Зачем детям "Основы православной культуры"? - ч.2
103489
991
kosta
я предлагаю просто подождать - предмет загнется сам.
Но ребенка, естественно, я на эти занятия не пущу.

Между тем, если рассматривать введение любого факультативного курса в школьную программу с точки зрения законности, то ОПК может преподаваться только на основе решения попечительского совета и только вне сетки основных занятий. Учебники ОПК тоже вызывают немало вопросов. Самый популярный, Аллы Бородиной, по заключениям экспертов Центра изучения религии Российского государственного гуманитарного университета, носит не культурологический, а религиозный характер. Нередко этот учебник преподносят как рекомен­дованный Минобразом, что весьма далеко от истины. На каждом школьном учебнике проставляется гриф «допущено» или «рекомендовано». Пока ни один учебник ОПК не имеет никакого грифа Минобраза. И даже учебник Бородиной рекомендован Координационным советом по взаимодействию Минобраза России и Московской патриархии.

Сколько ведутся споры о необходимости (недопустимости) преподавания православной культуры в школе, столько остаются без ответа три главных вопроса: что такое православная культура и где ее границы от культуры неправославной? Как этот курс предостережет молодежь «от пагубных привычек и наркомании»? И что делать, если он противоречит курсу истории или биологии? Если следовать логике сторонников ОПК, то на уроках биологии следует преподавать не только учение Дарвина и теорию божественного происхождения человека, но и версии о космических при­шельцах и теорию инволюции, то есть происхождения человека путем деградации высших существ. А в тех же воскресных школах — версию о большом взрыве, создавшем Вселенную. Пока же на новосибирских интернет-форумах родители уже успокаивают друг друга в стиле: «Народ, что вы волнуетесь? Если это будут преподавать на том же уровне, что и прочие гуманитарные предметы, то итог будет тем же: полное неприятие». А если вспомнить тот же брянский эксперимент, в ходе которого даже проводились конкурсы между школами на лучшее оформление красного угол... ой, молельного кабинета, можно с уверенностью спрогнозировать, что рьяные сторонники ОПК похоронят этот предмет своими руками
Из той же статьи.
Злыдь
Однако прежде чем запускать НОВЫЕ предметы, их обкатывают на очень небольшом списке школ.
Вот ОПК и обкатывают. Или вы будете утверждать, что его ввели сразу во всех школах?
Я работаю, плачу налоги. Их работой является, в том числе, разработка приемлемой программы обучения. Более понятный пример - вот вы, например, в своей работе активно используете компьютер и вас абсолютно не волнует, почему же этот ящик работает.
Пример не "более понятный" а попросту некорректный. Не надо сравнивать воспитание своих детей с покупкой компьютера. Вот если вы наймете детям гувернантку, то вы тоже станете заявлять: "Я ей деньги плачу, вот пусть отныне она и думает, как их воспитывать. А мне за это деньги не платят"? Или вы все-таки будете продолжать участвовать в процессе как лицо, заинтересованное в результате?
Docent
То есть по фразе "основ православного вероучения" возражений нет?
Злыдь
К тому же весьма вероятна подобная фраза в устном обращении.
Во-превых, все действия, рекомендуемые в письме, опираются как раз на Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», так что о "вопросах от законников" речь не могла идти в принципе.

