связей)
И потом - это только кажется, что всего много. Базовых понятий в мире не так уж много, потом они начинают бесконечно дробиться и детализироваться. Но комплекс базовых понятий, необходимых современному человеку, чтобы ориентироваться в жизни, все-таки невозможно усвоить из практики. Книгм и только книги))

Сатуре:
У нас дома было достаточно много книг, и все читали. Но библиотека тоже была в ходу.
sforzando
есть дети, которые, кажется, сразу родились с готовым умением абстрактно мыслить и обобщать. Это та категория, которая вырастает, не помня себя не читающими. А те, кто не читает, хоть разбейся, - у них вообще восприятие другое.
-----------------------------
Какая прелесть!
И все-то Вы делите на подклассы людей и детей) так и тварей дрожащих и право имеющих можно договориться)
Потребность обобщать и логически мыслить есть у всех абсолютно детей и людей. Масштабы зависят от специализации, да. И от развития и поддерживания этой способности в активном состоянии)
SkwоT
я всего лишь пытаюсь отметить, что - все разные, и из одних нельзя сделать других. То есть не поделила я всех существующих детей на два класса, а всего лишь отметила существование групп с определенными признаками.
Согласитесь же, что если у человека от рождения потребность обобщать низкая, вы можете ее все же направить в мирное русло, но высокой вряд ли сделаете? На практике - необходимый минимум литературы с подсказками со стороны такой человек, конечно, освоит, но вряд ли станет читать запоем. Ему, может, крестиком больше нравится вышивать?
Если Достоевский договорился до тварей и имеющих, - нам уже все, нельзя? :-)
sforzando
Ну, можно, конечно... только это не Достоевский договорился, а другие. Он возражал против этого, еслиф чё)

Да, разные психо-генетические типы людей рождаются, да.
Но я полагаю, что пропорции приблизительно должны быть одинаковыми.
Не может же быть так, что в последнее время рождается на порядок (а то и на два) меньше детей с такими способностями, которые позволяют много читать?
А у меня есть выборка - студенты. Я их опрашиваю уже лет 10 точно - и по результатам опроса заметно, насколько они почти ВСЕ мало читают или вообще не читают. 1 читающий человек на 25... Часто вообще ни одного в группе.
SkwоT
Мне про таких нечитающих всегда интересно - понять их способ накопления информации о мире...
Конечно, легко встать в позу громовержца и провозглашать - вот я, знаю, как надо выстраивать отношения с миром, и вы у меня учитесь немедленно, сукины дети, а не то я вас.
Чем больше передаешь опыт, тем меньше его перенимаешь...
что-то в них, поросятах неподдающихся, есть, чего мы никак не видим...
sforzando
Что-то я перестала держать нить разговора - поросята и сукины дети меня путают слегка)
И еще вот это: Чем больше передаешь опыт, тем меньше его перенимаешь... интересное утверждение откуда? Это личный опыт?
Как-то я не чувствую внутреннего согласия с этой мыслью))
Завтра подведу итоги и соберу советы в кучу.
Как создать ребенку наиболее благоприятные условия для охоты к чтению...

Хотя, мне очень нравится идея Айдиди - зашел и рявкнул! И вот уже шелестение и слюнение... ляпота!
:улыб:
SkwоT
Раньше были приняты семейные чтения.

Да и вообще, есть мнение, что книги нужно читать вслух. Потому что речь есть речь, а текст - это уже кодирование-раскодирование.

Кстати, двойное. Потому что речь тоже есть кодирование мысли. Причём, часто с потерей качества :-)
SkwоT
про опыт - ну это же очевидно...
у человека что-то одно открыто, или рот, или уши, одновременно не получается :-))
Крыска
потому-то идея подключения к серверу Мироздания напрямую, путем медитации, приобретает все большее распространение, и за нее уже даже не совсем сразу кладут в палату.
sforzando
То есть?..
Если рот открыт, то ничего не слышишь, что ли?..

