Православная этика?!
29833
125
Не далее как вчера Патриарх озвучил мысль (видимо, не в первый раз) о необходимости преподавания ПРАВОСЛАВНОЙ этики в средней школе.
В связи с этим мне стало интересно - а чем отличается православная этика? Кто знает?
И нормально ли, когда в стране, провозгласившей равноправие религиозных концессий, звучит подобная мысль?
kosta
А почему нельзя изучать православную этику детям, принадлежащим к другим конфессиям?..
То, что нет инициативы, скажем, от мусульман или иудеев по изучению их религиозно-нравственных устоев, ну так это их вина. Лично мне было бы интересно посещать такие факультативы, скорее всего. Чтобы лучше понимать поведение людей с другими устоями...
Крыска
одно дело факультатив, другое - обязательное обучение... я думаю не надо объяснять, что возникновение необходимости изучать православную этику, как обязательный предмет, значительно повысит уровень влияния православных священникоа на детей и их родителей...
Signature
Крыска, Сигнатур уже сказал - речь не была о факультативном изучении. Речь об обязательном введении православной этики.
Крыска
Крыска, а даже факультативно. Это нормально - ведение религиозных предметов в светской школе?
kosta
А чем отличается... Ну, скажем, иудаизм оценивает человека прежде всего по его делам, христианство - прежде всего по его вере...
Также принципиальная разница, которая явно следует предыдущего пункта, между иудаизмом и христианством в подходе к иноверцам - в иудаизме считается, что те, кто исполняет основные общечеловеческие нравственные заповеди и не запятнал себя грубым идолопоклонством, - достойны спасения за свои добрые дела, даже если они верят в Единого Бога по-своему. Отсюда также вытекает то, что в иудаизме нет и не может быть миссионерства.
Далее - в христианстве человек считается априори грешным, в иудаизме нет понятия греха. Есть ошибка, которую можно и должно исправить. Опять приоритет дела...

Ну, и разного рода нетривиальные различия. Например, в том же иудаизме любовь к людям подразумевается иерархическая - на первом месте семья, потом община, народ, потом все остальные.
Принцп непротивления злу тоже понимается по-разному - подставлять другую щеку следует тогда, когда действительно это заслужил, а не использовать как универсальный рецепт для смирения...
Разное понятие заповеди...
Да и вообще, взаимоотношение с Богом - совершенно разное.

Я не просто считаю, я уверена, что все это надо изучать, но не уверена, что под эгидой церкви... И вообще, не знаю как, если честно. Потому что если ребенку в школе больше понравится другая религия, а не "своя", представляю, какие будут проблемы и у школы, и у самих служителей разных конфессий...
kosta
> Крыска, а даже факультативно. Это нормально - ведение религиозных предметов в светской школе?

Не религиозных, разумеется, об этом и речи нет. И Патриарх имел ввиду не это - он сам сказал, что на введение в том или ином виде Закона Божия церковь и не замахивается.
Что-то типа истории религии - а почему нет?
kosta
Звучало еще и альтернативное название - что-то вроде православной культуры... Меня несколько смущает уверенность патриарха, в том, что мы живем в православной стране. Нельзя же всерьез называть верующими тех, кто ограничивается покраской яиц к пасхе! Не думаю, что действительно верующих людей у нас больше 10%, думаю, что верующих мусульман у нас столько же.
Burivushka
\\\\Меня несколько смущает уверенность патриарха, в том, что мы живем в православной стране.\\\\

Меня даже не уверенность патриарха, а уверенность официальных лиц смущает. Вот посмотрим, наиболее значимые православные праздники у нас отмечаются на государственном уровне. На рождество (правосл.), пасху государственное по сути телевидение выделяет эфир под трансляцию выступлений патриарха, фрагментов крестного хода и др.
Католическое рождество мы также справляем? Мусульманские праздники?
kosta
А в Штатах Рождество тоже справляют, и с куда большей помпой, и ничего, на Брайтон-Бич все спокойно... Насчет трансляции по телевидению службы в соборе св. Патрика в Нью-Йорке не уверена, а впрочем, наверное, ведется... А уж Папа Римский, еле живой, и тот поздравляет всех на родном языке с Рождеством, и это тоже транслируется на весь мир...

Православие - религия большинства в России... Куда деваться. Согласно международным нормам, государство, в котором не менее 67 процентов населения представлено одной национальностью, является мононациональным. В России больше 80% русских.
Ассоциируется ли у большинства русских слово "православие" со словом "Россия" - думаю, да, даже среди неверующих.
kosta
На мой взгляд, разумным было бы преподавание Истории РелигиЙ, не заостряясь ни на какой из них конкретно, но, может быть, делая небольшой акцент именно на православии, на культурных традициях, которые вошли в нашу сегодняшнюю жизнь.
kosta
*** Вот посмотрим, наиболее значимые православные праздники у нас отмечаются на государственном уровне.

