Мороз vs демократия по калифорнийски .
2769
43
Книгу Паршева - '' Почему Россия не Америка '' думаю читали все . http://www.thewalls.ru/index.htm Нет смысла ее обсуждать . Предлагаю взглянуть на проблему с другой стороны . Интересно было бы обсудить влияние российского климата и географии на '' особенности исторического процесса '' . Тут вот в чем дело . До сих пор расматривались приимущественно два '' единственно верных учения '' . о '' классовой борьбе '' и '' невидимой руке рынка '' . Я тут нарыл одну интересную статейку . '' Особенности исторического процесса в России '' http://www.contr-tv.ru/article/econom/2003-11-21/osob . автор академик Л.В. Милов . Очень любопытные вещи проясняются . Борцы с тоталитарным прошлым потчующие нас своими рецептами демократии по калифорнийски рискуют сесть в глубокую лужу . Есть такой анекдот у врачей - '' лечили от желтухи , досмерти залечили , а вскрытие показало - бедняга был китаец '' . Дык вот прежде чем рассусоливать о '' правах и свободах '' , рекомендую высунуть нос на улицу, посмотреть на градусник и хорошенько подумать - почему '' что немцу здорово - то русскому смерть '' .
Rotshild
Делом бы лучше занялся, уважаемый...
Все больше пользы для России было бы... :ха-ха!:
darkmen
Ежли кому интересно - тут подробнее написано . Историография Л.В.Милова http://www.situation.ru/app/sresid138.htm . хотел бы услышать мнение людей прочитавших . Пустопорожние разговоры типа ''Делом бы лучше занялся, уважаемый...'' оставьте для собственного потребления .
Rotshild
Rotshild
Сообщение удалено. Удалил quaker
Rotshild
Я последние лет пять провел в штатах Нью-Йорк, Нью-Джерси, и Канаде (пров. Онтарио). Бывал зимой в Массачуссетсе и Пенсильвании. Как ни удивительно это будет звучать для искателей откоряк, зима здесь не слишком отличается от новосибирской - можете последить за погодой на weather.com, если мне не верите. А то все Калифорния да Калифорния, как будто другого климата в Штатах и нет.
Givi
Насчет Канады не знаю, не был, а насчет Штатов- не шизди, там намного теплее, чем в НСКе. В Атланте, я в декабре ходил в рубашке в Вашингтоне (DC), в легкой курточке в феврале. В Неваде, да, зимой до - 10 бывает, но редко. Не шизди!
Ivan Ivanych
расчитываю , в основном на людей вменяемых . В этом ключе если копать - можно поразительные вещи обнаружить . В понедельник постараюсь продолжить тему .
Rotshild
Сообщение удалено. Удалил quaker
Givi
Как ни удивительно это будет звучать для искателей откоряк, зима здесь не слишком отличается от новосибирской - можете последить за погодой на weather.com, если мне не верите
Любителям читать не внимательно - рекомендую прочесть еще раз . Сколько длится зима в росии и сколько в вашигтоне . Дьявол как говорится в деталях .
Ivan Ivanych
Дык мне на свиней абсолютно фиолетово . Оно на НОРМАЛЬНЫХ людей предназначено . Ты прочел ? Неприменно прочти !
Ivan Ivanych
На карте посмотри, дружок, где находится Джорджия и Невада, и где Мичиган и Джерси. Если, конечно, найдешь Америку на этой карте - с географией у тебя, судя по всему, не очень...
Givi
если предположить, что вы правы, насчет америки не знаю, а по Канаде могу и поспорить, давайте уточним еще площади, которые не слишком пригодны для с/х и которые необходимо отапливать. В тех же штатах на основной территории климат более пригоден для проживания и жизнедеятельности человека.
Rotshild
Почему Россия не Америка? Почему Америка не Китай? Почему Китай не Парагвай?
Почему, наконец, Куба не Калифорния, а Кастро не Шварцнегер?
lifffe
В тех же штатах на основной территории климат более пригоден для проживания и жизнедеятельности человека.
А у тов. Паршева нету, случайно, объяснения тому, к примеру, занятному факту, что воскресную газету стоимостью два с лишним доллара, и прочие журналы, посылки и прочее с моего крыльца здесь никто не тырит? Представьте себе в Новосибирске - лежит себе около подъезда толстая посылка, на которой большими буквами написано "DVD по почте" - и сколько она без присмотра пролежит? Интересно, это тоже можно объяснить климатическими условиями?
У тебя, что недержание? Иш как пропоносило...
Не читал а туда же обсуждать.
Givi
А что тут объяснять? Для них два доллара и для нас это совсем разные деньги. Какой у них уровень зарплат, а какой у нас. У нас многим приходится просто выживать. То, что каждый сейчас готов украсть это следствие эгоистического капиталистического образа мыслей. И еще напомню. В Советском Союзе были автоматы с газированной водой, в которых стояли стаканы, и их ни кто не воровал. Сейчас поставь - первый же подросток разобьёт его об пол.
Givi
А у тов. Паршева нету, случайно, объяснения тому, к примеру, занятному факту, что воскресную газету стоимостью два с лишним доллара, и прочие журналы, посылки и прочее с моего крыльца здесь никто не тырит?
Стырят - не стырят - забалтывание вопроса . Даже если не стырят - климат от этого не изменится , и факторы , приведенные выше , действовать не перестанут .
Надоели вопли безграмотных политиканов и телекиллеров , про ужасы ''большевистского эксперимента '' . Им убогим невдомек , что не было никакого эксперимента , а было продолжение Российских традиций , Российская империя была воссоздана в облике СССР . Крепостное право - в облике колхозов . Власть царя в облике власти генсека . Вселенские соборы в облике партийных съездов . Государственное вмешательсство в экономику вернулось в облике госплана . Иначе и быть не могло . Такова МАТРИЦА нашего государства ! - сильная центральная власть , распределительная экономика , идеология обосновывающая приоритет общих интересов над частными . Все это возникло задолго до большивиков и было ими всего лиш продолжено . Эксперименты за как раз проводят ''господа демократы .'' , пытаясь насадить нам образ жизни обитателей калифорнии . Первый эксперимент , начатый в феврале 17 был успешно пресечен большевиками Лениным - Сталиным . Второй в 85 продолжается до сих пор . Результаты впечатляют ....
Givi
здесь никто не тырит
Ну, врать то зачем? На кого расчитано? На людей которые никогда не были в Штатах? Воруют только шум стоит..... Солнцезацитные очки из авто, бумажники, портфели поставленные на пероне метро.....
И Штаты не уникальны.... Тоже самое в Париже, Амстердаме, Милане.... Вот в Пекине не заметил такого - это правда....


