Акустические суперколонки – на коленке
3138
33
Поскольку моя усилилка стоит около компьютера, да и вообще с ним соединена, решил написать в «Околокомпьютерные темы»
Не понимаю, чего такого особливого за многие тысячи могут изобразить зарубежники, чтобы потом в прайсах гордо писать "Дерево". Коробка – не бином Ньютона.
Покупаете в "Практике" три листа фанеры 10 и брус 50. Ширина листа 75 см, на фото это – высота. Остальные размеры выбираете так, чтобы меньше пилить. Тонкость – размеры Д,Ш,В лучше выбирать некратными: богаче спектр резонансов будет. По той же причине динамик надо сместить от середины высоты. Да и от середины ширины тоже надо было бы сместить, но поленился, да и слишком несимметрично, эстетика пострадает.
Важно всё хорошо стянуть болтами. Перед ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ стяжкой можно эпоксидки по стыкам налить – акустика получшеет (сам сделал не везде). Я стягивал при работающем динамике, заполз внутрь, чуть не оглох. У салона легковушки, особенно длинной, резонанс, наверное, на 30-50 Гц, автомобилисты точно глохнут от своей музыки.
Расчётный резонанс v/(2L)=330/1,5=220 Гц. Вполне возможен резонанс при косом отражении от стенок, путь побольше, поэтому ну герц 150. Более низкие частоты – уже на спаде АЧХ. По уровню 0,7 выходит 100 Гц. Но это честный спектр, без фазоинверторной кишки. Различаю барабаны, вот по одному бьют, вот по другому. Ноты контрабаса различаю. Некоторые оркестровые записи действительно звучат, как оркестр.
Нелинейные искажения слышу только на большой мощности, какую редко врубаю. Приноровился обнаруживать нелинейщину на одной песне Сесарии Эворы: голос низкий, стены дрожат. При этом привносится тонкий визг – может, нелинейщина, а может, голос такой.
Динамики 25ГДШ широкополосные, т.к. с двойным конусом. Если появятся широкополосные головки большего диаметра, поставлю. Усилитель 2*18 Вт, реально, возможно, меньше. Думаю удвоить – не для громкости, для качества. Микросхемы TDA2030. Вот ещё что околокомпьютерного. Вырубаю компьютерный звук при включённыой усилилке, шум в колонках исчезает. Стало быть шумит звуковая карта SBLive!. Надо преходить на Audigy.
Раскрасил – в меру таланта. Конечно, до "Чёрного квадрата" (худ. К. Малевич, "Вид из окна, как негры ночью разгружают вагон с углём", холст, кузбасс-лак) не дотягивает. Но красная – натуральный кадмий, три звёздочки. Синяя – всего **, поскупился, блин, вот и выглядит, как чёрная.
Бимс
"Мдаа... Лажа..." (с) ДМБ
Бимс
"я тебя слепила из того, что было, а потом, что было, то и ..."
заголовок не совсем подходит к твоему изделию, но то что сам, своими руками - дает надежду, что следующая поделка будет хотя бы приближаться к чему-то более совершенному :ухмылка:
PN
"Мдаа... Лажа..." (с) ДМБ
Ветеран, если бы ты вернул мне 210 руб за нерабочий дистриб Мандрейк 10.0, я бы с бОльшим вниманием прислушался к твоему замечанию, правильному и содержательному. У меня и бумажки - "Компашки" к дистрибу есть.
Бимс
>> Не понимаю, чего такого особливого за многие тысячи могут изобразить зарубежники, чтобы потом в прайсах гордо писать "Дерево".