(изумлённо схватилась за наушники)
Крыска
пока с кафедры вещаешь открытым ротом, - свою нечитающую паству не слушаешь и не слышишь.
Соответственно, в момент передачи опыта одновременное его восприятие невозможно :-)
Следовательно, чем больше учишь, тем меньше возможности учиться самому :-)
Крыска
У нас дома в моем детстве всегда читали вслух. Мама читала. И всегда на самом интересном месте останавливалась, как мне казалось. Хотя книжки были взрослые и я мало что понимала.
sforzando
пока с кафедры вещаешь открытым ротом, - свою нечитающую паству не слушаешь и не слышишь.
Соответственно, в момент передачи опыта одновременное его восприятие невозможно :-)
Следовательно, чем больше учишь, тем меньше возможности учиться самому :-)
-------------------------
Хорошая какая логика)
Надо нашей завкафедрой сказать, чтоб не вязалась со статьями и книжками - пишите да пишите! Дескать, у меня возможности нет! И процитировать это рассуждение.
:ха-ха!:
sforzando
Ааа... то-то я замечала, что с учителями трудно общаться. Вплоть до удивления, как же они учеников-то слушают, когда те им отвечают, если слушать по сути не умеют...
SkwоT
я однажды так и сделала, и ушла навсегда с преподавательской работы :злорадство:
Крыска
Прям, все все?
Мои любимые учительницы (литературы и химии) отличались необыкновенным умением выслушать...
Недаром я в универ поступать приехала на ФЕН))
Safran
Шафран, мне очень понравился оттенок вашего замечания по поводу свободолюбивой крамольной литературы по большому счёту одной из первых покушающейся на свободу своих читателей)) очень понравилось..если,я, конечно , правильно вас толковала..
SkwоT
Ну, может и не все, конечно. Но часто именно так.
SkwоT
Ушла смотреть Поединок
SkwоT
кому-то удается избежать профдеформации, да. Это божий дар.
Но остальные-то, остальные :-) в иную учительскую без болотных сапог входить страшно, ибо серпентарий :-))))))
sforzando
Нет, не серпентарий.
Это неправда. Учителя в основной своей массе замечательные люди, которые много работают и делают, что могут для детей. Особенно сейчас - с этими дурацкими программами школьными.
И вообще - я хотела бы побольше по теме услышать, а не про учителей-преподавателей-вредителей.
Про условия для подготовки ребенка к чтению.
Про пользу чтения говорить и про то, нужно всем детям много читать или не нужно всем детям много читать - это, конечно, по теме. А вот про личные качества присутствующих здесь и не присутствующих здесь учителей, думаю, можно поговорить в приватах.
Пригласите желающих в приват - и они с удовольствием Вас поддержат про личные качества некоторых учителей)
sahara
я обалдела, честно говоря, как у моей такое увидела. Настолько неожиданно...))
а само рисование она вообще начала со смешивания разных мелков на асфальте. какие там оттенки появлялись-не передать...
SkwоT
Мне думается, лучший способ придвинуть ребенка к чтению - избавиться от телевизора и запоролить комп. У него (ребенка) не будет выхода... :biggrin:
Есть, конечно, дети, которых и этим не прошибить (встречала людей, читающих только спецлитературу и о трех мушкетерах знающих лишь по экранизации), но их не много.
Остальное (читали-не читали, книги есть-нет в доме) не суть важно.
Дитенку своему читала очень много, сам он не читал никак. То есть, у него была дневная норма, во всяком случае летом, но он лично ничего от Гуттенберга не хотел... И когда лет в 13 он вдруг начал шарить по полкам в поисках интересных для него книг, и еще и у меня консультироваться, я думала, что вот они, галлюцинации в действии. Но это невозможное случилось - читает постоянно, хотя выбор, конечно, односторонний. Но по мне так пусть хоть что-то, чем совсем ничего.
sforzando
а может иногда лучше не понимать,а просто наблюдать за процессом со стороны...
Сифон
Как всегда, точно и в самую суть.
prilipala
>избавиться от телевизора и запоролить комп.

Запретами не научить и не приохоить.
wsoroka
Тут разговор не о запретах, а об отсутствии в доме дибилизирующих элементов. Для всех, а не только для детей. Я знаю людей, у которых нет телевизора. И у них дети читают, прикиньте? :улыб:
prilipala
У меня и телик и комп и дети и читают. Еще в лего-биониклы играют и другие игрушки.