У меня из почтового ящика газет торчит не мерено.... И никому не нужны.... даже мне :улыб:
А в деревне, где я отдыхаю, у людей нет замков на дверях.....
Так что, не врите..... :зло:
Rotshild
Судя по вашей ностальгии по империи, как присущей для России формы правления, вам захотелось снова власти царя или генсека, крепостного права или колхозов. Что то вы путаете приписывая царской России "идеологию обосновывающей приоритет общих интересов над частными " . Вы опять хотите доказать, что у России свой обособленный путь развития? Но ведь споры славянофилов и западников закончились еще в 19 веке. И эксперимент был начат не феврале 17, а гораздо раньше. И какие результаты второго эксперимента Вас впечатляют? Только без лозунгов и общий слов.
Ech_Aleks
Судя по вашей ностальгии по империи, как присущей для России формы правления, вам захотелось снова власти царя или генсека, крепостного права или колхозов.
Хочу на самом деле всего лиш нормальной жизни для страны и как следствие для себя любимого . При том полагаю , что нормальная жизнь возможна только при построении общества исходя из данных нам климатических , географических , исторических , культурных и прочих реалий . А отнюдь не заморских рецептов , и чьего то сильного желания набить собственный карман .
Что то вы путаете приписывая царской России "идеологию обосновывающей приоритет общих интересов над частными
http://www.kirdina.ru/book/glava7.shtml#p73 Коммунитарная идеология выражает укоренившееся в обществе осознание того, что приоритетными являются права и интересы социального коллектива или общества в целом по сравнению с правами и интересами отдельной личности. Коммунитарная идеология реализуется в определенных социальных отношениях, или институтах, а также соответствующих им нормах поведения, признающих ценности достижения общего блага выше ценности достижения блага личного.

