Зачем детям "Основы православной культуры"? - ч.1
135927
1484
Ech_Aleks
Да и гордится впрочем не чем, ведь территория страны уменьшилась с 1/6 света до 1/8:хммм:
Будем надеется, что это временное явление...
Valico
Лично я бы была против любого преподавания любой религии в школах. Лично для своего ребенка. В Бога не верую и честно сказать, не хотела бы чтоб и он верил. Религии мира изучала в более старшем возрасте. С точки зрения интереса как к культурному явлению. Любое преподавание любой религии в неспециализированном уч. заведении должно преподаваться только с точки зрении культурного явления. И только на окрепшие взрослые умы дожны выливаться такие знания
свет
Согласен.
Дома лежит книжка, сборник фантастических рассказов. К сожалению, забыл название самого рассказа, но сюжет кратко перескажу.
На одну развивающуюся планету прилетел миссионер-проповедник нести слово божие туземным мирам. А аборигены этой планеты отличались тем, что их культура не породила ни одной религии и даже ни одного суеверия. А на этой планете уже жил человек, прилетевший туда с торговыми целями. Он всячески пытался отговорить миссионера от его намерений, но безуспешно. А раса, населявшая планету, оказалась очень любознательной. Они приходили на все проповеди, с интересом слушали рассказы проповедника о Библии. И вот, в один прекрасный день они, предварительно посовещавшись, решили, что они обратятся в христианскую веру, если бог докажет им свое существование и явит чудо. И чудом этим они выбрали распятие и воскрешение проповедника. Заканчивается рассказ не очень приятно. Священника распяли, в умы туземцев было посеяно сомнение. Торговец улетел с планеты.
Вот такой намек на "неокрепшие умы" детей.
Сегодня вечером обязательно посмотрю название рассказа и дам ссылку.
Valico
А священник-то воскрес?
Tech
А священник-то воскрес?
Нет, естественно. Хоть рассказ и фантастический:миг:
свет
:agree:
Valico
Сегодня вечером обязательно посмотрю название рассказа и дам ссылку.
Да, было бы интересно.
Ech_Aleks
>>>А зачем превозглашать титульную нацию?

