Не далее как вчера Патриарх озвучил мысль (видимо, не в первый раз) о необходимости преподавания ПРАВОСЛАВНОЙ этики в средней школе.
В связи с этим мне стало интересно - а чем отличается православная этика? Кто знает?
И нормально ли, когда в стране, провозгласившей равноправие религиозных концессий, звучит подобная мысль?
В связи с этим мне стало интересно - а чем отличается православная этика? Кто знает?
И нормально ли, когда в стране, провозгласившей равноправие религиозных концессий, звучит подобная мысль?
А почему нельзя изучать православную этику детям, принадлежащим к другим конфессиям?..
То, что нет инициативы, скажем, от мусульман или иудеев по изучению их религиозно-нравственных устоев, ну так это их вина. Лично мне было бы интересно посещать такие факультативы, скорее всего. Чтобы лучше понимать поведение людей с другими устоями...
То, что нет инициативы, скажем, от мусульман или иудеев по изучению их религиозно-нравственных устоев, ну так это их вина. Лично мне было бы интересно посещать такие факультативы, скорее всего. Чтобы лучше понимать поведение людей с другими устоями...
одно дело факультатив, другое - обязательное обучение... я думаю не надо объяснять, что возникновение необходимости изучать православную этику, как обязательный предмет, значительно повысит уровень влияния православных священникоа на детей и их родителей...
Крыска, Сигнатур уже сказал - речь не была о факультативном изучении. Речь об обязательном введении православной этики.
Крыска, а даже факультативно. Это нормально - ведение религиозных предметов в светской школе?
А чем отличается... Ну, скажем, иудаизм оценивает человека прежде всего по его делам, христианство - прежде всего по его вере...
Также принципиальная разница, которая явно следует предыдущего пункта, между иудаизмом и христианством в подходе к иноверцам - в иудаизме считается, что те, кто исполняет основные общечеловеческие нравственные заповеди и не запятнал себя грубым идолопоклонством, - достойны спасения за свои добрые дела, даже если они верят в Единого Бога по-своему. Отсюда также вытекает то, что в иудаизме нет и не может быть миссионерства.
Далее - в христианстве человек считается априори грешным, в иудаизме нет понятия греха. Есть ошибка, которую можно и должно исправить. Опять приоритет дела...
Ну, и разного рода нетривиальные различия. Например, в том же иудаизме любовь к людям подразумевается иерархическая - на первом месте семья, потом община, народ, потом все остальные.
Принцп непротивления злу тоже понимается по-разному - подставлять другую щеку следует тогда, когда действительно это заслужил, а не использовать как универсальный рецепт для смирения...
Разное понятие заповеди...
Да и вообще, взаимоотношение с Богом - совершенно разное.
Я не просто считаю, я уверена, что все это надо изучать, но не уверена, что под эгидой церкви... И вообще, не знаю как, если честно. Потому что если ребенку в школе больше понравится другая религия, а не "своя", представляю, какие будут проблемы и у школы, и у самих служителей разных конфессий...
Также принципиальная разница, которая явно следует предыдущего пункта, между иудаизмом и христианством в подходе к иноверцам - в иудаизме считается, что те, кто исполняет основные общечеловеческие нравственные заповеди и не запятнал себя грубым идолопоклонством, - достойны спасения за свои добрые дела, даже если они верят в Единого Бога по-своему. Отсюда также вытекает то, что в иудаизме нет и не может быть миссионерства.
Далее - в христианстве человек считается априори грешным, в иудаизме нет понятия греха. Есть ошибка, которую можно и должно исправить. Опять приоритет дела...
Ну, и разного рода нетривиальные различия. Например, в том же иудаизме любовь к людям подразумевается иерархическая - на первом месте семья, потом община, народ, потом все остальные.
Принцп непротивления злу тоже понимается по-разному - подставлять другую щеку следует тогда, когда действительно это заслужил, а не использовать как универсальный рецепт для смирения...
Разное понятие заповеди...
Да и вообще, взаимоотношение с Богом - совершенно разное.
Я не просто считаю, я уверена, что все это надо изучать, но не уверена, что под эгидой церкви... И вообще, не знаю как, если честно. Потому что если ребенку в школе больше понравится другая религия, а не "своя", представляю, какие будут проблемы и у школы, и у самих служителей разных конфессий...
> Крыска, а даже факультативно. Это нормально - ведение религиозных предметов в светской школе?
Не религиозных, разумеется, об этом и речи нет. И Патриарх имел ввиду не это - он сам сказал, что на введение в том или ином виде Закона Божия церковь и не замахивается.
Что-то типа истории религии - а почему нет?
Не религиозных, разумеется, об этом и речи нет. И Патриарх имел ввиду не это - он сам сказал, что на введение в том или ином виде Закона Божия церковь и не замахивается.
Что-то типа истории религии - а почему нет?
Сейчас читают
Музыкант: профессия или характер?
28771
125
"Что такое русский Бог?"
26501
113
Мир без оружия!