В российской традиции коммунитарная идеология представлена известным понятием соборности. Первоначально понятие соборности, внедренное в широкий оборот русскими славянофилами в конце XIX - начале XX века, понималось как "совокупность религиозно-философских взглядов, идей, направленных на единение людей на основе православия и традиционной народной нравственности" (Большой толковый словарь русского языка, 1999, с. 1224). В современной культурологии соборность трактуется более широко. Как пишет А.С. Ахиезер, категория соборности, выработанная русской мыслью, констатирует существующую в массовой культуре с древнейших времен "первичность Мы" (Ахиезер, 1997, с. 87; 1999, с. 457), что и противопо- ставляет идею соборности идее субсидиарности. В коммунитарной идее соборности присутствуют традиции общей ответственности за целое, идущие из глубин истории государств восточного типа. Как указывал в свое время в "Вехах" С. Булгаков, слово "общественный" имеет в этом случае особенный, сакраментальный характер, тогда как понятие "личного" является крайне непопулярным (Галковский, 1995, с. 11).

Коммунитарная идеология проявляет себя в базовых институтах коллективизма, эгалитаризма и порядка (см. рис. 10).

Институт коллективизма как один из базовых институтов коммунитарной идеологии, свойственной государствам с Х-матрицей, выражает принцип социального действия, при котором связи и отношения между людьми опосредованы общественно значимыми целями, разделяемыми - явно или латентно - взаимодействующими субъектами. Коллективизм - это такое социальное отношение, при котором люди чаще руководствуются необходимостью следования общим, а не индивидуальным целям, поскольку осознают, принимают приоритет развития и сохранения общества как целого по сравнению с личным развитием. Коллективизм предполагает сплоченность, единство нормативных ценностных ориентаций, идентификаций и общую ответственность за результаты деятельности.

Коллективизм как норма отношений между людьми ярко проявляется как специфическая черта государств, характеризующихся Х-матрицей, и это отмечается в многочисленных социологических, антропологических и культурологических исследованиях, художественной литературе, наблюдениях, пословицах и т.д. Например, описывая японское общество, социолог из США Рут Бенедикт пишет, что "Японцы любят жить коллективно, им крайне трудно отделить себя от коллектива и действовать самостоятельно. У них такое ощущение, что действовать самостоятельно - значит, предать" (цит. по кн.: Шабанова, 2000, с. 133). Широко известны коллективизм, "артельность", свойственные членам российского общества и сохраняющиеся на протяжении всего исторического развития нашего государства. Например, такая поговорка 1930-х годов, независимо от того, является ли она подлинно народной или сконструированной, чрезвычайно показательна - "Миром да собором да советским хором" (Госуд. архив?).

Взаимосвязь идеологического института коллективизма с другими базовыми институтами Х-матрицы выражается в том, что в политэкономических доктринах коллективизм отождествляется с экономической системой, при которой общественные и государственные формы собственности являются господствующими, т. е. с редистрибутивной экономикой. Выражением действия института коллективизма в политической сфере служит институт общих собраний и единогласия, на которых коллективно принимаются решения относительно проблем, касающихся членов всего общества. Коллективизм, т. е. признание приоритета общественных целей над индивидуальными, служит основой принятия таких решений.

Другим базовым идеологическим институтом в государствах с Х-матрицей является институт эгалитаризма. Он отражает исторически сложившееся нормативное представление о социальной структуре, предполагающей общественное равенство. Эгалитаризм (от франц. egalite - равенство) известен как концепция, проповедующая равенство в качестве принципа организации общественной жизни. В теории институциональных матриц эгалитаризм рассматривается не только в качестве доктрины, но как один из базовых институтов, т. е. как социальное отношение, постоянно воспроизводящееся в сознании и действиях людей. В данном случае принцип эгалитаризма как основание социальной структуры означает, что для всех членов общества действуют правила равной необходимости в исполнении общественных обязанностей и равного доступа к пользованию общественными благами. Эгалитаризм подразумевает, что получаемое вознаграждение пропорционально, прежде всего, доле ответственности социальных субъектов в решении общих задач.