Во-вторых, мне нравится Ваша формулировка "весьма вероятна в устном обращении". :ухмылка:
kosta
1) культуроведческая, а не религиозная направленность курса,
2) факультативность преподавания с реальной возможностью полностью отказаться от курса,
Простите, но факультативно можно преподавать не только ОПК, но и Закон Божий, так что совокупность Ваших требований противоречит действующему законодательству. :улыб:
Docent
Как же наличие таких безальтернативных (вы ведь против ОПК!) курсов совмещается с ващшм же тезисом:
В сцуд, в наш российский сцуд. Маша против биологии, Доцент против химии - это сильно, это я хорошо себе представляю. Может быть предложите альтернативный курс химии, физики или хотя бы идею? А то мы тут корячимся, литературу с историей перебираем... А про физику с химией и географией забыли. Надо, надо вводить альтернативы...
Годах в 60-х была занимательная дискуссия про альтернатные структуры и всякие измышления капиталистов по поводу идеализации простых химических связей. Благо зашло не так далеко, как в биологии. Хотя полингистов для показательной порки уже намечали.
Хммм... Неправда ваша. Я плачу налоги. Честно плачу - со всей своей зарплаты. Таким образом я оплачиваю труд преподавателей в школе и труд разработчиков учебных программ. То, как я воспитываю своего ребенка - это мои личные заморочки и я сам могу внести определенные корректировки в процесс - типа оставить без сладкого или наоборот поощрить походом в кино. А вот то, как посторонние люди обучают моего ребенка - в этот процесс я вмешаться с целью исправления не могу. Да и не буду. Максимум, что возможно сделать - сменить страну пребывания на ту, где преподавание религии в светской школе запрещено законом, а руководители местных представительств конфессий не пытаются обойти закон - они ему следуют.
Михаил_1
То есть по фразе "основ православного вероучения" возражений нет?
В письме патриарха речь шла о факультативном преподавании, а факультативно можно преподавать и вероучение.
Docent
Простите, но факультативно можно преподавать не только ОПК, но и Закон Божий, так что совокупность Ваших требований противоречит действующему законодательству
Простите, но у Вас логика хромает. Можно преподавать факультативно любой курс. Пожалуйста. Но если кто-то хочет иметь факультатив по ОПК, то он должен быть культуроведческий. А иначе он должен называться по другому. И никакого противоречия российскому законодательству.
Docent
Можно, да. По решеню попечительского совета и вне основной сетки занятий. Однако берем ту же экспериментальную брянскую область и видим обязательность данного курса. Приплыли.
Docent
А то, что п.7 письма очень уж подозрительно совпадает с реальностью - так это всего лишь случайность, не правда ли? :ухмылка:
Злыдь
Предмет преподается неправильно - следовательно его преподавание необходимо остановить до момента, пока он не будет исправлен. Альтернатив-то предмету нет!
"Узнаю бата Васю":улыб:Советское прошлое неистребимо....
Михаил_1
Теперь мы видим подтверждение этих опасений.
Т.е. возвращемся к тому, что лучше ничего не делать.
Не воодить новых курсов, потому что эти попы всё испортят.
Не строить новых дорог, потому что гады-чинуши всё разворуют.
Не проводить выборов, потому что они подтасовываются.
И т.д. и т.п....
Извините, в этом у нас с Вами принципиальное расхождение во взглядах, обсуждать далее нечего.
kosta
Как же наличие таких безальтернативных (вы ведь против ОПК!) курсов совмещается с ващшм же тезисом:
В сцуд, в наш российский сцуд. Маша против биологии, Доцент против химии - это сильно, это я хорошо себе представляю. Может быть предложите альтернативный курс химии, физики или хотя бы идею? А то мы тут корячимся, литературу с историей перебираем... А про физику с химией и географией забыли. Надо, надо вводить альтернативы...
Вы научные статьи так же цитируете?:улыб:Напомню полный тект цитаты
"курсы по естественным , и, что особенно интересно (ибо здесь нельзя отговориться "данными естественных наук"), гуманитарным наукам являются подчеркнуто атеистическими?

Как же наличие таких безальтернативных... и т.д"

Нетрудно понять, что речь шла, прежде всего, о гуманитарных курсах. Да, кстати, как можно преподавать химию, чтобы из нее можно было сделать атеистические выводы? Или у вас есть личный опыт? :ухмылка:
gruss
Вот вы - водитель. Когда вы едете неправильно - вас останавливает ГИБДД и отпускает после того, как вы исправляетесь. За грязные номера / заляпанные фары ни разу не тормозили? А за проезд на красный или разворот через двойную сплошную - оштрафуют. В правилах есть список неисправностей, с которыми вообще на дорогу нельзя выезжать. Например когда тормоза или рулевое не работают.

Здесь то же самое. Исправить учебники и согласовать их в минобразовании - дорого, долго - но нужно! Иначе ехать-то нельзя! Тормозов и руля нету!
kosta
Знаете, а ведь идея "коммунизма" - она просто замечательная. Может быть продолжить эксперимент в отдельно взятой стране? Глядишь еще лет за 70 и доработаем? Согласны?:улыб:
Разница в том, что ОПК еще толком и не преподавали, а противники уже подняли вой про нарушения. Если они есть - давайте исправлять, а не уподобляться лучшим традициям российского чиновничества: не пущать.
ОПК "обкатывают" в разных школах более 30 регионов России.

