Новосибирск и Академ - свои и чужие
479218
2016
Гербарий не значит плохо, просто состояние. Икебана же объект для медитации...

Окуджава это советский поэт. Не в политическом смысле, а сам феномен Окуджавы был возможен только в советское время. Он сам говорил, что его мечта была иметь на Арбате подвальчик, где могли бы встречаться его друзья и единомышленники. Разумеетс, это не нынешний Арбат с нелепыми наворотами, а старая доперестроечная тихая улица с театром Вахтангова, магазинчиками со всякой ерундой, которую никто не покупал. В общем такая советская тоска - и тут пиршество духа в окуджавском заведении. Я думая в такой обстановке его песни воспринимались бы идеально.

Вообще то я не поклонник бардовской песни. Это направление мне представляется слишком и принципиально инфантильным. Такой русско-еврейский субкультурный симбиоз. То есть происхождение от еврейских городских песенок, которые сами возникли как элемент адаптации евреев местечек к выходу из традиционных общин в конце 19 века и восприятию русской мещанской и мелкобуржуазной культуры. Окончательно жанр созрел в период послесталинского интеллигентского романтизма под названием "оттепель". Но следует однако признать, что в политическом смысле это было действительно достижение - создание хоть и наивной, но субкультуры неподконтрольной государству.

И хорошо, что попытка политизировать это направление Галичем (пауреатом премии КГБ) не удалась. Хорошо для жанра и его поклонников. На этих песнях воспиталось целое поколение интеллигентов, которые стали ударным отрядом по снесению советской власти. После чего этот контингент "задвинули подальше". Вот такая политика получилась.

Недавно случайно посмотрел по ТВ фрагмент юбилея Жванецкого. Там бард Никитин спел что-то в бардовском смысле про юбиляра. Выглядело это ужасно. Все вежливо дослушали выступающего.

Нет, это направление теперь только для своеобразной медитации старых почитателей и эстетов.
Ни Высоцкий, ни Малевич. Ни Окуджава, ни Кандинский.
а как же Щербаков? самое лакомство для снобов! :-))
Spirit
Я оценила Ваш подход, но тут удержусь от развернутого ответа.
Отмечу только, что это было одно из самых интересных явлений в кульутре 60-х, в советской, конечно, а если точнее, то антисоветской. Оно не было протестным по происхождению, но стало таким нечаянно.
sosnovka
Ну, если по Spirit'у, то Щербакову еще надо вылежаться, чтобы начать надоедать или не надоедать. В таких терминах о нем еще рано.
В результате я за глубокое общение держу только общение с подобными себе чудиками.
--------------------------
Осознав это противоречие, я уже не могла выкинуть его из головы.
Глубина общения может определяется только добротой, душевностью и открытостью, а никак НЕ образованием и НЕ интеллектом.

Но против факта не попрешь, даже если сформулировать его не в такой эмоциональной форме, как у меня выше. По опыту моей жизни – а тут я вправе говорить только о себе - не возникает достаточной близости с людьми другого круга интересов, другого уровня понимания, других потребностей, наконец (проверяли, знаем). Проще всего сказать: А, снобЫ! Но дело совершенно не в образовании, не в уме, не в интеллекте.

Дело в том, что доброта, душевность, открытость предполагают, что люди способны разделить боль и надрыв друг друга. Счастье и радость делятся автоматически. Глубокие, близкие отношения возникают с теми, с кем, ты знаешь и чувствуешь, что можешь взять их боль на себя. Открытость предполагает, что любое чувство человека – наружу и ты можешь это чувство или разделить, или разбередить. Можешь легко ранить, или помочь. В общении это всегда чувствуется, может быть даже сильнее всего остального. Может быть, именно это стоит за словами «счастье – это когда тебя понимают» (а, соответственно, несчастье – когда нет).

И так получается, так складывается - и это опять из опыта, и не только моего - что боль и надрыв интеллектуала часто (не всегда, конечно) отличаются от боли и надрыва человека неинтеллектуального склада и образа жизни. Если отчуждение возникает, то именно от этой разницы.

А сами по себе интеллект и образование фигня. Боль должна быть общей, тогда и близость возможна.
То есть, вы считаете, что чувство "свой-чужой" и определяет не только глубину или приятность общения, но и самую его целесообразность?

Автор топика Lynx с этого, собственно, и начал, что до сих пор видно в сабже.

И он не единожды подчеркивал, пока участвовал в обсуждении, что не в снобизме, собственно, дело, и не снобизм обсуждать надо, а почему так разошлись (и разошлись ли вообще) пути Новосибирска и Академгородка, прежде всего в головах жителей, в мифах, в стилях, и т.п.
Крыска
То есть, вы считаете, что чувство "свой-чужой" и определяет не только глубину или приятность общения, но и самую его целесообразность?
-------------------------
На такой вопрос можно ответить только применительно к себе, верно? Я не думаю об общении в терминах целесообразности, у него нет дургой цели, кроме него самого, это же не бытовая техника. Оно просто есть глубокое или поверхностное, интересное или нет, приятное или нет. Думать, почему оно бывает разное, интересно. Иногда необходимо.