Например они могут использовать MDF вместо фанеры и не использовать 25ГДШ:улыб:И систему сделать двухполосной...
Смысл построения этого шедевра мне непонятен.. крутая экономия ? Деревянные колонки по цене пластикового Гениуса ?
Бимс
А я-то здесь причем? В Компашку и иди... Там тебя, в отличие от нашей точки, технично пошлют на буковок на несколько... А я, как уже отметил, такой Мандрейк не продаю...
VinD
>Смысл построения этого шедевра мне непонятен..
Он же написал, чтоб громко было... Для попсы, типа: ТРЯМ...БРЯМ - вполне нормально, но не для качественного воспроизведения какой-нибудь классики :ухмылка:
Бимс
а какие параметры у дина и объем ящика? или просто наобум сколочен?:улыб:
Бимс
:live:
Представляю себе объем работ. Заслуживает уважения.
Неплохо придумано - широкополосник, опять же разделительных фильтров не нужно.

АЧХ не пробовал снимать?

Их еще бы карпетом снаружи отделать (материал, которым и автомобильные сабы обтягивают) и пластиковые черные уголки добавить.

audigy не спасет. Попробуй отрубить все лишние входы (микрофон, линейный, сидишный, если не используется).

http://gajdar.nm.ru - тоже пример применения широкополсников.
Бимс
Браво! С удовольствием прочитал. :live:
Усилилка, надеюсь, тоже самопальная, с лампой от телевизора? :миг:Остается последний шаг - самопальная звуковая карта.
Не понимаю, чего такого особливого за многие тысячи могут изобразить зарубежники, чтобы потом в прайсах гордо писать ... 192 КГц.
Итак, покупаем лист текстолита...
Aton-Ra
Во накинулись! Отвечаю всем сразу.
Сделал, потому что в Гондурасе зудело. Как одну коробку за два дня сделал, немного полегчало. Поэтому вторую, а куда ж без стерео, делал три, блин, недели.
2 Aton-Ra. На следующий год поступай в НГТУ на кафедру электронной техники. У них для абитуры в рекламе написано, что самые-самые высококачественные усилилки до сих пор делают на лампах. Нет, я так высоко ещё не летаю.
Размеры, повторяю, выбирал, исходя из принципа наименьшего действия. Главное, ширина и глубина должны различаться минимум на десятки процентов - спектр будет получше.
АЧХу не измерял, это впереди, но низы впечатляют - это и была основная цель "проекта", как сейчас говорят. Народ, видимо, не вчитался с первого раза. Я же писал, что некоторые оркестровые записи звучат по-концертному. Громкость использую процентов 20 от максимальной. Буду мощу усилилки удваивать, не для того, чтоб балкон отвалился, а чтоб у басовитой Сесарии Эворы визг не слышался (надеюсь).
Да, Audigy может и не сработать, причина шумов может быть в соплях, а не в чипе. Хотя, вроде всё отключил - микрофон, линейный. Вот сидишный надо отключить. Ясно, впрочем, что если у какой-то новомодной Звуковухи паспортный сигнал\шум, такой же, как у Live!, то для работы с последующей усилилкой покупать её не стоит.
Всем спасибо за обсуждение! До чего же у нас народ, блин, доброжелательный!
Бимс
На следующий год поступай в НГТУ на кафедру электронной техники
Спасибо за предложение, но третье высшее - это уже слишком :бебе:
У них для абитуры в рекламе написано, что самые-самые высококачественные усилилки до сих пор делают на лампах
Дурят абитуру! Не качественные, а дорогие и поганящие (ой, пардон, приукрашивающие) звук.
Это во-первых, а во-вторых, не понял, чем так задела упомянутая мной лампа?
До чего же у нас народ, блин, доброжелательный!
Расслабься, по-моему, все поняли, что ты просто хотел поделиться радостью, и отнеслись по-доброму... как я :улыб:Игрунки и киноманы возьмут комповые пукалки типа Свинов за 100 баксов.
Желающие слушать музыку возьмут чего такого особливого за многие тысячи ...и, возможно, баксов.
А у кого зудит, берет в руки лобзик. Достойный уважения способ проведения досуга :pivo:
Бимс
Не понимаю, чего такого особливого за многие тысячи могут изобразить зарубежники