Цитата с Благовест-Инфо:
"Так, по сообщениям СМИ, ОПК введены более чем в 11 тыс. школах России, а митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) в своем докладе на открытии XV Рождественских чтений с удовлетворением отметил, что ОПК преподается в 85 % средних школ Московской области."

Вас масштаб эксперимента не смущает? Тщательность подготовки, аккуратность? ЕГЭ начинался с чуть меньшим размахом.
gruss
Т.е. возвращемся к тому, что лучше ничего не делать.
Ну как же! Вы меня ещё идеалистом назвали!:улыб:И ещё есть врачебное "не навреди!".
"
- Ошибки врачей дорого обходятся людям.
- Ошибки учителей менее заметны, но обходятся не менее дорого
"
не дословно, но суть узнаёте?
Не строить новых дорог, потому что гады-чинуши всё разворуют.
Не проводить выборов, потому что они подтасовываются.
И т.д. и т.п....
Кто-то тут, помнится, призывал не додумывать за других... Блин, кто же это был?...
gruss
неу почему же. Можно все делать, но под жестким контролем и обязательной открытостью исходных, конечных и всех промежуточных данных, а так же персональной уголовной ответственностью ответственных лиц. Лет 20 такого режима может быть что-то исправят. Кто не воровал - тот и не будет. А кто воровал - будут надежно изолированы от общества.
Иначе выборы будут подтасованы, цемент со строек украден а новые курсы завернуты в религиозные рамки.
Михаил_1
Кто-то тут, помнится, призывал не додумывать за других... Блин, кто же это был?...
Я этих выводов лично Вам не приписывал, заметьте и почувствуйте разницу.:миг:Я лишь продолжил мысль логически.
Злыдь
Ну вот, большевизм попер полным ходом.:улыб:
Было уже, и много раз. И всегда приводило к одному и тому же результату.
gruss
Не воодить новых курсов, потому что эти попы всё испортят.
Не строить новых дорог, потому что гады-чинуши всё разворуют.
Не проводить выборов, потому что они подтасовываются.
И т.д. и т.п....
Извините, в этом у нас с Вами принципиальное расхождение
Я этих выводов лично Вам не приписывал, заметьте и почувствуйте разницу.:миг:Я лишь продолжил мысль логически.
Это, конечно, оффтоп, но всё же:
Обращение "Вы" с заглавной буквы (в первой цитате) персонифицирует объект обращения.
Так что будьте внимательнее.
gruss
Персональная ответственность за соответствие законам и правилам - это уже большевизм? То есть если некто Х "освоил бюджет" выделенный на строительство дорог, на миллион-другой -третий в целях постройки себе коттеджа - это не есть преступление?
Злыдь
Вот вы - водитель. Когда вы едете неправильно - вас останавливает ГИБДД и отпускает после того, как вы исправляетесь. За грязные номера / заляпанные фары ни разу не тормозили? А за проезд на красный или разворот через двойную сплошную - оштрафуют. В правилах есть список неисправностей, с которыми вообще на дорогу нельзя выезжать. Например когда тормоза или рулевое не работают.

Здесь то же самое. Исправить учебники и согласовать их в минобразовании - дорого, долго - но нужно! Иначе ехать-то нельзя! Тормозов и руля нету!
Неужто я общаюсь с авторами УК, ПДД и прочих кодексов? Или с федеральным судьей?
Кто, кроме Вас и еще нескольких присутствующих определяет, что именно учебники (то бишь тормоза), а не "грязные номера нерадивого водителя" виноваты?
gruss
Разница в том, что ОПК еще толком и не преподавали,
Поищите статистику по количеству РАЗНЫХ учебников ОПК, по количеству школ и регионов, в которых ОПК ввели "факультативно" за один лишь год, а потом подумайте...