Тут, я всего лишь попробовала на доступном мне уровне объяснить парадокс, что близость между людьми возникает из их душевных качеств, но обычно почему-то наблюдается между людьми со сходным образовательным и культурным уровнем. И редко наблюдается между людьми далекими по этим признакам. Если дело в душе, то при чем тут образование? Меня удивил сей парадокс, я попробовала в нем разобраться. Возможно, мне удалось показать, что это не снобизм, а разнциа в складах, во внутреннем устройстве людей разных социальных слоев.

Я не считаю, что пути городка и города разошлись. Оба идут в сторону экономического либо краха, либо процветания, как карта ляжет. А если есть какая-то разница (я не знаю, но допустим, что есть), то ее корни не в городе vs городке, а в истории российская интеллигенция начиная с 19го в. Это и про головы, и про мифы и про стили.
> близость между людьми возникает из их душевных качеств, но обычно почему-то наблюдается между людьми со сходным образовательным и культурным уровнем.

Потому что людям свойственно отсеивать нежелательные контакты.
Осознанно, неосознанно...

> И редко наблюдается между людьми далекими по этим признакам.

Зато между разными людьми часто возникает сильный интерес друг к другу. До поры, до времени, но тем не менее.

Я, собственно, понятия "свой-чужой" понимаю не как душевную близость или неблизость, а как что-то генетическое-энергетическое. Интеллект тут, я тоже считаю, ни при чем.
Крыска
Я, собственно, понятия "свой-чужой" понимаю не как душевную близость или неблизость, а как что-то генетическое-энергетическое.
------------
У-у, мне такое, кажется, незнакомо. Энергетическое "свой" я еще могу как-то представить, слово "биотоки" всплывает. А вот генетическое, да чтоб ощущалось... Что, правда, ощущается?
Говорят, что некоторые моменты анатомии очень часто имеют неосознанное определяющее значение в момент знакомства, форма рук, ушей, собственный запах человека, и т.п. Не столько генетика, как таковая, сколько собственная генетическая предрасположенность к людям с определенными физиологическими признаками...
Крыска
Вполне возможно.
Хотя что-то звериное - в хорошем смысле:улыб:- в этом есть.
Это советская власть умудрялась делать всё антисоветским, поэтому и погибла. Вот я во всяких каратэ клубах занимался на заре этого направления в России. В конце концов его запретили. То есть сделали антисоветским. Также у нас были антисоветскими йога, экзистенциализм, религия, абстрактная живопись - система делала любую МЫСЛЬ антисоветской. То есть советским человеком мог быть только тот, кто не мыслил.

:улыб:

В этом смысле, бардовская песня была тоже , ну не совсем советской в глазах системы. Хоть повторяю - этот феномен возможен был только в советское время. Да, это была и одна из форм протеста. Но вот не стало против кого протестовать и бардовское движение растворилось, остались призраки минувшего. Даже полуофициальное название САМОДЕЯТЕЛЬНАЯ песня сейчас не имеет смысла. Не называть же любительской песней. У неё нет НИШИ в нынешнем социуме.
И что самое главное в системном смысле - где следующее ПОКОЛЕНИЕ бардов - нету продолжателей дела. А ведь во всякой системе духовнй или эстетической традиции важна именно контактная передача. Вот священники столетиями "рукопологают" в сан. А у бардов традиция умирает. Вот был фильм - Последний самурай, надо снять другой грустный фильм - Последний бард!..
Spirit
Мне кажется, что Вам кажется, что здесь можно обсуждать, ну, буквально все! Не буду Вас в этом разубеждать. Это даже симпатично.

1. Вы можете указать, по каким таким признакам бардовская песня не могла быть ни в какое другое время, кроме советсткого? Против кого протестом были "Ах Арбат, мой Арбат"? "Снег, снег, снег, снег"? "Все перекаты, да перекаты"? "Люди идут по свету, им вроде немного надо", "Милая моя, солнышко лесное"?

2. Всякое культурное явление переживает взлеты и падения. Хотя, возникает вопрос, Лена Фролова, по-вашему, совсем уж закат жанра?
С историческими событиями это просто хронологически совпадает. Иначе можно было бы утвержать, что, романтизм иссяк, потому что разгромили декабристов. А символисты кончились, потому что была Первая русская реаолюция. Продолжателей романтизма и символизма тоже нет. Про классицизм я молчу.
Продолжением традиции является новая традиция, которая растет на месте старой как ее альтернатива.

3. Если эти песни не поют из каждого окна, это не значит, что ниши нет. Ни одному жанру не обязательно быть массовым.
Это был не столько протест, сколько вызов официозу. В то время много что воспринималась как вызов - причёска, например. Сам факт неофициального творчества был вызовом. Людей садили за выставки на дому и "антисоветизм" в частных письмах. Я не говорю, что это было антисоветское творчество, просто в любой момент система могла признать её "вредной", безидейной, "уводящей от борьбы".