Вот это и смущает: настойчивое желание правславных клириков сделать Россию государственно православной (власть нешуточная, покруче президентской получится)... не законодательно, так по факту...
Крыска
*** Православие - религия большинства в России... Куда деваться. Согласно международным нормам, государство, в котором не менее 67 процентов населения представлено одной национальностью, является мононациональным. В России больше 80% русских.

Логики ноль в данном рассуждении.
Национальная и религиозная принадлежности - вещи настолько разные, что процитированное предложение фактически оскорбительно по отношению как к нацменьшинствам-православным, так и к русским-неправославным.

Аккуратнее на поворотах!
Lynx
> Аккуратнее на поворотах!

Стараюсь аккуратнее...
Я всего лишь хотела сказать, что нужно адекватно относиться к национально-религиозным проблемам, не преувеличивать, но и не приуменьшать их значения.

Как бы там ни было, процент верующих мал во всех группах населения. Пусть верят, как хотят.
Но - существуют традиции, которые в народах соблюдаются. Их корни растут из религий. Их надо изучать. А не стремиться Курбан-Байрам сделать общероссийским праздником.
pivas
Действительно, хорошо было бы преподавать какую нибудь Историю религий, но никак ни Православную этику.
Во-первых: Власти духовные не должны использовать светские инструменты формирования личности (а школа формирует личность ребенка в какой-либо степени и как бы ему самому этого ни хотелось), т.е. они не должны забивать ребенку голову с раннего возраста, кроме того это создает прецедент (вроде правильно написал:)), а там потом и до какого-либо Божьего права недалеко.
Во-вторых: Православная Этика может потом привести к межнациональным конфл.; если хотя бы с точки зрения закона равны все национальности и вероисповедания, то с точки зрения Церкви Иноверцы не могут быть приравнены к православным (правильно верующим), и вообще это предложение - это еще один ход укрепления политической власти Церкви в России (а на что направлена их энергия и так понятно, хотя бы из случая с Папой - на укрепление своей власти и установления православия, как Единой Российской Религии).
Крыска
Традиции растут не обязательно только из Религии, и уж точно не только из Православной которой всего (:)) 1000 лет.
Тогда лучше преподавать Историю Российской культуры начиная с язычества. В свое время мне очень сильно понравилась книга Семеновой "Мы славяне', и хотя там много спорного, но в целом очень познавательно. (К примеру почему невеста в белом и ,традиционно, с фатой на лице, замечательно обьясняется исходя из верований древних славян).
Lynx
> процитированное предложение фактически оскорбительно по отношению как к нацменьшинствам-православным, так и к русским-неправославным.

Прошу прощения, если задела, но не надо выхватывать из контекста. Рассуждение мое было следующее - русских в России большинство, такое, что это даже подходит под определение ООН о мононациональном государстве. У этой кучи народа, даже у неверующих, понятие "православие" неразрывно связано с понятием "Россия".
Что тут оскорбительного?
Никто же не мешает остальным полноправным гражданам России реализовывать свое право на свободу совести.
Во всем западном мире Рождество - государственный праздник, а ни для кого не секрет, что мусульман, например, в Европе полно. И ничего, живы. Празднуют.
И Толоконский крестит лоб в церкви - тоже его личное с Богом дело.
Покраска яиц к пасхе никакого отношения к православию не имеет, насколько мне известно. Эта традиция скорее привнесена из язычества.
> Покраска яиц к пасхе никакого отношения к православию не имеет, насколько мне известно. Эта традиция скорее привнесена из язычества.

Имеет.
Обычай берет начало от Марии Магдалины, которая, придя в Рим для проповеди христианства, явилась к императору Тиберию и, подала ему красное яйцо. Яйцо с древнейших времен - символ жизни, а красный цвет символизирует кровь Спасителя.
А уж кем бы ни была эта дама, но только не язычницей.

Если язычники и красили яйца, то у них это имело какой-то свой смысл.
Да уж, вот и получается что нужно историю религий изучать. А как Вам вариант с кровавой жертвой на праздник перед посевом?
Крыска
*** Я всего лишь хотела сказать, что нужно адекватно относиться к национально-религиозным проблемам .... существуют традиции, которые в народах соблюдаются. Их корни растут из религий

*** русских в России большинство, такое, что это даже подходит под определение ООН о мононациональном государстве. У этой кучи народа, даже у неверующих, понятие "православие" неразрывно связано с понятием "Россия".

Во-первых: не надо смешивать национальное и конфессиональное. Это в корне неправильно.

Во-вторых: есть традиции и есть традиции. Традиции растут и из язычества, и из мусульманства, и из иудаизма... Россия большая, в каждом регионе свои корни.