Насчет приучения к чтению - скорее всего сказалось ежевечернее чтение на ночь. И первые книжки - коммиксы, в которых сначала дети смотрели картинки, а потом их же и начали сами читать.
Zlork
Пока просверкивает как основа только чтение вслух - это было у всех, кто полюбил и любит читать.
Не мультики, не аудио, а именно чтение. И дарение красивых книжек с загадочными яркими картинками.
Zlork
У меня тоже были лего-биониклы и чтение на ночь ежевечернее, которое слушалось на ура, просилось еще, и чего только не читали... И еще кассеты со сказками. И ребенок до 13 лет не читал. А таких сейчас большинство. Так что, видимо, родителям твоих детей повезло. :улыб:
Если, конечно, ты не прячешь в рукаве уникальную методику полюбления самостоятельного чтения...
SkwоT
НПП

А есть, интересно, какая-то зависимость склонности к чтению от психотипа, ну или хотя бы ребёнок интроверт\экстраверт или по другим парам...

Я вот интроверт, читать по семейной легенде начала сама года в 4, всё детство читала может и не запоем, но любила это дело, и совершенно не помню, чтобы кто-то читал мне вслух, за исключением дедушки (несколько раз, не постоянно), и то, когда я болела так, что лежала в лёжку...
Но в семье читали все. За столом в том числе.
SkwоT
> Пока просверкивает как основа только чтение вслух - это было у всех, кто полюбил и любит читать.

Нет. Мне почти не читали.
Крыска
Ну да. Это второй компонент - чтоб в семье все читали как пример.

Сейчас придет Ваня и скажет, что мало того, что книг не было в семье и не читали родители, а что ему в детстве не читали вслух - и опять все разобъется))
SkwоT
ну, Ваня никак не показатель, уж больно необычным уродился.
prilipala
Комиксы были?:улыб:

Мы второго вообще насчет чтения не напрягали. Ну разве что слоги (самое трудное в этом деле) учили читать. Потом заглавия в книжке просили прочитать, когда ему читали, названия стихотворений. А потом он нашел комиксы в журналах оставшихся от старшего и сам стах их читать.
А еще бывает когда ему читаешь, он начинает сам читать книжку, при этом бубнит под нос, мешает. :хехе:
Zlork
Какие-то современные журнальчики я покупала, не знаю, комиксы или нет. А подругу тоже читать учу. К слогам вплотную подступили. Но она, кстати, не слушает так, как мальчик слушал... Может хоть читать будет.
prilipala
мне почти не читали
но пластинок у меня было море, и я постоянно их слушала

почти круглосуточно
SkwоT
Сквот, это пока совсем не моё и несколько не по теме, но тоже чудный способ вдохновить на чтение стихов.
SkwоT
Что на счет меня, так никто меня не учил читать раньше чем я в школу пошел. У учителей как правило времени на своих детей не хватает. Но дома книг конечно были. Читать научился уже в школе и после этого как прорвала. Был записан во все библиотеки и плюс еще с друзьями книгами постоянно менялся. Но поселок был маленький и не все книги можно было достать. Помня то как мне трудно было порой прочитать ту или иную книгу постарался чтобы у дочери такой проблемы с книгами не было. Естественно что старался понять, что её больше интересует и потом именно подобные книги постарался ей предлагать.
Ech_Aleks
А тебе вслух сказки читали?
SkwоT
Скорее всего читала сестра. Она очень рано - в 4 года научилась читать и читала нам сказки на ночь с братом. Но у близнецов очень много своих развлечений кроме чтения. До определенного возраста конечно. Ну а родители стояли на позициях - когда нужно будет нам самим, тогда мы и начнем читать. Ну а так как ТВ тогда не было в принципе, то мимо книг мы пройти не могли.
Ech_Aleks
Эх, Сашка-Сашка... не представляю, как же ты один теперь живешь? Тебе надо за двоих...
:хммм: :cray-1: