Пушкинская эстетика лени
4747
11
Absolut
old hamster
Да сами зацените...
Пушкин выявил качества лени.
Пушкин выявил качества лени.
Показать спойлер
Словарь языка Пушкина дает следующие определения: «Лень – нежелание что-нибудь делать, склонность к праздности. / Состояние праздности, безмятежного покоя, неги…», «Труд – целесообразная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения«. Однако в стихотворениях Пушкина труд может быть бесцельным и бесплодным, а лень – особой деятельностью.
Лирические ситуации лени и труда встречаются на протяжении всего творчества поэта (лень и праздность – в 59 стихотворениях, труд – в 26, лень и труд одновременно – в 13). Частая повторяемость лени-праздности и труда придает им статус констант поэтической картины мира Пушкина.
В первую очередь лень и труд могут быть поняты как знаки «совпадения с ролью» и «антиповедения». Данные категории в явной или скрытой форме присутствуют в пушкиноведческих работах. Представления о Пушкине как о культурном герое обобщены М.Н. Виролайнен, предложившей схему позиций «пути» лирического субъекта: Царь — Поэт — Священник — Народ[2].
Заметим, что эти позиции маркированы темой труда: «Ты царь: живи один <…> Ты сам свой высший суд / Всех строже оценить сумеешь ты свой труд» («Поэту», 1830). «Свободы сеятель пустынный, / Я вышел рано, до звезды <…> / Но потерял я только время, / Благие мысли и труды» («Свободы сеятель пустынный…», 1823).
Описание пушкинского лирического героя как субъекта «антиповедения» осуществлено А. Терцем в «Прогулках с Пушкиным»: «Ленивый у Пушкина – все равно, что дурак в сказке: всех умнее, всех ловчее, самый работящий»[3].
Следовательно, в пушкинской лирике возможны как реализация культурной роли посредством творческого труда, так и отказ от нее в пользу лени.
Все призрак, суета,
Все дрянь и гадость,
Стакан и красота –
Вот жизни радость
К ним лень еще прибавлю,
Лень с ними заодно… (1819).
Отношения между трудом и ленью не исчерпываются этой оппозицией. Различия между ленью и трудом могут стираться: «Рифма, звучная подруга/ Вдохновенного досуга, / Вдохновенного труда» (1828).
В.Э. Вацуро, анализируя мотивный комплекс лирики Батюшкова, который можно назвать «ленивый поэт-философ», приходит к выводу: «Лень, праздность (досуг) – два других эстетических термина, важных в поэтике Батюшкова. Они означают не ничегонеделание, но отсутствие самопринуждения, внутреннее равновесие, при котором человек может придаться духовному занятию. Батюшков <…> утверждает мысль о поэтической праздности как о состоянии внутренней свободы и ссылается на знаменитых ленивцев – Анакреона, Лафонтена, Шолио, Лафара»[4].
Пушкин использует сходный набор идей. В стихотворении «Моему Аристарху» Пушкин-лицеист выстраивает литературную родословную своей «гордой лености» («Дельвигу», 1830), опираясь на ту же эпикурейско-анакреонтическую традицию, что и Батюшков.
Анакреон, Шолье, Парни,
Враги труда, забот, печали
О вы, любезные певцы,
Сыны беспечности ленивой
Давно вам отданы венцы
От музы праздности счастливой,
Но не блестящие дары
Поэзии трудолюбивой (1815).
Однако в лирике Пушкина наблюдается некоторая избыточность упоминаний лени. Например, в пределах одного текста возможны многократные повторы как форм слова «лень», так и его синонимов («К моей чернильнице», 1821). Лень может замещать все позиции лирической ситуации, становясь атрибутом пространства («под сенью лени» – «Моему Аристарху»), вещей («ленивых трубок» – «Всеволжскому», 1815), звуков («часов ленивый бой» – «Посланье к Юдину», 1815), описанием состояния поэта, персонажей и групп персонажей («их ленивыми толпами» – «Цыганы»), природных объектов («Кто волны вас остановил, / Дремотой лени усыпил», 1823). Лень оказывается аллегорией музы, поэзии («Сон», 1816), наделяется антропоморфными чертами («лени голос милой» – «Гроб Анакреона»).
Следовательно, лень выполняет больше функций, чем предполагает ее место в сюжете антиповедения. В большинстве пушкинских текстов лень – основа ситуации творчества: «В таком ленивом положенье стихи текут и так и сяк» («Моему Аристарху»). Более того, лень связана с образами некоторого первоначального творческого хронотопа (15 раз в стихотворениях встречаются рифмы лень-сень или лень-тень). Слова «сень», «тень» содержат семантику укрытия, покрова, следовательно, лень можно истолковать как особое защищенное пространство, символическую «утробу».
Неудивительно, что у Пушкина лень связана с хронотопом рая (в поэме «Гаврилиада», например, читаем: «Где без трудов они так долго жили / В объятиях ленивой тишины), хронотопом Царского села («Я пеньем оглашал приют забав и лени/ И царскосельские хранительные сени» – «Чаадаеву», 1821), а также с разнообразными укрытиями и убежищами («Любовью, дружеством и ленью/ Укрытый от забот и бед, / Живи под их надежной сенью;/ В уединении ты счастлив: ты поэт» – «Дельвигу», 1815). Лень соотносится с уединенным сном и тишиной: «сладкий сон приходит в мирны сени <…> / склонен на посох томной лени» («Мечтатель», 1815).
Все эти признаки позволяют сделать вывод, что лень является точкой отсчета сюжета «ухода и возвращения» (из рая – в рай, из Царского села – в Царское село).
Промчались годы заточенья
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И Царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
Иной, под кивер спрятав ум,
Уже в воинственном наряде
Гусарской саблею махнул —
В крещенской утренней прохладе
Красиво мерзнет на параде,
А греться едет в караул;
Другой, рожденный быть вельможей,
Не честь, а почести любя,
У плута знатного в прихожей
Покорным плутом зрит себя;
Лишь я, судьбе во всем послушный,
Счастливой лени верный сын,
Душой беспечный, равнодушный,
Я тихо задремал один…
(«Товарищам», 1817)
Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений,
О ты, певцу дубрав давно знакомый гений,
Воспоминание, рисуй передо мной
Волшебные места, где я живу душой…
Веди, веди меня под липовые сени,
Всегда любезные моей свободной лени,
На берег озера, на тихий скат холмов!..
Да вновь увижу я ковры густых лугов,
И дряхлый пук дерев, и светлую долину,
И злачных берегов знакомую картину,
И в тихом озере, средь блещущих зыбей,
Станицу гордую спокойных лебедей.
(«Царское село», 1823).
Начальный пункт этого пути – выход из лени в энтропийное время:
С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошёл, ебёна мать!
(«Телега жизни», 1823)
Конечный пункт представляет собой переход в мир «трудов и чистых нег»:
Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрём.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег (1834).
Кроме атрибута особого пространства, лень является знаком избранности, отличия. Адресаты дружеских посланий оказываются ленивцами: «парнасский счастливый ленивец» («К Батюшкову», 1814), «Где ты, ленивец мой? («Послание к Галичу», 1815), «ленивый Пинда гражданин» («NN», 1819), «обожатель забав и лени золотой» («Всеволжскому», 1819). Лень – это и аллегорическая мать поэтов: «дети мудрой лени» («Сон», 1816), «Дельвиг <…> сын лени вдохновенной («19 октября», 1825).
Таким образом, лирический герой выстраивает вокруг себя расширяющуюся сферу лени: тело, постель, диван, уголок, городок, сады, круг друзей-ленивцев, любимых творцов. «Утробное» состояние включает в себя креацию, творчески продуктивное пространство, близкое царскосельскому: «С небрежной леностью нанизывал куплеты» («Шишкову», 1816), «Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым <…> поэтом забываюсь я («Воспоминания в царском селе», 1829). Выход из пространства лени опасен (см. «Анри Шенье», 1825: «Куда, куда завлек меня враждебный гений / <…> Зачем я покидал безвестной жизни тень? / Свободу и друзей, и сладостную лень?»). Возвращение в мир лени возвращает творческие способности. Лень включается в перечень поэтических атрибутов, необходимых для креации.
Читать далее по ссылке
эстетический статус лени в лирике Пушкина
Лирические ситуации лени и труда встречаются на протяжении всего творчества поэта (лень и праздность – в 59 стихотворениях, труд – в 26, лень и труд одновременно – в 13). Частая повторяемость лени-праздности и труда придает им статус констант поэтической картины мира Пушкина.
В первую очередь лень и труд могут быть поняты как знаки «совпадения с ролью» и «антиповедения». Данные категории в явной или скрытой форме присутствуют в пушкиноведческих работах. Представления о Пушкине как о культурном герое обобщены М.Н. Виролайнен, предложившей схему позиций «пути» лирического субъекта: Царь — Поэт — Священник — Народ[2].