вот именно, не понимаешь... поставил бы себе С-90 и радовался жизни... имхо :ухмылка:
Vovis
Спасибо, друг! Теперь я знаю вторую актуальную мАксиму Ларошфуко. До сих пор я помнил только одну: "Многие женщины добродетельны только потому, что на их добродетель не нашлось покупателя". Читай скорее, пока форумское начальство этот оффтоп не стёрло.
А что такое С-90, сколько он(она, оно) стоит, я не знаю, потому, наверное, и радуюсь жизни.
Бимс
Radiotehnika S-90 - культовые колонки среди любителей качественного и недорогого звука. Их вполне реально купить бэу за 2000. А еще к ним нужно примерно за такие же деньги взять усилитель Корвет, Одиссей или Бриз... Такой комплекс запросто переиграет любые компьютерные колонки... А еще в сети масса материалов, как такое довести до полного ума...

А то, что ты сконтрапупил, извини, но правда - порнография. 10-мм фанера в корпусе... Как минимум 20-мм и МДФ... и пишалки... и фазоинвертор рассчитать (причем, с российскими динамиками это не так сложно, все параметры есть в инете). А в идеале - еще и байамп-подключение... Причем, это не просто слова... В юности (лет 13-14 назад) я сам пытался, и довольно успешно, подобное изображать, поскольку денег на "купить готовое" не было...
Aton-Ra
Дурят абитуру! Не качественные, а дорогие и поганящие (ой, пардон, приукрашивающие) звук.
Это во-первых, а во-вторых, не понял, чем так задела упомянутая мной лампа?
Что ты говоришь :ухмылка: Вот как раз не дурят абитуру. Учите матчасть, уважаемый :ухмылка: :спок:
Сибиряк
Будем утверждать, что лампа не красит звук? Тогда матчасть придется учить Вам :спок:
Aton-Ra
Здесь что ли почитай... На средних мощностях лампы -рулез :live:
Сергей
Сам-то читал? Пара цитат:
простенький домашний усилитель на лампах "исправляет" студийную звукозапись, выполненную на транзисторном оборудовании
То есть любитель лампы слушает не запись, а исправленное.

выразительность звучания просто заменяется на большую комфортность
То есть если хочется не комфорта, а честности, лампа не пойдет.
Я тебе могу десяток таких статей дать. И везде пишут, что лампа... не, надоело повторяться :бебе:
Бимс
Сколько весит каждая из колонок?
Послушать их можно?
Aton-Ra
В любом случае мы слушаем «исправленную» музыку. Динамический диапазон «живой» музыки более 120дБ (на что способна аналоговая техника), т.е. требуется компрессия (1-й раз испоганили музон). Бытовая цифровая запись – 96дБ (2-й разик)
Это тормозное создание – человек, вообще не способен нормально, линейно, воспринимать звук. На малых уровнях громкости он плохо слышит высокие и особенно низкие составляющие, которые он слышит не ушами, а печенкой и другими внутренними и наружными органами. Т.е. для нормального восприятия музыки необходимо создать тот же уровень, который был в концертном зале, но боюсь соседи будут против… Необходимо подкорректировать АЧХ для заданного уровня звукового воспроизведения (3-й разик).
О каком «точном воспроизведении» можно вообще говорить?
Человек одновременно может различить сигналы на уровне ~60дБ на этот уровень он и регулирует свою аудио технику. Куда делись отдельные 40дб-е всплески от цифровой записи (это как имея усилитель в 100Вт слушать музон с уровнем в 1Вт) – в ограничение!
Вот мы и добрались до этого валуна.
Усилитель без обратной связи срежет этот излишек (ламповый так еще и аккуратно, с минимальными составляющими высших гармоник). Усилитель с обратной связью, зайдя в ограничение разрывает цепь ОС, что вызывает паразитные колебательные процессы, выражающиеся в излишних шумовых эффектах далеких от воспроизводимого музона.
Основная масса транзисторных усилителей построена с обратной связью, для стабилизации работы и линеаризации его характеристик.
Сергей
Согласитесь, эти 3 исправления - не повод "исправлять" ее еще раз. Так можно продолжить - опустить, например, середину, чтоб торкало, и вообще побольше разных железных и программных темброблоков. Ведь...
В любом случае мы слушаем «исправленную» музыку

Т.е. для нормального восприятия музыки необходимо создать тот же уровень, который был в концертном зале, но боюсь соседи будут против…
Существуют на порядок более дешевые наушники, не как замена, но как альтернатива акустике.

О каком «точном воспроизведении» можно вообще говорить?
О максимально точном. Если это необходимо. Звук может быть комфортным и красивым, а может быть сухим и точным. И лампа, и транзистор имеют свои недостатки. Выбирает каждый под свои уши.
PN
В жизни не задумывался, как работает фазоинвертор в колонках. Но твоя конструктивная критика сработала:). Я понял, что фазоинвертор – это очень просто. Уже присмотрел сантехнические пластиковые трубы 63 и 80 мм, зазор между стенками – мизер. Делаем трубу переменной длины, как у тромбона, и настраиваем по вкусу. А рассчитывать - можно, конечно. Как понимаю, это – закритический волновод, селективный (слабо, думаю) за счёт отражения от открытых концов. Стало быть, какой ни сделаешь – сильно не промажешь. О результатах доложу.
Даже совет о 20 мм фанере думаю воплотить в жизнь. Вот тогда и поговорим со знанием дела. Сейчас, честно говоря, сомневаюсь, а так ли уж важна толщина. Изгибная деформация – обратный куб толщины, т.е. уменьшится в 8 раз. Неужели это важно? У меня коробка и сейчас не дышит. Подскажи, какого размера коробки делают из 20 мм?
Aton-Ra
Впервые слышу термин "украшательство звука". Наверное, потому, что у меня не консерваторское образование. Намедни, по газетам, главреж Опёрного пёр на главдирижёра, что тот в каком-то спектакле "раздувает ноты".
Других спецов по звуку у нас в городе просто нет. Как раз та самая кафедра НГТУ только-только начала готовить звукооператоров, судя по их рекламе. Все остальные – самоучки с разным сочетанием радиолюбительского опыта и апломба. ГПНТБ перестала получать журнал "IEEE transactions on acoustics, speech and signal processing", because он у нас никому не нужен. Алсы и Земфиры пишутся в Явропах.
Украшательство в чём измеряется, в процентах или в децибелах? Если в дополнительных тонах, то это нелинейные искажения, которые есть у любой усилилки. По отношению сигнал\шум с лампами не тягаться, (а народ говорит, что и по гармоникам). Я всё-всё отключил в звуккарте, а шум есть. Так что твой "совет" насчёт ламп хороший, только сложно это, а я-то о том, как попроще, да и не об усилилках я, а всего-то о коробке, за которую я точно платить не хочу.
Бимс
Приукрашиваниме звука - чисто субъективный параметр. Например, бытовая техника намеренно так настроена, чтобы сочнее получалось. А вот студийные мониторы, делаются так, чтобы избежать такого явления, дабы звукорежиссер слышал все огрехи исполнителя...

А по поводу увеличения сопротивлению изгибной деформации - это критично, чтобы корпус не издавал всяких призвуков... Крутые колонки, например, если по ним постучать, то вообще не издают никаких звуков. Ощущение, что стучишь по каменной плите...
PN
Крутые колонки, например, если по ним постучать, то вообще не издают никаких звуков. Ощущение, что стучишь по каменной плите...

Угу... акустическая черная дыра :хехе:Всему есть предел. Наверное, и от мощности/развиваемого давления есть зависимость. Никто не будет городить стенки дециметровой толщины для динамика мощностью 1 ватт. Он не сможет прогнуть и гораздо менее толстые стенки.
Бимс
Впервые слышу термин "украшательство звука". Наверное, потому, что у меня не консерваторское образование.
Люди с консерваторским образованием (почти все) не нуждаются в подобных знаниях. Они музыканты, а не техники.