А зачем преподавать ОПК в школе, причем с акцентом на церковную жизнь? Вопросы примерно одного плана.
Я вот еще раз посмотрел на вашу ссылку про учебник и стало мне интересно - почему житие Серафима Саровского и Сергия Радонежского РПЦ сочла достоиным изучения, а Даниил Московский (тоже кстати святой) в списки избранных не попал? И кто из них троих сделал больше для создания и существования государства "Россия"? Может у вас есть версии?
kosta
Я же не автор этого учебника поэтому у меня нет никаких версий. Да и позиция моя на счет этого курса однозначная, если и читать его в школе то только как факультатив.
SteveR
Вы сочинений господина Лескова не читали случайно? (это тот, кто написал "Левшу", "Соборян" и многое другое, и которого даже доцент постыдится назвать "нигилистическим интеллегентом"). У него хорошо рассказывается про то, как разоряли старообрядческие храмы, облагали старообрядцев налогами в пользу РПЦ, как студенты в один час становились солдатами просто за то, что они были поляками (католиками), как еврейских детей (иудеев) исключали из школ и университетов... :secret:
В самом факте такого "давления" не вижу ничего необычного. Методы же, пожалуй следует признать вполне гуманными и "либеральными", если сравнивать их с методами отдельных других религиозных течений в разные периоды истории (инквизицию вспомните, например:хммм:).
"Воспитание" != "воцерквление", "воспитание" != "обращение", "воспитание" != "религиозная или антирелигиозная пропаганда". Согласны? ("!=" - "не равно")
Или ещё поиграем в подмену понятий?:миг:
Отчасти Вы правы. Тем не менее "религиозная или антирилигозная пропаганда" все-таки одна из составляющих "воспитания".
Давайте с другой стороны попробуем - какие мероприятия, проводимые нынче в общеобразовательных школах в состоянии выполнять воспитательную функцию? На каких предметах формируется мировоззрение учеников?
Это я к тому, что ввод именно ОПК в качестве такого предмета - шаг, безусловно, спорный и неоднозначный, однако, означает ли это, что проблема формирования мировоззрения у учащихся не существует? А если существует, то как ее решать?
лёд-9
конечно можно в учебнике сохранить нейтральную позицию. в качестве образца рекомендую любой том ландау и лившица. книга - это оффлайн продукция, если у человека есть ум, он может провести столько времени, сколько потребуется, выбирая максимально нейтральную формулировку. для этого, конечно, нужно владеть материалом, знать все точки зрения.
Довольно идеалистическое представление об авторах учебников. Мало владеть материалом, надо еще очень захотеть на практике "сохранить нейтральную позицию". Даже если у кого-то это действительно может получиться, то есть механизмы, которые все равно не дадут такую позицию отстоять (напоминаю, речь идет именно об учебниках ).
за основы православной культуры я не волнуюсь, православных доцентов уже хватает
А зря не волнуетесь (имхо). Вот, например, SteveR чуть выше написал:
"Ради смеха, приведите хотя бы процент формально соблюдающих Великий пост (отказ от алкоголя, табака, скоромной пищи, секса). 0,5% наскребётся?"
И в этой оценке я с ним вынужден согласиться.
В том, что "православных ... и так уже хватает" Вы, пожалуй, не правы.:улыб:
SteveR
господина Лескова не читали случайно, и которого даже доцент постыдится назвать "нигилистическим интеллегентом"
Не постесняюсь. :спок:
"...симпатии Лескова к нецерковной религиозности, к протестантской этике и сектантским движениям, вполне давшие знать о себе еще во второй части хроники "Захудалый род", особенно усилились во второй половине 1880-х и уже не оставляли его до самой смерти. Произошло это во многом под влиянием идей Л.Н.Толстого, знакомство с которым состоялось в начале 1887 (Лесков еще в 1883 в статьях "Граф Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как ересиархи" и "Золотой век" защищал его от нападок К.Н.Леонтьева). О влиянии, оказанном на него Толстым, Лесков писал сам: «Я именно „совпал“ с Толстым… Почуяв его огромную силу, я бросил свою плошку и пошел за его фонарем

В духе протестантизма (отчасти именно в духе толстовства) Лесков обрабатывает сказания из древнерусского Пролога и патериков: Сказание о Феодоре-христианине и его друге Абраме-жидовине (1886), Скоморох Памфалон (1887; первоначальное, не пропущенное цензурой, заглавие – Боголюбезный скоморох), Лев старца Герасима (1888), Гора (1890; в первом, не пропущенном цензурой варианте, – Зенон-златокузнец), Невинный Пруденций (1891) и др.».
Кругосвет.ру - вполне светское издание.
Docent
Интересно а как бы ответил преподаватель ОПК на вопрос школьника. Почему православные поклоняются кусочкам умерших людей и древесным щепкам?
http://news.ngs.ru/more/22526.php
Docent
Оттуда же:
"Опыт своих «антинигилистических» романов и «провинциальных» повестей Лесков использовал в хронике Соборяне (1872). Повествование о протопопе Савелии Туберозове, дьяконе Ахилле Десницыне и священнике Захарии Бенефактове приобретает черты сказки и героического эпоса. Этих чудаковатых насельников «старой сказки» со всех сторон обступают деятели нового времени – нигилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники нового типа. Маленькие победы наивного Ахиллы, мужество Савелия, борьба этого «лучшего из героев» «с вредителями русского развития» не могут остановить наступления нового лукавого века, обещающего России страшные потрясения в будущем.
Лесковские «хроники» повествуют прежде всего о времени, о ходе истории, оттесняющем в прошлое лучшие типы русской жизни. Если в Соборянах речь шла о духовенстве, то в хронике Захудалый род. Семейная хроника князей Протазановых (из записок княжны В.Д.П.) (1874), действие которой отнесено к началу 1820-х, – о дворянстве. Исполненная чувства собственного достоинства «народная княгиня» Варвара Никаноровна Протазанова, защитник обиженных Дон-Кихот Рогожин – тоже уходящие типы, вернее – ушедшие (о событиях полувековой давности рассказывает внучка княгини, причем со слов тоже уже почившей наперсницы последней). Вторая часть хроники, в которой язвительно изображались мистицизм и ханжество конца александровского царствования и утверждалась социальная невоплощенность в русской жизни христианства, вызвала недовольство Каткова. На правах редактора он подверг текст Лескова искажениям, что привело к разрыву их отношений, впрочем, уже давно назревшему...
" :миг:
Docent
т.е. он будет загружать мозги школьников такими сложными измышлениями?
Docent
3 Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе.
(2Кор.11:3)
Docent
Зачивтаю приведенный вами трудъ дома в спокойной обстановке, так как велеречивый язык излагающий сие великие мысли, труден для воприятия, так и какжется что меня хотят запутать.
К сожалению у меня только один аргумент против этого разгула идолопоклонства. Нигде в библии нет такого чтобы люди поклонялись нарисованным изображениям или останкам других людей или предметов.
Господин Уэф!
у меня только один аргумент против этого разгула идолопоклонства. Нигде в библии нет такого чтобы люди поклонялись нарисованным изображениям или останкам других людей или предметов.
"сотвориша завесу [двepeм] скинии свидения от синеты и багряницы, и червленицы спрядены, и виссона сканаго, дело швенно херувимы. И сотвориша очистилище над кивотом от злата чиста, и два Херувима" (Исх.37)