Заметим, что эти позиции маркированы темой труда: «Ты царь: живи один <…> Ты сам свой высший суд / Всех строже оценить сумеешь ты свой труд» («Поэту», 1830). «Свободы сеятель пустынный, / Я вышел рано, до звезды <…> / Но потерял я только время, / Благие мысли и труды» («Свободы сеятель пустынный…», 1823).
Описание пушкинского лирического героя как субъекта «антиповедения» осуществлено А. Терцем в «Прогулках с Пушкиным»: «Ленивый у Пушкина – все равно, что дурак в сказке: всех умнее, всех ловчее, самый работящий»[3].
Следовательно, в пушкинской лирике возможны как реализация культурной роли посредством творческого труда, так и отказ от нее в пользу лени.
Все призрак, суета,
Все дрянь и гадость,
Стакан и красота –
Вот жизни радость
К ним лень еще прибавлю,
Лень с ними заодно… (1819).
Отношения между трудом и ленью не исчерпываются этой оппозицией. Различия между ленью и трудом могут стираться: «Рифма, звучная подруга/ Вдохновенного досуга, / Вдохновенного труда» (1828).
В.Э. Вацуро, анализируя мотивный комплекс лирики Батюшкова, который можно назвать «ленивый поэт-философ», приходит к выводу: «Лень, праздность (досуг) – два других эстетических термина, важных в поэтике Батюшкова. Они означают не ничегонеделание, но отсутствие самопринуждения, внутреннее равновесие, при котором человек может придаться духовному занятию. Батюшков <…> утверждает мысль о поэтической праздности как о состоянии внутренней свободы и ссылается на знаменитых ленивцев – Анакреона, Лафонтена, Шолио, Лафара»[4].
Пушкин использует сходный набор идей. В стихотворении «Моему Аристарху» Пушкин-лицеист выстраивает литературную родословную своей «гордой лености» («Дельвигу», 1830), опираясь на ту же эпикурейско-анакреонтическую традицию, что и Батюшков.
Анакреон, Шолье, Парни,
Враги труда, забот, печали
О вы, любезные певцы,
Сыны беспечности ленивой
Давно вам отданы венцы
От музы праздности счастливой,
Но не блестящие дары
Поэзии трудолюбивой (1815).
Однако в лирике Пушкина наблюдается некоторая избыточность упоминаний лени. Например, в пределах одного текста возможны многократные повторы как форм слова «лень», так и его синонимов («К моей чернильнице», 1821). Лень может замещать все позиции лирической ситуации, становясь атрибутом пространства («под сенью лени» – «Моему Аристарху»), вещей («ленивых трубок» – «Всеволжскому», 1815), звуков («часов ленивый бой» – «Посланье к Юдину», 1815), описанием состояния поэта, персонажей и групп персонажей («их ленивыми толпами» – «Цыганы»), природных объектов («Кто волны вас остановил, / Дремотой лени усыпил», 1823). Лень оказывается аллегорией музы, поэзии («Сон», 1816), наделяется антропоморфными чертами («лени голос милой» – «Гроб Анакреона»).
Следовательно, лень выполняет больше функций, чем предполагает ее место в сюжете антиповедения. В большинстве пушкинских текстов лень – основа ситуации творчества: «В таком ленивом положенье стихи текут и так и сяк» («Моему Аристарху»). Более того, лень связана с образами некоторого первоначального творческого хронотопа (15 раз в стихотворениях встречаются рифмы лень-сень или лень-тень). Слова «сень», «тень» содержат семантику укрытия, покрова, следовательно, лень можно истолковать как особое защищенное пространство, символическую «утробу».
Неудивительно, что у Пушкина лень связана с хронотопом рая (в поэме «Гаврилиада», например, читаем: «Где без трудов они так долго жили / В объятиях ленивой тишины), хронотопом Царского села («Я пеньем оглашал приют забав и лени/ И царскосельские хранительные сени» – «Чаадаеву», 1821), а также с разнообразными укрытиями и убежищами («Любовью, дружеством и ленью/ Укрытый от забот и бед, / Живи под их надежной сенью;/ В уединении ты счастлив: ты поэт» – «Дельвигу», 1815). Лень соотносится с уединенным сном и тишиной: «сладкий сон приходит в мирны сени <…> / склонен на посох томной лени» («Мечтатель», 1815).