Если носители субсидиарной идеологии, например, неоконсерваторы, отвергают эгалитаризм, считая его противоречащим свободе и природе человека (Российская социологическая энциклопедия, 1998, с. 626), то в коммунитарной идеологии эгалитаризм рассматривается как естественное право любого человека на участие в социальной жизни и занятие в ней тех или иных социальных позиций. Лозунг "Кто был ничем, тот станет всем" отражает неприятие обществом нормы стратификации, т. е. неравенства, и приоритет равенства возможностей индивидов как главного принципа построения социальной структуры.

Еще одним базовым институтом, характерным для коммунитарной идеологии, является институт порядка, определяющий отношения индивидов к обществу, а также основной принцип устройства общественной жизни. Проблема порядка была сформулирована еще Огюстом Контом. Она означает, с одной стороны, признание необходимости сохранения и продолжения традиций, и, с другой стороны, признание роли социальной организации в детерминации поведения индивидов (Артемов, 2000, с. 195). Порядок на первый план выдвигает взаимозависимость социальных субъектов, необходимость приноровления людей к сложившимся отношениям. Порядок, в отличие от свободы, непосредственно предполагает дисциплину и самоограничение индивидуальных намерений ради достижения общего блага. Порядок означает, что индивиды действуют не "в безвоздушном пространстве", особенности которого могут не приниматься ими во внимание, а в ограничивающей их действия социальной среде. "Ты зависишь от действий других людей, как и они зависят от твоих" - вот идея порядка. Образно, но точно Сент-Экзюпери писал в своей незаконченной книге-притче "Цитадель", что "порядок - это общее дело, где каждый в помощь благодаря другому" (Сент-Экзюпери, 2000, с. 382). Другими словами, порядок предопределяет ограниченность индивидуального выбора рамками социальных установлений, вытекающих из общности людей, обусловленной фактом их совместного проживания на единой территории и в общей системе социальных отношений. Люди в этом случае осознают, что они - часть чего-то большего, чем они сами, часть единой структуры, и поэтому не свобода, не независимость характеризуют их отношения с обществом, а признание общего порядка, "отношения идеальной зависимости", которые Барраль, например, полагает основополагающими во взаимосвязи индивида и общества в Японии (Барраль, 1995, с. 20. Цит. по: Шабанова, 2000).

Институты коллективизма, эгалитаризма и порядка, формирующие институциональное ядро коммунитарной идеологии, тесно взаимосвязаны. Эта связь проявляется, например, в том, как восточные религии и православие, характерные для стран с Х-матрицей, трактуют место человека в мире. Здесь личности присуще смирение, "уничижение, что паче гордости", обусловленное пониманием того, что человек - часть внешнего, единого, общего мира. Тем самым постулируется причастность человеческого существования к нечто более важному и масштабному, чем собственная личность, и именно через эту причастность миру восточная традиция утверждает величие человека (Малявин, 1995, с. 294).

Если субсидиарная идеология предполагает горизонтальные отношения между личностями и социальными общностями, то коммунитарная идеология может рассматриваться как "вертикальная" социальность иерархизированного общества (выражение заимствовано у Малявина, 1995, с. 303). Коммунитарные идеологические институты поддерживают приоритет общественной целостности, подчинение интересов личности "миру, который включает в себя локальную общность, сход, но также весь народ, человечество и даже Вселенную" (Ахиезер, 1997, с. 82). Конкретные страны могут служить иллюстрациями данного положения. Так, российское общество, как признано в многочисленных культурологических исследованиях, характеризуется распространением общинных и коллективных ценностей в сознании населения. Если мы посмотрим на историю китайского общества, то также можем увидеть, что "Конфуцианская цивилизация, безусловно, основана на признании авторитета общества, его власти над индивидом" (Федотова, 1997, с. 201). Отличительной чертой японского общества также является превалирование семейных и коллективистских ценностей, идея принадлежности людей своему сообществу, здесь сообщество очевидно превалирует над индивидом (там же).