Намедни, по газетам, главреж Опёрного пёр на главдирижёра, что тот в каком-то спектакле "раздувает ноты".
Они там еще и не такое творят. И музыканты, и звукачи. :шок:

Других спецов по звуку у нас в городе просто нет
Очень смелое утверждение, опровергаемое следующей же фразой:
кафедра НГТУ только-только начала готовить звукооператоров
Кто же обучает? :ухмылка:

Так что твой "совет" насчёт ламп хороший
Это не совет, просто посмотрел на фотку, и подумал, что для полноты картины вот тут бы еще коробочку с лампой :улыб:
только сложно это, а я-то о том, как попроще, да и не об усилилках я, а всего-то о коробке, за которую я точно платить не хочу
Я бы тоже с удовольствием спаял бы или заказал, например, усилитель для наушников, однако, насколько я понимаю, здесь даже деталей таких нет :а\?:

Про то, что такое приукрашивание, PN уже сказал.
Aton-Ra
Ты хочешь ламповый пред для наушников? Уважаю... А какие уши?
Еще до кризиса, сразу после армии, помницца. работал я некоторое время в одной конторе по продаже звука:улыб:Тогда доллар был короче и один дядя заказал себе Sehnheiser Orpheus за 16000$ (шестнадцать килобаксов). Вот тогда я понял, как должны играть наушники:улыб:Особенно, если с них слушать правильный диск, вставленный в правильное устройство (раздельные привод + ЦАП Krell)

эххх... было ж время...

Но, это так - оффтоп
Бимс
Фанеру не ищи. Ищи МДФ 16-20 мм. Это такая... типа ДСП что ли... только плотнее:улыб:Вот... Размеры? Ну из такого материала делают и полочники размерами меньше, чем мидитауэр и напольники до 160 высотой (но здесь применяются внутренние перегородки для поднятия жесткости). А сопло инвертора, когда настроишь, нужно-таки выполнить уже в "жестком" виде, а не раздвижной. А еще можно поприкидывать, куда его вывести. Одно время (на напольных колонках) было модно выводить его в нижний торец, а сам корпус приподнимать над полом, а еще ставить под выходом конус-рассекатель. Можно вывести назад, но тогда надо ставить колонки на некотором (метр-полтора) расстоянии от стены. В общем, решений масса, но самое главное - это закругли края труб. Иначе, если поток воздуха в сопло будет сильный, а он и будет таким, то ты можешь услышать неприятный присвист (не прикалываюсь)... И все-таки подумай над пищалкой. Двухполосники рулят:улыб:
2 Aton-Ra. На самом деле - да, есть предел наращиванию толщины стенок корпуса. Обычно, полочники и напольники до 200 Вт подводимой мощности редко когда выполнияются из панелей толще, чем 18-20 мм... Главное - правильно этот корпус заглушить...
PN
Ты хочешь ламповый пред для наушников? Уважаю... А какие уши?
Насчет лампового - не уверен, что оно мне надо. Готов взять что-нибудь б/у, но это маловероятно, судя по реакции простого народа, явно не слышавшего не то что про Орфеус, но даже про Зенхайзер:
http://forum.academ.org/index.php?showtopic=18287
Наушники Beyerdynamic DT 990 Pro, 250 Ом.
Как бы тоже оффтоп :миг:
Бимс
>о коробке, за которую я точно платить не хочу
Можно обойтись одной доской из 16мм ДСП перекрывающей угол комнаты. Сверху закрывается наглухо, а снизу открыт, между полом и краем доски формируется фазоинвертор. Внутрь вкладывается звукопоглощающий мешок из ватина, синтепона... Панель прижимается к стенам угла через демпфирующие прокладки (губчатая резина, валик из ткани...) большими шурупами. Катеты треугольника (вид сверху) а= 23.5*(корень кубический)Rдиффузора, высота панели =2а. Динамик размещали в верхней части панели на расстоянии равном от боковых граней + парочка высокочастотников. Обтягивалось крашеной марлей с прокладкой из синтепона, а сверху клеилась лакированная фанерка - угловая тумбочка для цветов:улыб:Весь угол комнаты работал как рупор, звучек был обалденный и голова не болит куда б задвинуть эти ящики:)
Сергей
Титан! Это в моём стиле. Учту.