" И кости Иосифа, которые сыновья Израиля вынесли из Египта, схоронили в Сихеме" (Нав.24, 32). [В скобках замечу, что кости Иосифа сыны Израиля несли с собой все 40 лет странствий по пустыни]
Господин Уэф!
у меня только один аргумент против этого разгула идолопоклонства. Нигде в библии нет такого чтобы люди поклонялись нарисованным изображениям или останкам других людей или предметов.
А вы полагаете, что поклоняются именно иконе? А не тому, что она изображает? Даже если уйти от спора об иконописи, вспомните знаменитую плащаницу. Не споря об ее подлинности, если христианин полагает, что здесь отпечатался лик самого Христа, он все же поклоняется не отпечатку этому, а Христу.

Вот вам буддийская притча на эту тему: "Одна мать все просила сына, чтобы он привез ей священное сокровище Будды. Но сынок побывал в Лхасе, а про просьбу матери забыл. И на обратном пути, найдя череп обезьяны, вынул оттуда зуб, да и принес матери: "Возьми, это зуб Будды". Мать заворачиват зуб в шелк и кладет в божницу и творит над ним самые священные молитвы и обращает все помыслы к святыне. И сделалось чудо. Начал светится зуб чистыми лучами. И произошли от него чудеса многие и исцеления."

Вспомните, когда верующая женщина, желая исцелиться протиснулась к Христу сквозь толпу и коснулась края его плаща. А Он сказал ей "Встань, женщина. Вера твоя спасла тебя". Заметьте не плащ, не прикосновение, и даже не сам Христос, а Вера ее спасла.

Но вот никак не пойму про споры в этом топике: о чем речь? Ведь детям в школе будут преподавать не Закон Божий, а основы культуры. Жалко, что только одной православной культуры. Но пусть начнут хотя бы с этого. А то ведь вообще никакой раньше не преподавали.
В поисках истины
Вы считатете, что буддийская притча является аргументом в христианских межконфессиональных диспутах? :а\?:
В поисках истины
Но вот никак не пойму про споры в этом топике: о чем речь? Ведь детям в школе будут преподавать не Закон Божий, а основы культуры. Жалко, что только одной православной культуры. Но пусть начнут хотя бы с этого. А то ведь вообще никакой раньше не преподавали.
Против преподования основ культуры возражений нет (кстати почему только основ?). Возражение против поголовного религиозного воспитания с малых лет. Оттого, что Закон Божий обозвали ОПК суть мало поменялась.
Docent
А кроме буддийской притчи вы в моем посте ничего больше не прочли? Ни про исцеление женщины, ни про плащаницу?

А буддийская притча приведена как дополнение в пример для понимания что есть по сути поклонение иконам, святым мощам и пр. святыням.