Какую бы конкретную доминирующую идеологию из истории восточных государств мы не рассматривали - буддизм в Индии, конфуцианство в Китае, милленаризм в странах Юго-Восточной Азии, православие в России или коммунистическую идею - всюду проявляют себя институты коммунитарной идеологии, поддерживающие нормы подчинения человека общему, высшему благу. Действительно, что составляет существо дальневосточного буддизма, отличающее его от западных религий? Это, прежде всего, отречение от личного Я и материальных благ, растворение себя в мире и единение с ним (нирвана) как идеал полного духовного совершенства. Этика конфуцианства также направлена в первую очередь на достижение гармонии с миром и природой. Конфуцианство определяет справедливым порядок, при котором каждый член общества занимает положенное ему место, и общество как целое доминирует над любым из своих граждан (Философская энциклопедия, 1964, т. 2, с. 55).

Сходный смысл несет в себе и коммунистическая идея, если освободить ее от политических и экономических нагрузок, приобретенных в ходе попыток ее реализации. Коммунизм представляет собой совокупность религиозных и нравственных учений, идеалом которых является наличие всех имущественных прав не у отдельного человека, а у общины, союза, народа, человечества. Коммунизм как учение обозначал идеалом братскую жизнь людей. Идеи коммунизма были распространены в античных городах, среди древнекитайских философов, их придерживались Платон и Пифагор. Коммунистическое учение было распространено в Африке, Сирии, Египте, Палестине и др. (Энциклопедический словарь, 1895, т. 15, с. 881-883). В Европе коммунизм как "чистая идея" получил свое развитие в "Утопии" Т.Мора и "Civitas soli" Кампанеллы. В новейшей истории, как известно, коммунизм становится официальной доктриной ряда стран - России, Китая, Кубы, Анголы, Мозамбика и др.

С точки зрения теории институциональных матриц доктрина коммунизма представляет собой воплощение коммунитарной идеологии, когда Мы ставится выше Я и ценности достижения блага общественного превышают ценности блага частного. Именно поэтому идея коммунизма получила в свое время распространение и поддержку в странах, характеризующихся Х-матрицей.

"Социалистическое прошлое, - пишет сегодня Лебедева, - не стоит рассматривать как отход от исторической прямой, а стоит задуматься над тем, почему именно в России идеи коммунизма нашли столь благодатную почву для распространения и практического воплощения" (Лебедева, 2000, с. 206). Подход к анализу этого явления с точки зрения свойственной России институциональной матрицы показывает, что марксизм и социализм являлись наиболее передовой и теоретически обоснованной в тот период общественной доктриной, отражающей принципы свойственной российскому обществу коммунитарной идеологии. Поэтому они были восприняты массовым сознанием и даже были реализованы в конкретном экономико-политическом режиме. Но со временем догматический характер идей научного коммунизма, закрытых для критики и тоталитарно господствовавших, привел к нарушению одного из объективных требований институциональных матриц, означающих необходимость взаимодействия базовых и дополнительных институтов. Следствием этого стало отторжение коммунистических идей и поиск новых концепций, соответствующих социетальному типу российского общества на новом этапе его развития.
Rotshild
Вы думаете, что реально можно создать общество "исходя из данных нам климатических , географических , исторических , культурных и прочих реалий "? Это ведь чистой воды утопия. Причем исторические, культурные реалии каждый толкует по разному и не все согласятся с точкой зрения высказанной Вами или тех авторов, которых вы цитируете. И на основе чего же строить это "светлое общество"? Какая программа, силы которые могут это сделать, что получим в итоге? Соборность, русская община - все это придумано русофилами, русскими помещиками мечтающими о возвышенном, но нет и не было в русском народе этого. Все достижения России связано не с общиной и духом соборностью, а с идей свободы, не подчинением какой либо власти, как политической, так и духовной и нравственной. За свободой шли казаки на север и Сибирь, раздвигая границы государства.
Вы привели цитату, но у меня всякое доверие пропадает к автору когда в ссылке на литературу он указывает Энциклопедический словарь, 1895 , т. 15, с. 881-883
Ech_Aleks
Соборность, русская община - все это придумано русофилами, русскими помещиками мечтающими о возвышенном, но нет и не было в русском народе этого
попробуй вникнуть сюда http://www.kirdina.ru/book/glava3.shtml#p32 3.2. Коммунальность/некоммунальность как общественное свойство материально-технологической среды

Такими альтернативными свойствами материально-технологической среды, проявляющимися тогда, когда социум пытается овладеть ею как средой социальной и производственной, являются, по нашему мнению, коммунальность или некоммунальность.

Впервые гипотеза об определяющем, решающем влиянии коммунальной и некоммунальной материально-технологической среды на тип институциональной структуры общества была высказана нами в 1996 г. в совместной работе (Бессонова, Кирдина, О'Салливан, 1996, с. 22-24). На страницах этой работы данный термин впервые был определен. В частности, предполагалось, что коммунальная среда формирует соответствующие экономические институты и определяет не рыночный, а раздаточный характер хозяйственной системы, в то время как некоммунальная среда обуславливает становление институтов рынка, или обмена.

Когда мы говорим о материально-технологической среде общества, то имеем в виду, прежде всего, общественную инфраструктуру и отрасли, приоритетные для обеспечения жизнедеятельности населения, ту неотъемлемую часть материально-технической базы общества, которая создает определяющие условия для социального развития и общественного производства.

Коммунальность (или некоммунальность) материальной среды является не столько внутренне ей присущим, сколько общественным свойством, т.е. проявляющимся в ходе взаимодействия общества с этой средой. Сами по себе природные условия или технологические комплексы не реализуют названных общественных свойств, они проявляют, выражают или приобретают их в процессе вовлечения в хозяйственный оборот и социальную жизнь.

Коммунальность означает такое свойство материально-технологической среды, которое предполагает ее использование как единой нерасчленимой системы, части которой не могут быть обособлены без угрозы распада всей системы.

Коммунальность материально-технологической среды подразумевает ее целостность, неразрывность связей между элементами, ее представление как единого целого, состоящего под общим управлением. Изначально коммунальность производственной среды определяется хозяйственным ландшафтом - исторически первичным условием производства. Население начинает вовлекать его в хозяйственный оборот. Но среда сопротивляется усилиям одиночек, заставляя людей объединяться уже на стадии организации производственного процесса. Необходимость объединения задается, как правило, применяемой технологией, которая оказывается конкурентоспособной по сравнению с технологиями индивидуального производства. Так действует закон экономии трансакционных издержек, который, в конечном счете, определяет формирование соответствующих экономических, политических и идеологических институтов.

Коммунальная среда может функционировать только в форме чисто общественного блага, которое не может быть разделено на единицы потребления и продано (потреблено) по частям. Соответственно, ее использование требует совместных координированных усилий значительной части членов общества и единого централизованного управления. Коммунальная среда является условием выживания всего населения страны. Именно поэтому содержание институтов государства, развивающегося в условиях коммунальной среды, определяется, в конечном счете, задачами согласования общественных усилий для эффективного ее использования.

Характерным примером такого типа материально-технологической среды является сложившаяся в сельском хозяйстве Китая система заливного рисоводства, распространившаяся затем в Японии, Корее и Юго-Восточной Азии. Она представляла собой большое число мелких террасированных полей, связанных в единое целое ирригационной системой и начинающих давать отдачу на затраты труда не сразу, но зато способную функционировать столетиями. Эта единая хозяйственная система требовала неукоснительного и четкого соблюдения технологической дисциплины всеми использующими ее многочисленными хозяйствующими субъектами, централизованного управления и общей внешней защиты, поскольку разрушение на одном участке грозило гибелью всей системы (Кульпин, 1995, с. 223). Коммунальными по своей сути являлись также ирригационные системы Египта, противопаводковые системы восточных государств, системы водных путей, волоков и каналов Древней Руси и др.