15008
90
Звучало еще и альтернативное название - что-то вроде православной культуры... Меня несколько смущает уверенность патриарха, в том, что мы живем в православной стране. Нельзя же всерьез называть верующими тех, кто ограничивается покраской яиц к пасхе! Не думаю, что действительно верующих людей у нас больше 10%, думаю, что верующих мусульман у нас столько же.
kosta
old hamster
\\\\Меня несколько смущает уверенность патриарха, в том, что мы живем в православной стране.\\\\
Меня даже не уверенность патриарха, а уверенность официальных лиц смущает. Вот посмотрим, наиболее значимые православные праздники у нас отмечаются на государственном уровне. На рождество (правосл.), пасху государственное по сути телевидение выделяет эфир под трансляцию выступлений патриарха, фрагментов крестного хода и др.
Католическое рождество мы также справляем? Мусульманские праздники?
Меня даже не уверенность патриарха, а уверенность официальных лиц смущает. Вот посмотрим, наиболее значимые православные праздники у нас отмечаются на государственном уровне. На рождество (правосл.), пасху государственное по сути телевидение выделяет эфир под трансляцию выступлений патриарха, фрагментов крестного хода и др.
Католическое рождество мы также справляем? Мусульманские праздники?
А в Штатах Рождество тоже справляют, и с куда большей помпой, и ничего, на Брайтон-Бич все спокойно... Насчет трансляции по телевидению службы в соборе св. Патрика в Нью-Йорке не уверена, а впрочем, наверное, ведется... А уж Папа Римский, еле живой, и тот поздравляет всех на родном языке с Рождеством, и это тоже транслируется на весь мир...
Православие - религия большинства в России... Куда деваться. Согласно международным нормам, государство, в котором не менее 67 процентов населения представлено одной национальностью, является мононациональным. В России больше 80% русских.
Ассоциируется ли у большинства русских слово "православие" со словом "Россия" - думаю, да, даже среди неверующих.
Православие - религия большинства в России... Куда деваться. Согласно международным нормам, государство, в котором не менее 67 процентов населения представлено одной национальностью, является мононациональным. В России больше 80% русских.
Ассоциируется ли у большинства русских слово "православие" со словом "Россия" - думаю, да, даже среди неверующих.
На мой взгляд, разумным было бы преподавание Истории РелигиЙ, не заостряясь ни на какой из них конкретно, но, может быть, делая небольшой акцент именно на православии, на культурных традициях, которые вошли в нашу сегодняшнюю жизнь.
*** Вот посмотрим, наиболее значимые православные праздники у нас отмечаются на государственном уровне.
Вот это и смущает: настойчивое желание правславных клириков сделать Россию государственно православной (власть нешуточная, покруче президентской получится)... не законодательно, так по факту...
Вот это и смущает: настойчивое желание правславных клириков сделать Россию государственно православной (власть нешуточная, покруче президентской получится)... не законодательно, так по факту...
*** Православие - религия большинства в России... Куда деваться. Согласно международным нормам, государство, в котором не менее 67 процентов населения представлено одной национальностью, является мононациональным. В России больше 80% русских.
Логики ноль в данном рассуждении.
Национальная и религиозная принадлежности - вещи настолько разные, что процитированное предложение фактически оскорбительно по отношению как к нацменьшинствам-православным, так и к русским-неправославным.
Аккуратнее на поворотах!
Логики ноль в данном рассуждении.
Национальная и религиозная принадлежности - вещи настолько разные, что процитированное предложение фактически оскорбительно по отношению как к нацменьшинствам-православным, так и к русским-неправославным.
Аккуратнее на поворотах!
> Аккуратнее на поворотах!
Стараюсь аккуратнее...
Я всего лишь хотела сказать, что нужно адекватно относиться к национально-религиозным проблемам, не преувеличивать, но и не приуменьшать их значения.
Как бы там ни было, процент верующих мал во всех группах населения. Пусть верят, как хотят.
Но - существуют традиции, которые в народах соблюдаются. Их корни растут из религий. Их надо изучать. А не стремиться Курбан-Байрам сделать общероссийским праздником.
Стараюсь аккуратнее...
Я всего лишь хотела сказать, что нужно адекватно относиться к национально-религиозным проблемам, не преувеличивать, но и не приуменьшать их значения.
Как бы там ни было, процент верующих мал во всех группах населения. Пусть верят, как хотят.
Но - существуют традиции, которые в народах соблюдаются. Их корни растут из религий. Их надо изучать. А не стремиться Курбан-Байрам сделать общероссийским праздником.
Действительно, хорошо было бы преподавать какую нибудь Историю религий, но никак ни Православную этику.
Во-первых: Власти духовные не должны использовать светские инструменты формирования личности (а школа формирует личность ребенка в какой-либо степени и как бы ему самому этого ни хотелось), т.е. они не должны забивать ребенку голову с раннего возраста, кроме того это создает прецедент (вроде правильно написал:)), а там потом и до какого-либо Божьего права недалеко.
Во-вторых: Православная Этика может потом привести к межнациональным конфл.; если хотя бы с точки зрения закона равны все национальности и вероисповедания, то с точки зрения Церкви Иноверцы не могут быть приравнены к православным (правильно верующим), и вообще это предложение - это еще один ход укрепления политической власти Церкви в России (а на что направлена их энергия и так понятно, хотя бы из случая с Папой - на укрепление своей власти и установления православия, как Единой Российской Религии).
Во-первых: Власти духовные не должны использовать светские инструменты формирования личности (а школа формирует личность ребенка в какой-либо степени и как бы ему самому этого ни хотелось), т.е. они не должны забивать ребенку голову с раннего возраста, кроме того это создает прецедент (вроде правильно написал:)), а там потом и до какого-либо Божьего права недалеко.