В-третьих, отношение традиции к православию скользкая и к тому же политическая тема. История крещения Руси политизирована донельзя и не может по крайней мере сейчас быть источником какой-либо трезвой информации.

В-четвертых. Православная церковь демонстрирует по отношению к другим конфессиям... скажем, не особую лояльность; к христианам -неправославным временами это доходит до ксенофобии. Если здесь есть конфликт, то этот конфликт социальный и политический, но уж ника не национальный.

И в-пятых. Если раньше было "за веру, царя и отечество", а также гимн "Б-же, царя храни", Синод и прочее - как часть госудаства, то спрашивается, сейчас это надо? А если надо - то кому?
Крыска
\\\\Во всем западном мире Рождество - государственный праздник\\\\
Ну да - государственный, только празднование его почему-то связано с Новым Годом. И Санта-Клаус там всю неделю ходит. Так что можно предположить, ИМХО, что праздник давно из религиозного перерос в светский или светско-религиозный.
А у нас рождество - религиозный исключительно праздник.
\\\\У этой кучи народа, даже у неверующих, понятие "православие" неразрывно связано с понятием "Россия".\\\\
Вообще то понятие "православие" скорее связано с понятием "Византия". А связка "православие" - "Россия" как-то подозрительно навязывается официальными органами. Для чего? По необходимости иметь национальную идею?
Lynx
> Во-первых: не надо смешивать национальное и конфессиональное. Это в корне неправильно.

Потому праздник и называется "Дни славянской письменности и культуры", а не русской. Славяне - не только русские, это и сербы, и словаки, и поляки, но письменность у них другая, так что тут с одной стороны церковь облажалась, а с другой - наоборот, правильно сделали...

Не знаю... Неправильно это как-то все. Напоминает поговорку "Первый блин комом". Ну а что делать, национальной (российской) идеи в стране нет, вот и хватаются за то, что подвернулось.

> Во-вторых: есть традиции и есть традиции. Традиции растут и из язычества, и из мусульманства, и из иудаизма... Россия большая, в каждом регионе свои корни.

Да... Только я говорю о населении, а не о площади. Разумеется, в автономиях картина несколько иная. Но там существенно меньше народу.
Где-нибудь в школе Северной Осетии, одной на пять аулов, просто глупо преподавать православную этику, как основной предмет, - кому она там нужна... Разве что в чисто ознакомительных целях.

> В-третьих, отношение традиции к православию скользкая и к тому же политическая тема. История крещения Руси политизирована донельзя и не может по крайней мере сейчас быть источником какой-либо трезвой информации.

Бесспорно. Но и на том, что есть, начиная с Романовых - как-никак 400 лет без малого со дня коронации первого царя из династии Романовых - уже могли появиться традиции... 15-17 поколений - тоже недурно. Куда нам до скрижалей Моисея, конечно...:улыб:
> В-четвертых. Православная церковь демонстрирует по отношению к другим конфессиям... скажем, не особую лояльность; к христианам -неправославным временами это доходит до ксенофобии. Если здесь есть конфликт, то этот конфликт социальный и политический, но уж ника не национальный.

Чистая политика. "Никто не хотел уступать". Не к лицу это священникм всех мастей. А может, это и к лучшему, что они поддерживают свои традиции... Честно говоря, не представляю себе единой христианской церкви, даже если они и договорятся-таки, исходит ли Святой Дух и от Сына, а не только от Отца... А протестантов всех куда девать?..

> И в-пятых. Если раньше было "за веру, царя и отечество", а также гимн "Б-же, царя храни", Синод и прочее - как часть госудаства, то спрашивается, сейчас это надо? А если надо - то кому?

Эх... Начиная с Патриарха Филарета (Романова) православная церковь неразрывно связана с государством, вот хоть что тут делай. Отделили ее от государства не так давно, а традиции держатся, и за них держатся. А то и борятся.

Интересно, когда они угомонятся - когда понастроят часовен в каждом дворе, введут закон божий во всех школах Чечни, Дагестана, Якутии, Калмыкии и Еврейской автономной области, сядут в правительстве на должности министров культуры и здравохранения, или установят Православную Республику Россию, проведя вооруженный переворот (армию-то понятное дело, подгребут...)?
kosta
Хм... не пойму логики.. почему у нас-то Рождество исключительно религиозное а не светско-религиозное ? Только потому, что большевики его запрещали ? Отдыхают люди, и гуляют так же, как и на Новый Год.
Кстати, на Западе НГ как самостоятельный праздник только в связи с миллениумом отмечать стали. А раньше так - последний день каникул и все... Отсюда вывод - у нас НГ вынужденно заменял Рождество, поскольку его религиозный оттенок раздражал коммуняков. Так зачем нам сейчас уподобляться этим коммунякам, и искать везде национально-религиозную подоплеку ?