В настоящее время примерами коммунальной материально-технологической среды, очевидными для большинства граждан России, являются единые энергетические системы, централизованные коммуникации теплоснабжения и водообеспечения, жилищное хозяйство городов, железнодорожные сети, трубопроводный транспорт и т.д.

В свою очередь, некоммунальность означает технологическую разобщенность, возможность обособленности важнейших элементов материальной инфраструктуры и связанную с этим возможность их самостоятельного функционирования и частного использования.

Некоммунальная среда разложима на отдельные, не связанные между собой элементы, она обладает свойством дисперсности и может существовать как совокупность разрозненных, отдельных технологических объектов. В этом случае индивидуум или семья способны самостоятельно, без кооперации с другими членами общества, вовлекать части некоммунальной среды в хозяйственное использование, поддерживать их эффективность и независимо распоряжаться полученными результатами. В этом случае главной функцией складывающихся институтов государства является обеспечение взаимодействия между обособленными хозяйствующими и социальными субъектами.

Пример того, как некоммунальная среда определяет технологические способы ее освоения и использования, показывает исследование С.В. Лурье, в котором сравниваются способы освоения Русского Севера местными колонистами и территорий Скандинавии западными финнами-тавастами. Русские всегда переселялись группами и принимались за обработку целинных участков коллективно. Финн же селился на новой земле в одиночестве со своим небольшим семейством, сам ставил жилье и создавал поле, на котором выращивал достаточный для пропитания семьи урожай (Лурье, 1998). Природные условия Русского Севера провоцировали коллективные технологии, в то время как более благоприятные условия в Скандинавии позволяли развивать технологии индивидуального земледелия.

Помимо хуторских хозяйств и фермерских участков, некоммунальная материальная среда представлена автономными системами обеспечения теплом, непосредственно в зданиях, отдельными энергостанциями, не связанными в общую систему, обособленными железнодорожными линиями и т.д.

Материально-технологическая и институциональная среда образуют, в конечном счете, единую систему и положительно воздействуют друг на друга. Коммунальная среда, не поддающаяся расчленению, со временем приводит к относительному расширению роли государства, выражающего общий, коллективный интерес. Государство создает соответствующую систему управления во главе с Центром и определяет общие правила пользования коммунальной инфраструктурой для всех хозяйствующих субъектов. На каждом историческом этапе формируется соответствующая времени идеология, выражающая справедливость такого общественного порядка. В свою очередь, вновь создаваемые производственные объекты эволюционно воспроизводят коммунальные свойства и закрепляют на следующем историческом шаге вызванные ими институциональные особенности общественного устройства.

В странах с некоммунальной материально-технологической средой, напротив, постоянно возрастает роль частных собственников в общественной жизни, что выражается в развитии системы соответствующих экономических и политических институтов и создании адекватных идеологических систем. Развивающаяся и совершенствующаяся некоммунальная среда служит постоянной материальной основой для их воспроизводства.

История показывает, что научно-технический прогресс и масштабная человеческая деятельность не в силах изменить анализируемое свойство материально-технологической среды, превратив ее из коммунальной в некоммунальную, или наоборот. Более того, можно видеть, что по мере развития государств присущая им изначально среда все больше проявляет себя и приобретает более масштабный характер. Так, например, если на заре российской истории коммунальность была характерна лишь для системы речных путей и сельского хозяйства, то сегодня коммунальными являются энергообеспечение предприятий, жилищное хозяйство городов, железнодорожные сети, трубопроводный транспорт и т.д. Опыт показывает, что со временем материально-технологическая среда все более воздействует на характер принимаемых организационных и управленческих решений, определяет институциональные технологии, которые, затем, в свою очередь закрепляют и усиливают свойственные материальной инфраструктуре коммунальные или некоммунальные черты.

Окружающая материальная среда влияет не только на характер образующих институциональную матрицу базовых институтов. Исследования восприятия социального времени населением стран с коммунальной и некоммунальной средой показывают, что, например, в России, в отличие от западной традиции, время в большей степени воспринимается как целостное, непрерывное, нерасчленимое (Веселкова, 2000). Понятия дискретности времени, его "интервальности", фиксация точных сроков, органичные для жителей государств с некоммунальной, дискретной материально-технологической средой, в иных, коммунальных условиях проявляют себя гораздо менее явно.