Во-вторых: Православная Этика может потом привести к межнациональным конфл.; если хотя бы с точки зрения закона равны все национальности и вероисповедания, то с точки зрения Церкви Иноверцы не могут быть приравнены к православным (правильно верующим), и вообще это предложение - это еще один ход укрепления политической власти Церкви в России (а на что направлена их энергия и так понятно, хотя бы из случая с Папой - на укрепление своей власти и установления православия, как Единой Российской Религии).
Традиции растут не обязательно только из Религии, и уж точно не только из Православной которой всего (:)) 1000 лет.
Тогда лучше преподавать Историю Российской культуры начиная с язычества. В свое время мне очень сильно понравилась книга Семеновой "Мы славяне', и хотя там много спорного, но в целом очень познавательно. (К примеру почему невеста в белом и ,традиционно, с фатой на лице, замечательно обьясняется исходя из верований древних славян).
Тогда лучше преподавать Историю Российской культуры начиная с язычества. В свое время мне очень сильно понравилась книга Семеновой "Мы славяне', и хотя там много спорного, но в целом очень познавательно. (К примеру почему невеста в белом и ,традиционно, с фатой на лице, замечательно обьясняется исходя из верований древних славян).
> процитированное предложение фактически оскорбительно по отношению как к нацменьшинствам-православным, так и к русским-неправославным.
Прошу прощения, если задела, но не надо выхватывать из контекста. Рассуждение мое было следующее - русских в России большинство, такое, что это даже подходит под определение ООН о мононациональном государстве. У этой кучи народа, даже у неверующих, понятие "православие" неразрывно связано с понятием "Россия".
Что тут оскорбительного?
Никто же не мешает остальным полноправным гражданам России реализовывать свое право на свободу совести.
Во всем западном мире Рождество - государственный праздник, а ни для кого не секрет, что мусульман, например, в Европе полно. И ничего, живы. Празднуют.
И Толоконский крестит лоб в церкви - тоже его личное с Богом дело.
Прошу прощения, если задела, но не надо выхватывать из контекста. Рассуждение мое было следующее - русских в России большинство, такое, что это даже подходит под определение ООН о мононациональном государстве. У этой кучи народа, даже у неверующих, понятие "православие" неразрывно связано с понятием "Россия".
Что тут оскорбительного?
Никто же не мешает остальным полноправным гражданам России реализовывать свое право на свободу совести.
Во всем западном мире Рождество - государственный праздник, а ни для кого не секрет, что мусульман, например, в Европе полно. И ничего, живы. Празднуют.
И Толоконский крестит лоб в церкви - тоже его личное с Богом дело.
Черный кот
guru
Покраска яиц к пасхе никакого отношения к православию не имеет, насколько мне известно. Эта традиция скорее привнесена из язычества.
Черный кот
guru
А почему не назвать "Научным атеизмом"?
Крыска
unreal
> Покраска яиц к пасхе никакого отношения к православию не имеет, насколько мне известно. Эта традиция скорее привнесена из язычества.
Имеет.
Обычай берет начало от Марии Магдалины, которая, придя в Рим для проповеди христианства, явилась к императору Тиберию и, подала ему красное яйцо. Яйцо с древнейших времен - символ жизни, а красный цвет символизирует кровь Спасителя.
А уж кем бы ни была эта дама, но только не язычницей.
Если язычники и красили яйца, то у них это имело какой-то свой смысл.
Имеет.
Обычай берет начало от Марии Магдалины, которая, придя в Рим для проповеди христианства, явилась к императору Тиберию и, подала ему красное яйцо. Яйцо с древнейших времен - символ жизни, а красный цвет символизирует кровь Спасителя.
А уж кем бы ни была эта дама, но только не язычницей.
Если язычники и красили яйца, то у них это имело какой-то свой смысл.
Черный кот
guru
Да уж, вот и получается что нужно историю религий изучать. А как Вам вариант с кровавой жертвой на праздник перед посевом?
*** Я всего лишь хотела сказать, что нужно адекватно относиться к национально-религиозным проблемам .... существуют традиции, которые в народах соблюдаются. Их корни растут из религий
*** русских в России большинство, такое, что это даже подходит под определение ООН о мононациональном государстве. У этой кучи народа, даже у неверующих, понятие "православие" неразрывно связано с понятием "Россия".
Во-первых: не надо смешивать национальное и конфессиональное. Это в корне неправильно.
Во-вторых: есть традиции и есть традиции. Традиции растут и из язычества, и из мусульманства, и из иудаизма... Россия большая, в каждом регионе свои корни.
В-третьих, отношение традиции к православию скользкая и к тому же политическая тема. История крещения Руси политизирована донельзя и не может по крайней мере сейчас быть источником какой-либо трезвой информации.
В-четвертых. Православная церковь демонстрирует по отношению к другим конфессиям... скажем, не особую лояльность; к христианам -неправославным временами это доходит до ксенофобии. Если здесь есть конфликт, то этот конфликт социальный и политический, но уж ника не национальный.
И в-пятых. Если раньше было "за веру, царя и отечество", а также гимн "Б-же, царя храни", Синод и прочее - как часть госудаства, то спрашивается, сейчас это надо? А если надо - то кому?