Если они есть - давайте исправлять, а не уподобляться лучшим традициям российского чиновничества: не пущать.
Бред.... Знаете, подобное уже говорилось в советской истории:
"А что иногда происходит у нас на деле? Можно ли сказать, что принцип добровольности и учета местных особенностей не нарушается в ряде районов? Нет, нельзя этого сказать, к сожалению."
(с) ИВС. "Головокружение от успехов".
Злыдь
Персональная ответственность за соответствие законам и правилам - это уже большевизм? То есть если некто Х "освоил бюджет" выделенный на строительство дорог, на миллион-другой -третий в целях постройки себе коттеджа - это не есть преступление?
Я не об этом, я о фактах истории.
Прежде чем объявлять о том, что надо делать, подумайте над предложением "как именно"?
kosta
Поищите статистику по количеству РАЗНЫХ учебников ОПК, по количеству школ и регионов, в которых ОПК ввели "факультативно" за один лишь год, а потом подумайте...
Подумал... И понял, что за один год никакой репрезентативной статистики набрать невозможно.
Если, конечно, не поставить задачей закрыть к чертовой матери всю эту бодягу.:миг:
gruss
Ну вот, большевизм попер полным ходом.:улыб:
Не...
Большевики хоть и строили (в том числе) лагеря, но не заявляли при этом, что "жизнь их детей не будет связана с Россией".
Docent
Вы научные статьи так же цитируете? улыб
Напомню полный тект цитаты
Ну уж если пошла такая мелочность, то что Вы привели- был не полный текст цитаты, а полный текст поста, исключая Ваше цитирование. Я научные статьи никогда не цитирую от начала до конца. :улыб:
Нетрудно понять, что речь шла, прежде всего, о гуманитарных курсах.
Так и запишем - естественные науки упомянуты для красного словца. :улыб:
gruss
Кое-где (как оказалось) уже лет 5 и более преподают.
gruss
Подумал... И понял, что за один год никакой репрезентативной статистики набрать невозможно.
Батенька, ну чувствуется, что Вы гуманитарий и с понятием "статистика" знакомы косвенно.:улыб:Ладно не буду усложнять речь - посчитайте (это слово понятно?) сколько учебников ОПК было предложено за прошедщий год и в скольких школах ОПК преподавался за прощедший год. А потом уже делайте выводы - "начали преподавать толком - не начали"
Михаил_1
по мне хоть сколько пусть преподают, я своего ребенка на подобное не отправлю. Пусть изучает историю Руси и все подобное без углубления в религию
kosta
Батенька, ну чувствуется, что Вы гуманитарий и с понятием "статистика" знакомы косвенно.:улыб:
Уважаемый, я очень хорошо знаю, что такое статистика, ибо и по молодости увлекался, и по нынешнему роду деятельности пользуюсь некоторыми методами.
И не нужно меня убеждать в том, что преподавание предмета в любом множестве школ и с любым количеством вариантов учебников в течение краткого периода времени дает основания для статистических, и, тем более, оргвыводов о закрытии данного предмета. Корректировка в процессе преподавания - да.
Такими методами нужно было в 1992 году запретить преподавание в школах истории Отечества на несколько лет, чтобы довести до совершенства новые учебники и воспитать новое поколение учителей....
marrrta
по мне хоть сколько пусть преподают, я своего ребенка на подобное не отправлю. Пусть изучает историю Руси и все подобное без углубления в религию
Вот, здравое рассуждение и четкая личная позиция, без выдавания за всеобщую.
gruss
А в Брянске-то и не знают, что детей можно на обязательный предмет не пускать! Ну подумаешь, пару лет на второй год ребёнок останется - небось, не отчислят... А там и власти порядок наведут, и предмет скорректируют... Может быть...
Docent
... Вам прекрасно известно, что Крещение Руси можно изучать в школах и с атеистических позиций...
Передо мной лежит книга: Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства. Рапов О.М., Москва, Высшая школа, 1988г.
Крещение Руси в ней описывается с атеистических позиций. Т.е. просто описывается политическая и культурологическая составляющая этого исторического факта. Без привлечения религиозных понятий. Тем не менее дана положительная оценка этому факту. По мне, так в таком виде нужно подавать и ОПК.
Valico
Так, как Вы говорите, этот факт следует подавать в предмете "история России".