Все эти признаки позволяют сделать вывод, что лень является точкой отсчета сюжета «ухода и возвращения» (из рая – в рай, из Царского села – в Царское село).
Промчались годы заточенья
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И Царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
Иной, под кивер спрятав ум,
Уже в воинственном наряде
Гусарской саблею махнул —
В крещенской утренней прохладе
Красиво мерзнет на параде,
А греться едет в караул;
Другой, рожденный быть вельможей,
Не честь, а почести любя,
У плута знатного в прихожей
Покорным плутом зрит себя;
Лишь я, судьбе во всем послушный,
Счастливой лени верный сын,
Душой беспечный, равнодушный,
Я тихо задремал один…
(«Товарищам», 1817)
Хранитель милых чувств и прошлых наслаждений,
О ты, певцу дубрав давно знакомый гений,
Воспоминание, рисуй передо мной
Волшебные места, где я живу душой…
Веди, веди меня под липовые сени,
Всегда любезные моей свободной лени,
На берег озера, на тихий скат холмов!..
Да вновь увижу я ковры густых лугов,
И дряхлый пук дерев, и светлую долину,
И злачных берегов знакомую картину,
И в тихом озере, средь блещущих зыбей,
Станицу гордую спокойных лебедей.
(«Царское село», 1823).
Начальный пункт этого пути – выход из лени в энтропийное время:
С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошёл, ебёна мать!
(«Телега жизни», 1823)
Конечный пункт представляет собой переход в мир «трудов и чистых нег»:
Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрём.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег (1834).
Кроме атрибута особого пространства, лень является знаком избранности, отличия. Адресаты дружеских посланий оказываются ленивцами: «парнасский счастливый ленивец» («К Батюшкову», 1814), «Где ты, ленивец мой? («Послание к Галичу», 1815), «ленивый Пинда гражданин» («NN», 1819), «обожатель забав и лени золотой» («Всеволжскому», 1819). Лень – это и аллегорическая мать поэтов: «дети мудрой лени» («Сон», 1816), «Дельвиг <…> сын лени вдохновенной («19 октября», 1825).
Таким образом, лирический герой выстраивает вокруг себя расширяющуюся сферу лени: тело, постель, диван, уголок, городок, сады, круг друзей-ленивцев, любимых творцов. «Утробное» состояние включает в себя креацию, творчески продуктивное пространство, близкое царскосельскому: «С небрежной леностью нанизывал куплеты» («Шишкову», 1816), «Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым <…> поэтом забываюсь я («Воспоминания в царском селе», 1829). Выход из пространства лени опасен (см. «Анри Шенье», 1825: «Куда, куда завлек меня враждебный гений / <…> Зачем я покидал безвестной жизни тень? / Свободу и друзей, и сладостную лень?»). Возвращение в мир лени возвращает творческие способности. Лень включается в перечень поэтических атрибутов, необходимых для креации.
Читать далее по ссылке
эстетический статус лени в лирике Пушкина
Показать спойлер
Эстетика эстетикой, но сам тезка мой пахал как каторжный и все равно в долгах помер
читала, азарт игрока-картежника имел Алексан Сергеич
подводил он его иногда, на несколько дней зависал
подводил он его иногда, на несколько дней зависал
Да и не только... разным страстишкам был подвержен, чего уж там..... Человек жил в свое удовольствие... и славы хотел снискать, и к политике проявлял определенный интерес, но не срослось... хотя и был мистиком, а у них как раз на этом поприще обычно нормально идет.
Что вы вообще знаете о главном, втором смысловом ряде произведений Пушкина?
Не во всех он есть, но есть ключевые произведения.
Не во всех он есть, но есть ключевые произведения.
Сейчас читают
Обсуждение автозвука
164555
626
Какая гнетущая тишина на БэЗэ )))
25679
114
Где большой выбор клеящейся пленки "под дерево"
3660
10
Ооо, ууу, все яснолень это про себя вы )) шутка
Наслаждайтесь:
Наслаждайтесь:
Здорово! Раз и готовенькое. Вкусненькое.
Собирается целая библиотека интересненького про Пушкина.
Собирается целая библиотека интересненького про Пушкина.
Что же делать, если понять и раскрыть самостоятельно не дано основной массе населения.
Но хорошо, что есть кому просветитьне ленись только внимать...
Но хорошо, что есть кому просветитьне ленись только внимать...