*** русских в России большинство, такое, что это даже подходит под определение ООН о мононациональном государстве. У этой кучи народа, даже у неверующих, понятие "православие" неразрывно связано с понятием "Россия".
Во-первых: не надо смешивать национальное и конфессиональное. Это в корне неправильно.
Во-вторых: есть традиции и есть традиции. Традиции растут и из язычества, и из мусульманства, и из иудаизма... Россия большая, в каждом регионе свои корни.
В-третьих, отношение традиции к православию скользкая и к тому же политическая тема. История крещения Руси политизирована донельзя и не может по крайней мере сейчас быть источником какой-либо трезвой информации.
В-четвертых. Православная церковь демонстрирует по отношению к другим конфессиям... скажем, не особую лояльность; к христианам -неправославным временами это доходит до ксенофобии. Если здесь есть конфликт, то этот конфликт социальный и политический, но уж ника не национальный.
И в-пятых. Если раньше было "за веру, царя и отечество", а также гимн "Б-же, царя храни", Синод и прочее - как часть госудаства, то спрашивается, сейчас это надо? А если надо - то кому?
\\\\Во всем западном мире Рождество - государственный праздник\\\\
Ну да - государственный, только празднование его почему-то связано с Новым Годом. И Санта-Клаус там всю неделю ходит. Так что можно предположить, ИМХО, что праздник давно из религиозного перерос в светский или светско-религиозный.
А у нас рождество - религиозный исключительно праздник.
\\\\У этой кучи народа, даже у неверующих, понятие "православие" неразрывно связано с понятием "Россия".\\\\
Вообще то понятие "православие" скорее связано с понятием "Византия". А связка "православие" - "Россия" как-то подозрительно навязывается официальными органами. Для чего? По необходимости иметь национальную идею?
Ну да - государственный, только празднование его почему-то связано с Новым Годом. И Санта-Клаус там всю неделю ходит. Так что можно предположить, ИМХО, что праздник давно из религиозного перерос в светский или светско-религиозный.
А у нас рождество - религиозный исключительно праздник.
\\\\У этой кучи народа, даже у неверующих, понятие "православие" неразрывно связано с понятием "Россия".\\\\
Вообще то понятие "православие" скорее связано с понятием "Византия". А связка "православие" - "Россия" как-то подозрительно навязывается официальными органами. Для чего? По необходимости иметь национальную идею?
> Во-первых: не надо смешивать национальное и конфессиональное. Это в корне неправильно.
Потому праздник и называется "Дни славянской письменности и культуры", а не русской. Славяне - не только русские, это и сербы, и словаки, и поляки, но письменность у них другая, так что тут с одной стороны церковь облажалась, а с другой - наоборот, правильно сделали...
Не знаю... Неправильно это как-то все. Напоминает поговорку "Первый блин комом". Ну а что делать, национальной (российской) идеи в стране нет, вот и хватаются за то, что подвернулось.
> Во-вторых: есть традиции и есть традиции. Традиции растут и из язычества, и из мусульманства, и из иудаизма... Россия большая, в каждом регионе свои корни.
Да... Только я говорю о населении, а не о площади. Разумеется, в автономиях картина несколько иная. Но там существенно меньше народу.
Где-нибудь в школе Северной Осетии, одной на пять аулов, просто глупо преподавать православную этику, как основной предмет, - кому она там нужна... Разве что в чисто ознакомительных целях.
> В-третьих, отношение традиции к православию скользкая и к тому же политическая тема. История крещения Руси политизирована донельзя и не может по крайней мере сейчас быть источником какой-либо трезвой информации.
Бесспорно. Но и на том, что есть, начиная с Романовых - как-никак 400 лет без малого со дня коронации первого царя из династии Романовых - уже могли появиться традиции... 15-17 поколений - тоже недурно. Куда нам до скрижалей Моисея, конечно...
> В-четвертых. Православная церковь демонстрирует по отношению к другим конфессиям... скажем, не особую лояльность; к христианам -неправославным временами это доходит до ксенофобии. Если здесь есть конфликт, то этот конфликт социальный и политический, но уж ника не национальный.
Чистая политика. "Никто не хотел уступать". Не к лицу это священникм всех мастей. А может, это и к лучшему, что они поддерживают свои традиции... Честно говоря, не представляю себе единой христианской церкви, даже если они и договорятся-таки, исходит ли Святой Дух и от Сына, а не только от Отца... А протестантов всех куда девать?..
> И в-пятых. Если раньше было "за веру, царя и отечество", а также гимн "Б-же, царя храни", Синод и прочее - как часть госудаства, то спрашивается, сейчас это надо? А если надо - то кому?
Эх... Начиная с Патриарха Филарета (Романова) православная церковь неразрывно связана с государством, вот хоть что тут делай. Отделили ее от государства не так давно, а традиции держатся, и за них держатся. А то и борятся.
Интересно, когда они угомонятся - когда понастроят часовен в каждом дворе, введут закон божий во всех школах Чечни, Дагестана, Якутии, Калмыкии и Еврейской автономной области, сядут в правительстве на должности министров культуры и здравохранения, или установят Православную Республику Россию, проведя вооруженный переворот (армию-то понятное дело, подгребут...)?
Потому праздник и называется "Дни славянской письменности и культуры", а не русской. Славяне - не только русские, это и сербы, и словаки, и поляки, но письменность у них другая, так что тут с одной стороны церковь облажалась, а с другой - наоборот, правильно сделали...
Не знаю... Неправильно это как-то все. Напоминает поговорку "Первый блин комом". Ну а что делать, национальной (российской) идеи в стране нет, вот и хватаются за то, что подвернулось.
> Во-вторых: есть традиции и есть традиции. Традиции растут и из язычества, и из мусульманства, и из иудаизма... Россия большая, в каждом регионе свои корни.
Да... Только я говорю о населении, а не о площади. Разумеется, в автономиях картина несколько иная. Но там существенно меньше народу.
Где-нибудь в школе Северной Осетии, одной на пять аулов, просто глупо преподавать православную этику, как основной предмет, - кому она там нужна... Разве что в чисто ознакомительных целях.
> В-третьих, отношение традиции к православию скользкая и к тому же политическая тема. История крещения Руси политизирована донельзя и не может по крайней мере сейчас быть источником какой-либо трезвой информации.
Бесспорно. Но и на том, что есть, начиная с Романовых - как-никак 400 лет без малого со дня коронации первого царя из династии Романовых - уже могли появиться традиции... 15-17 поколений - тоже недурно. Куда нам до скрижалей Моисея, конечно...
> В-четвертых. Православная церковь демонстрирует по отношению к другим конфессиям... скажем, не особую лояльность; к христианам -неправославным временами это доходит до ксенофобии. Если здесь есть конфликт, то этот конфликт социальный и политический, но уж ника не национальный.
Чистая политика. "Никто не хотел уступать". Не к лицу это священникм всех мастей. А может, это и к лучшему, что они поддерживают свои традиции... Честно говоря, не представляю себе единой христианской церкви, даже если они и договорятся-таки, исходит ли Святой Дух и от Сына, а не только от Отца... А протестантов всех куда девать?..
> И в-пятых. Если раньше было "за веру, царя и отечество", а также гимн "Б-же, царя храни", Синод и прочее - как часть госудаства, то спрашивается, сейчас это надо? А если надо - то кому?
Эх... Начиная с Патриарха Филарета (Романова) православная церковь неразрывно связана с государством, вот хоть что тут делай. Отделили ее от государства не так давно, а традиции держатся, и за них держатся. А то и борятся.
Интересно, когда они угомонятся - когда понастроят часовен в каждом дворе, введут закон божий во всех школах Чечни, Дагестана, Якутии, Калмыкии и Еврейской автономной области, сядут в правительстве на должности министров культуры и здравохранения, или установят Православную Республику Россию, проведя вооруженный переворот (армию-то понятное дело, подгребут...)?
Хм... не пойму логики.. почему у нас-то Рождество исключительно религиозное а не светско-религиозное ? Только потому, что большевики его запрещали ? Отдыхают люди, и гуляют так же, как и на Новый Год.
Кстати, на Западе НГ как самостоятельный праздник только в связи с миллениумом отмечать стали. А раньше так - последний день каникул и все... Отсюда вывод - у нас НГ вынужденно заменял Рождество, поскольку его религиозный оттенок раздражал коммуняков. Так зачем нам сейчас уподобляться этим коммунякам, и искать везде национально-религиозную подоплеку ?
Кстати, на Западе НГ как самостоятельный праздник только в связи с миллениумом отмечать стали. А раньше так - последний день каникул и все... Отсюда вывод - у нас НГ вынужденно заменял Рождество, поскольку его религиозный оттенок раздражал коммуняков. Так зачем нам сейчас уподобляться этим коммунякам, и искать везде национально-религиозную подоплеку ?
>> Интересно, когда они угомонятся...
Обыкновенный эффект маятника. 70 лет их прессовали, кого не засадили, тех заменили на марионеток КГБ. Вот они и хотят сейчас сами до руля дорваться. Если раньше майор из госбезопасности указывал попу, чтот делать, то сейчас поп хочет указывать майору, кого надо ловить и сажать
Обыкновенный эффект маятника. 70 лет их прессовали, кого не засадили, тех заменили на марионеток КГБ. Вот они и хотят сейчас сами до руля дорваться. Если раньше майор из госбезопасности указывал попу, чтот делать, то сейчас поп хочет указывать майору, кого надо ловить и сажать
Да это давно известно, что православная верхушка давно ввязана в бизнес и политику. Думаю, и не только православная. Да только если у мусульман или евреев идут дебаты - что лучше - светское или религиозное государство, то в православии даже вопроса такого не стоит. Чего стоит только попытка устроить на деньги налогоплательщиков госудерственный православный канал. Не смотря на то что далеко не все в стране православные и даже русские, пытались всех поголовно заставить платить за свои проповеди на всю страну. Я слушал выступления представителей остальных конфессий по этому поводу. Они были просто шокированы. С своей стороны все как один говорили, что были бы счастливы иметь больше эфирного времени для представления своих ценностей, но время это должно оплачиватся из конфессии, а не поголовным побором. Нашим Патриархам чести это как то не делало совсем.
Историю религии, как и любую историю, хотябы в общих чертах преподавать необходимо. Однако взгляд на историю должен быть непредвзятый, чего от наших попов ожидать нельзя.
Хотя, собственно говоря, нужен ли такой взгляд в стране, убивающей таких просветителей (Мень) ? Может для нас как раз лучше всего было бы жить в государстве по типу талибского - как местный поп сказал, так оно и есть. Аминь.
Историю религии, как и любую историю, хотябы в общих чертах преподавать необходимо. Однако взгляд на историю должен быть непредвзятый, чего от наших попов ожидать нельзя.
Хотя, собственно говоря, нужен ли такой взгляд в стране, убивающей таких просветителей (Мень) ? Может для нас как раз лучше всего было бы жить в государстве по типу талибского - как местный поп сказал, так оно и есть. Аминь.
> государственный, только празднование его почему-то связано с Новым Годом. И Санта-Клаус там всю неделю ходит. Так что можно предположить, ИМХО, что праздник давно из религиозного перерос в светский или светско-религиозный.
А у нас рождество - религиозный исключительно праздник.
Будь он у нас до Нового года, как раньше и было, когда Петр велел считать новый год с 1 генваря, и у нас бы оба праздника слились... А так - все веселье приходится на Новый год, а религиозный смысл всплывает к Рождеству. Так получилось... Если все-таки приведут церковный календарь в соответствии со светским, то я думаю, все наладится, но надежды на это мало, во всяком случае, не при нынешнем Патриархе.
> Вообще то понятие "православие" скорее связано с понятием "Византия". А связка "православие" - "Россия" как-то подозрительно навязывается официальными органами. Для чего? По необходимости иметь национальную идею?
Если про Византию и вспомнит один человек из десяти, я считаю, что это будет много.
Православные страны - это и Греция, и Болгария, и другие... Ясное дело, что не только Россия.
А у нас рождество - религиозный исключительно праздник.
Будь он у нас до Нового года, как раньше и было, когда Петр велел считать новый год с 1 генваря, и у нас бы оба праздника слились... А так - все веселье приходится на Новый год, а религиозный смысл всплывает к Рождеству. Так получилось... Если все-таки приведут церковный календарь в соответствии со светским, то я думаю, все наладится, но надежды на это мало, во всяком случае, не при нынешнем Патриархе.
> Вообще то понятие "православие" скорее связано с понятием "Византия". А связка "православие" - "Россия" как-то подозрительно навязывается официальными органами. Для чего? По необходимости иметь национальную идею?
Если про Византию и вспомнит один человек из десяти, я считаю, что это будет много.
Православные страны - это и Греция, и Болгария, и другие... Ясное дело, что не только Россия.
Все не так просто. Церковь в нашей стране - это огромный бизнес на человеческой потребности в религии, в любви, сострадании, помощи друг другу, прощении. Они хотят обратить все эти потребности в свою сторону, воспитать поколение людей, которые будут в воскресенье тащить деньги в провославную церковь, а в остальное время душить друг друга за заработком этих денег, по американской схеме ( у себя они ее уже отработали на полукриминальном экспортно-импортном бизнесе). Да только в америке это не монополия, в отличии от того, что хотят здесь.
Зачем же так все демонизировать ? Во главе любой крупной организации стоят политики. Церковь - не исключение. А политикам нужна власть, известность и кусочек лести в свой адрес, желательно побольше. Но хотеть, как известно, не вредно, только не всем достается. Пусть добиваются. Но не думаю, что у них получится. Кстати, как раз братание со всякими там Путиными-Лужковыми хоть и способствует росту благосостояния церкви, но авторитета отнюдь не прибавляет. В том числе и в среде искренне верующих.
> необходимости преподавания ПРАВОСЛАВНОЙ
> этики в средней школе.
ну, пользы будет столько же, сколько от научного коммунизма %) церковь окончательно лишится ореола "духовности и чистоты", который подспудно имела (несмотря на все бл...во с коммунистами) к концу 80-х-началу 90-х, и который быстро растеряла, когда оказалось, что сказать православной церкви своему народу, в общем-то, нечего, а немногие "харизматичные" священники, которые сказать могли бы, либо получили топором по голове, либо ушли в политику.
> этики в средней школе.
ну, пользы будет столько же, сколько от научного коммунизма %) церковь окончательно лишится ореола "духовности и чистоты", который подспудно имела (несмотря на все бл...во с коммунистами) к концу 80-х-началу 90-х, и который быстро растеряла, когда оказалось, что сказать православной церкви своему народу, в общем-то, нечего, а немногие "харизматичные" священники, которые сказать могли бы, либо получили топором по голове, либо ушли в политику.
"...У этой кучи народа, даже у неверующих, понятие "православие" неразрывно связано с понятием "Россия". ..."
Я молча приняла к сведению все, что ты думаешь обо мне в частности, как представительнице "академовских снобов" вообще... НО РАДИ БОГА! В плане национальности я от тебя не могу отмежеваться, так что отвечай, пож-та, только за себя, а не за всех русских. Кроме того, православие исповедуют ведь не только русские, так что обратное вложение тоже не верно.
Я молча приняла к сведению все, что ты думаешь обо мне в частности, как представительнице "академовских снобов" вообще... НО РАДИ БОГА! В плане национальности я от тебя не могу отмежеваться, так что отвечай, пож-та, только за себя, а не за всех русских. Кроме того, православие исповедуют ведь не только русские, так что обратное вложение тоже не верно.
> Я молча приняла к сведению все, что ты думаешь обо мне в частности, как представительнице "академовских снобов" вообще...
Да? И совершенно зря. У меня нет мнения конкретно о тебе - мы не знакомы, и я тебя лично не знаю. Так что никаких частностей... И Бог с ними, со снобами, здесь не о них речь.
> В плане национальности я от тебя не могу отмежеваться, так что отвечай, пож-та, только за себя, а не за всех русских.
А хотела бы отмежеваться? Почему? Чем я так оскорбляю русскую нацию? Тем, что говорю, что для русского человека быть православным естественно? Ну или по крайней мере, естественно лояльно относиться к православному вероисповеданию (я не говорю - к церкви и церковникам)?
Что-то не пойму я, в каком месте я неправа.
> Кроме того, православие исповедуют ведь не только русские, так что обратное вложение тоже не верно.
Конечно, не только. Но мы в этом топике говорим о преподавании м-м-м... околорелигиозных предметов в школах России, а не в Болгарии там, Греции или Сербии.
Черт. Предже чем думать, как и что нужно преподавать детям, надо бы сначала попреподавать историю России по-новой взрослым. Чтобы у них кое-что в мозгах на место встало. (безотносительно к участникам обсуждения)
Да? И совершенно зря. У меня нет мнения конкретно о тебе - мы не знакомы, и я тебя лично не знаю. Так что никаких частностей... И Бог с ними, со снобами, здесь не о них речь.
> В плане национальности я от тебя не могу отмежеваться, так что отвечай, пож-та, только за себя, а не за всех русских.
А хотела бы отмежеваться? Почему? Чем я так оскорбляю русскую нацию? Тем, что говорю, что для русского человека быть православным естественно? Ну или по крайней мере, естественно лояльно относиться к православному вероисповеданию (я не говорю - к церкви и церковникам)?
Что-то не пойму я, в каком месте я неправа.
> Кроме того, православие исповедуют ведь не только русские, так что обратное вложение тоже не верно.
Конечно, не только. Но мы в этом топике говорим о преподавании м-м-м... околорелигиозных предметов в школах России, а не в Болгарии там, Греции или Сербии.
Черт. Предже чем думать, как и что нужно преподавать детям, надо бы сначала попреподавать историю России по-новой взрослым. Чтобы у них кое-что в мозгах на место встало. (безотносительно к участникам обсуждения)
От же ж, Крыска!
Впрочем, на тебя это похоже. смотри, что получается:
1. Ты пишешь {для русских - по контексту} "понятие "православие" неразрывно связано с понятием "Россия". "
2. Я, как чистокровная русская - до четвертого, как минимум, колена - отвечаю, что не все русские так считают
3. Оказывается, ты имела в виду, что "для русского человека ... естественно лояльно относиться к православному вероисповеданию (я не говорю - к церкви и церковникам)" Так ради бога же! Я и к православию лояльно отношусь, и к лютеранам, мусульман недолюбливаю, буддизм мне просто очень по душе. Если б ты с этого начала, кто б с тобой спорил! Согласись, это не тоже самое, что "связывать неразрывно" русских и православие.
Впрочем, на тебя это похоже. смотри, что получается:
1. Ты пишешь {для русских - по контексту} "понятие "православие" неразрывно связано с понятием "Россия". "
2. Я, как чистокровная русская - до четвертого, как минимум, колена - отвечаю, что не все русские так считают
3. Оказывается, ты имела в виду, что "для русского человека ... естественно лояльно относиться к православному вероисповеданию (я не говорю - к церкви и церковникам)" Так ради бога же! Я и к православию лояльно отношусь, и к лютеранам, мусульман недолюбливаю, буддизм мне просто очень по душе. Если б ты с этого начала, кто б с тобой спорил! Согласись, это не тоже самое, что "связывать неразрывно" русских и православие.
*** . Я, как чистокровная русская - до четвертого, как минимум, колена - отвечаю
Я таки очень извиняюсь: поясните общественности, что означает "чистокровная"? Это метафора или медицинский факт?
Я таки очень извиняюсь: поясните общественности, что означает "чистокровная"? Это метафора или медицинский факт?
"что означает "чистокровная"? Это метафора или медицинский факт? "
Я даже растерялась как-то... Может, правда, мед. справку где-то можно получить?
Имелось же в виду следующее: за маму практически головой могу ручаться, а бабушки-дедушки по обеим линиям происходят из старообрядческо-раскольнических семей, которые жили довольно замкнуто. Так что насчет четырех поколей я, наверно, даже перестраховалась - просто я от бабушки знаю именно столько предков, реально века три уже от иных национальностей крови в нашу родню не притекало.
Кстати, что касается медицины, можно ли достоверным источником считать Ефремова? В "Лезвии бритвы", помнится, упоминался такой факт - о чистокровности (русской, разумеется) женщины говорит отсутсвие волос на голенях. По этому признаку я вполне русская
Я даже растерялась как-то... Может, правда, мед. справку где-то можно получить?
Имелось же в виду следующее: за маму практически головой могу ручаться, а бабушки-дедушки по обеим линиям происходят из старообрядческо-раскольнических семей, которые жили довольно замкнуто. Так что насчет четырех поколей я, наверно, даже перестраховалась - просто я от бабушки знаю именно столько предков, реально века три уже от иных национальностей крови в нашу родню не притекало.
Кстати, что касается медицины, можно ли достоверным источником считать Ефремова? В "Лезвии бритвы", помнится, упоминался такой факт - о чистокровности (русской, разумеется) женщины говорит отсутсвие волос на голенях. По этому признаку я вполне русская
Похоже, говоря о старообрядцах, Вы вошли в "замкнутый круг" - национальность биологическими признаками вряд ли можно определить; а социокультурная принадлежность уже не может быть признаком национальности при высокой вероятности "перекрестного опыления".
Есть, правда, некоторое количество антропологических фактов, но они говорят, скорее о расе, чем о национальности.
Есть, правда, некоторое количество антропологических фактов, но они говорят, скорее о расе, чем о национальности.
Ну и разумеется, я разделяю понятия "русский по национальности" и "русский по духу" (в предыдущем посте бралось для обсуждения первое). Что касается второго. Сколько угодно знаю людей - искренне считают себя русскими (я только "за" - люди-то хорошие), Россию любят и считают Родиной, Пушкина, Шишкина и прочих знают и любят опять же, даже в паспорте записано "русский". При этом мама - еврейка, папа - башкир, или мама - казашка, папа - немец. О каком православии может идти речь?! А ведь "большая куча народу" набирается не в последнюю очередь из-за того, что понятие "русский" включает в себя чаще этнический, чем национальный признак.
*** При этом мама - еврейка, папа - башкир, или мама - казашка, папа - немец. О каком православии может идти речь?!
А что, православие разделяет тех, у кого есть право к нему приобщиться, по национальности родителей? Если да, пожалуйста, ссылку на какой-нибудь внешний источник. Выглядит это весьма подозрительно.
А что, православие разделяет тех, у кого есть право к нему приобщиться, по национальности родителей? Если да, пожалуйста, ссылку на какой-нибудь внешний источник. Выглядит это весьма подозрительно.
Нет, не разделяет. Как и любое христианство. Для Христа все равны, нет "эллина и иудея".
Да и для других мировых религий, насколько мне известно, нет национальных ограничений.
Да и для других мировых религий, насколько мне известно, нет национальных ограничений.
Одна из бед России в том, что у нас в стране народ так и не понял, в чем же его национальное свообразие и потому зачастую подменял национальное религиозным. Отсюда обращение друг к другу в народе - "православные!" и т.д. А как известно, правсолынме еще и греки, грузины, сербы, молдаване, есть даже поляки православные.
Но были ли русские на самомо деле такими уж православными? Я думаю, прав Белинский, когда он сказал, что русские суеверны, но нерелигиозны.
Но были ли русские на самомо деле такими уж православными? Я думаю, прав Белинский, когда он сказал, что русские суеверны, но нерелигиозны.
Северные осетины, насколько я помню, в большинстве своем - православные. Мусульмане среди них есть, но не большинство.
=Как и любое христианство. Для Христа все равны, нет "эллина и иудея". = Ты это попу расскажи или бабушкам возле церкви. Забьют палками. Они католиков-то ненавидят, своих братьев по вере. Чего уж говорить об иудеях.
Крыска
unreal
Когда священник читает этот текст, прихожане не набрасываются на него с палками почему-то
В этом своеобразие все христьян. Это люди, которые говорят про себя - я виноват, прости господи, а потом достает кастет из-за пазухи и бьет тебе в лицо. А потом плачет - грешен я, грешен. Прости помилуй господи. Бес попутал, это не я.
Вся история христьянства такова - мучали, жгли, убивали, калечили, а потом исповедовались и прощали друг другу. Это как ребенок, обосрется и говорит что не я. Дома (в церкви) он хороший, а на улице - такой как все.
Вся история христьянства такова - мучали, жгли, убивали, калечили, а потом исповедовались и прощали друг другу. Это как ребенок, обосрется и говорит что не я. Дома (в церкви) он хороший, а на улице - такой как все.
Крыска
unreal
Ну и что?
Все люди грешны - в православии с этим никто не спорит.
А тезис католиков о непогрешимости Папы Римского как тебе нравится? С моей точки зрания, просто апофией лицемерия, но они все равно считают, что это правильно...
Все люди грешны - в православии с этим никто не спорит.
А тезис католиков о непогрешимости Папы Римского как тебе нравится? С моей точки зрания, просто апофией лицемерия, но они все равно считают, что это правильно...
Уважаемая! Вы все равно не переспорите тех, у кого есть атеистические или около того убеждения. Так надо ли спорить?
=Ну и что?
Все люди грешны - в православии с этим никто не спорит. =
А то что эти люди не отвечают за свои поступки, не дают себе отчета. Они могу молится Иисусу и тут же делать все наоборот. Иисус все простит. Ты только на свечку денежек не пожалей.
Ты спросила почему не накидываются на священника - я ответил. Кстати, если сильно напирать будет на равенство людей, и священника замочат, были случаи. Почитай того же Меня и поймешь.
Все люди грешны - в православии с этим никто не спорит. =
А то что эти люди не отвечают за свои поступки, не дают себе отчета. Они могу молится Иисусу и тут же делать все наоборот. Иисус все простит. Ты только на свечку денежек не пожалей.
Ты спросила почему не накидываются на священника - я ответил. Кстати, если сильно напирать будет на равенство людей, и священника замочат, были случаи. Почитай того же Меня и поймешь.