Что определяет коммунальность или некоммунальность материально-технологической среды? Какие особенности хозяйственного ландшафта в большей мере содействуют формированию того или иного свойства? По этому вопросу в настоящее время можно высказать лишь предварительные гипотезы.

Первая гипотеза предполагает наличие определенной нелинейной по характеру связи между коммунальностью, с одной стороны, и "уровнем хозяйственных рисков", свойственных территории, с другой (рис. 4).




Рис.4. Зависимость между уровнем хозяйственных рисков и коммунальностью материально-технологической среды



Выясняется, что чем в большей мере территория, на которой расположено государство, характеризуется рискованными условиями ведения хозяйства - суровым или пустынным климатом, резкими колебаниями температур, угрозой засухи или, наоборот, риском наводнений, цунами и прочими неблагоприятными условиями, тем с большей вероятностью можно ожидать коммунальных, общественных свойств формирующейся в этих условиях материально-технологической среды. Соответственно, тем выше вероятность формирования Х-матрицы в таком государстве. Яркими иллюстрациями могут служить особенности сурового климата России или пустынь Египта.

Вторая гипотеза предполагает связь коммунальных или некоммунальных характеристик среды с уровнем однородности-неоднородности хозяйственного ландшафта (рис. 5).




Рис.5. Зависимость между степенью однородности хозяйственного ландшафта и коммунальностью материально-технологической базы



Предварительные наблюдения показывают, что некоммунальная, "индивидуализированная" материально-технологическая среда формируется в условиях некоторого оптимума многообразия, сегментированности, неоднородности территории. Это, с одной стороны, позволяет развивать в разных регионах неодинаковые производства, а, с другой стороны, обуславливает возможность обмена разными товарами между ними. Одновременно рыночные отношения содействуют развитию частной собственности, создают

базис адекватных им политических и идеологических систем, другими словами, обуславливают становление базовых институтов Y-матрицы.

Если же территория характеризуется ярко выраженными различиями условий хозяйственного освоения, т. е. слабой однородностью, или, наоборот, является слишком однородной, складывающаяся материально-технологическая среда потенциально содержит в себе усиливающийся по мере ее освоения коммунальный характер. Так, при однородности хозяйственного ландшафта обобществление условий производства является экономически обоснованным, поскольку позволяет создавать эффективные централизованные, стандартизованные и крупномасштабные технологические системы. Наоборот, при резком различии условий производства коммунальные системы позволяют перераспределить ресурсы между "слабыми" и "сильными" участниками, учесть, например, различие пиков потребления электроэнергии между районами, различающимися часовыми поясами и т.д. И в том, и в другом случае провоцируется создание экономических, политических и идеологических институтов, характерных для Х-матрицы.

Заканчивая главу, посвященную описанию коммунальности и некоммунальности - общественным свойствам материально-технологической среды, следует еще раз подчеркнуть: формирующиеся, а, главное, закрепляющиеся в обществах институты, представляют собой результат спонтанного поиска разных социальных групп, они складываются и развиваются независимо от воли и действий конкретных индивидуумов, инвариантны относительно них. Эти институты формируются в определенных материальных условиях, определяются ими и не существуют вне этих условий. В долговременной исторической ретроспективе сформировавшаяся под влиянием этих факторов институциональная матрица является наиболее эффективным средством организации национального хозяйства и выживания социума и государства на конкретной территории, что и определяет ее устойчивость. Другими словами, именно коммунальный или некоммунальный, неизбежно усиливающийся со временем, характер материально-технологической среды является, в конечном счете, основным фактором "инвариантности доминантности" базовых институтов, образующих Х и Y-матрицы
Rotshild
Прочитал :ухмылка:. Я всегда подозревал, что когда кто-то не может внятно что то в науке сказать, то он начинаете придумывать новые термины, понятия и все запутывает псевдонаучными славесами.