Указанные Вами жанры действительно представляют собой музейный и академический интерес. На латыни и санскрите люди тоже разговаривают, но не думают и не воспитывают детей.

Люди перестали мыслить и чувствовать "по-бардовски", классически и т.д.

До понедельника!

:улыб:
Spirit
про отсутствие следующих поколений бардов..
хм, скажите об этом 15-30 летним, которые проводят
конкурсы бардовской песни - слушают, участвуют и - побеждают.
Вы скажете, что это смешно, что они неуместны и нелепы? как сноб сноба я пойму и соглашусь,
но ведь и в самодеятельной песне 70-х годов 9 из 10 были нелепы и неприятны на слух. несчастные в академгородке страдали и слушали, потому что носили тавро "интели", и послушно повторяли дурацкие привычки питерских и московских прообразов.
Последний академовский сноб - это уже будет
фильм-фантастика. они свои, но именно в такой жизнеформе:улыб:
Крыска
Говорят, что некоторые моменты анатомии очень часто имеют неосознанное определяющее значение в момент знакомства, форма рук, ушей, собственный запах человека, и т.п. Не столько генетика, как таковая, сколько собственная генетическая предрасположенность к людям с определенными физиологическими признаками...
Это в подобных теориях имеет отношение к генетике - якобы при межполовом общении люди подсознательно тянуться к носителям максимально отличных от их генов, чтобы потомство получило наиболее разнородный набор генов и могло лучше переносить разнообразные тяготы жизни. каким образом происходит "считывание" благоприятного образа, неизвестно, наиболее вероятно - при помощи запахов.
Fuksia
соответственно, правильно проанализировать число браков и случайных половых контактов между урожденных в городе и в академгородке. если чаще, чем из общих соображений должно быть - значит чужие:улыб:
Хотя, возникает вопрос, Лена Фролова, по-вашему, совсем уж закат жанра?
вот именно.

а я опять встряну с Щербаковым. мне кажется, это единственный автор, который выражает дух академгородка. по-настоящему. несмотря на то, что он никогда здесь не жил. мне кажется, никто так хорошо не отражает интересы именно той "прослойки общества", что преобладает в городке.
Для "своих и чужих" любителей не только бардовской песни есть небольшая информация в Музыкальном Форуме
*Терминатор приглашает.
**Терминатор просит прощения у собравшихся за то, что встрял и клятвенно уверяет модераторов, что такого больше не повторится.
Lynx
Какие дебаты на этом топике! Заметила его только сейчас и не могу не высказать свое мнение, поскольку за свою недолгую жизнь успела пожить в городке, выучиться в НГУ и продолжить жить и работать в городе.
Насчет НГУ- отличный университет, по сравнению с другими, где училась часть знакомых, пожалуй, единственный достойный ВУЗ города (я не учитываю профильных особенностей, так, например, конечно, строительству лучше учиться в Сибстрине:)
Насчет снобизма студентов НГУ- в универе ненавязчиво прививают сознание собственной исключительности лишь оттого, что ты там учишься:) Но выльется ли это в снобизм зависит от стартовых интеллектуальных данных студента. У иных и правда снобизм проглядывает, но не факт, что они не стали бы снобами по к-либо другой причине, не связанной с обучением в универе.
Жить в Академе мне было приятнее и комфортнее, чем в городе. Сейчас иногда хочется в сердцах плюнуть, глядя на толпы шпаны, шарахающихся с бутылками пивка. Не скажу, что в городке все только и делали, что читали лекции на лавочке возле универа, но все таки народ покультурней будет. ..Различие? Оно есть...
lunatta
Насчет НГУ- отличный университет, по сравнению с другими, где училась часть знакомых, пожалуй, единственный достойный ВУЗ города ...
Я бы, во-первых, не делал необдуманных выводов, во-вторых, просто извинился бы перед выпускниками не менее (а можт даже и более) достойных ВУЗов Н-ска...
lunatta
Бгаво, бгаво!!! Как Вы хлестко точки над и расставили! Еще раз убедился, что если человек - дурак, то ему никакие ВУЗы не помогут!:хехе:
А вот это и есть передергивание фраз, взяли кусок-процитировали и написали "сам дурак". Образование физика НГУ- не равно по уровню физика др ВУЗ, что применительно и к другим специальностям, которым обучают в универе. Говорю усредненно, естественно, что везде есть болваны и настоящие умники.
lunatta
Я у Вас вообще ничего не выдергивал и никаких фраз не цитировал. Просто у меня такое впечатление создалось от Вашего поста, будто Вы всю жизнь прожили в какой-нибудь деревне, где самым необычным зрелищем был скотник Мишка, упившийся до состояния дикообраза, а потом попали в НГУ и тут же ощутили себя супер-пупер аристкраткой. Надеюсь, я Вас не обидел.
Нет, вы меня повеселили:) В отставку вашу интуицию:) я всю жизнь прожила в самом -Н-ке, предвидя вопросы, не безвыездно-видела и другие места и получше и похуже:)