Впрочем, я не совсем понял, как можно описать Крещение Руси без религиозных понятий? Ведь даже курс атеизма, чуть-чуть отошедший от брошюрок Ярославского-Губельмана, должен знакомить читателей с основными положениями критикуемых им вероучений, то есть без религиозных понятий никак не обойтись.
Злыдь
Это вы к тому, что надо обозвать понятия "вера", "бог" и так далее основными и неопределимыми? Неплохой вариант решения проблемы
Ага, а эти математики как ловко устроились со своими основными и неопределимыми точками и прямыми! Разоблачить их надо, как жрецов религиозного культа!:миг:
gruss
И не нужно меня убеждать в том, что преподавание предмета в любом множестве школ и с любым количеством вариантов учебников в течение краткого периода времени дает основания для статистических, и, тем более, оргвыводов о закрытии данного предмета. Корректировка в процессе преподавания - да.
По-другому попробуем... Если уж в нашей стране разворачиваются, то однозначно по команде "все кругом". Наверное, это следствие православной соборности. Если меняем деньги, то в течение двух месяцев и в одном пункте. Если меняем мировоззрение - то за один год, неважно 1991 или 2006. Китайцы начали свою "перестройку" задолго до 1985 и до сих пор умудряются перестраиваться. А ведь 20 лет прошло. Мы умудрились отказаться от религиозной идеи за год (1917) , потом за шесть лет (с 1986 по 1991) отказались от научного атеизма, теперь за год опять хотим стать православными.
Именно за год. Именно по команде "все кругом". И не от полной бездуховности, как бы Вы не уверяли.

Такими методами нужно было в 1992 году запретить преподавание в школах истории Отечества на несколько лет,
Нет, такими методами надо было в еще 1985 г плавно переходить к истории Отечества. А не зачеркивать вчерашнее за один день 1991 года а теперь мы пытаемся еще раз это проделать.
kosta
И когда лицо такого ранга выдает "пять принципов русской демократии" или "пять принципов православной цивилизации" - это совсем не частное мнение "лишь одного человека".
Ну уж, мы всегда можем отличить , говорит ли человек лично от себя или "от имени и по поручению". Официальные заявления оформляются иначе нежели частное мнение.
А потом - законы Мерфи, конечно вещь хорошая и даже несущая значительное рациональное звено, но использовать их в качестве аргументов.... Высокое качество не означает высокой конкурентноспособности лишь в сегменте, предназначенном для массового потребления. Поскольку там другая преобладающая ориентация.
А у нас с вами речь тут о каком сегменте? Не о массовом? И именно этот закон ХебЛока.( Вот уж не думала, что вы опуститесь до придирок к опечаткам.) на полном серьезе цитирует небезысвестный Джо Оуэн, анализирует и делает выводы о его верности.
Я помню про православную соборность. Не надо повторять, пожалуйста. Речь идет о вполне конкретном симбиозе церкви и государства.
Я думала, вы способны уловить отличие понятий "соборность", "целостность" от "симбиоза". По крайней мере в моем посте как раз подробно говорилось о понятии целостности и соотношении части и целого в православном понимании. Перечитайте, если не лень.
Злыдь
я предлагаю просто подождать - предмет загнется сам.
это вы зря так думаете. "историю кпсс" и тому подобные предметы можно преподавать десятилетиями
Злыдь
за проезд на красный или разворот через двойную сплошную - оштрафуют
нда-с... боюсь, вы и тут - не в теме
Docent
Ну так это проблемы Ваших единомышленников -почему активисты РГО, АТОМ и пр., среди которых немало известных людей, включая академиков РАН, не добиваются включения в школьные программы (например, в качестве факультатива, альтернативного ОПК), курсов "Научный атеизм" или "Основы атеистической культуры".
надеюсь, вы просто придуриваетесь? не может же быть, чтоб вы серьёзно не понимали очевидного: большинство людей, в частности академиков ран, не православные и не атеисты (верующие в отсутствие бога). им просто всё равно есть бог или нет, поскольку это ни на что не влияет. в качестве примера этого большинства предлагаю себя. и не надо всяких идиотов по дефолту записывать в единомышленники к обычным людям

что касается аббревиатур рго и атом - я тоже впервые слышу. вернее, рго я привык расшифровывать как русское географическое общество
лёд-9
читайте сами Пункты 12.12, 12.14, 12.15 и 12.16

Или вы предпочитаете давать взятку?
лёд-9
"историю кпсс" и тому подобные предметы можно преподавать десятилетиями
В школе? Если мне ни с кем не изменяет память, то ни у моих родителей, ни у дедов подобного курса в школе не было. Да и у меня в общем-то тоже. В институтах - да, было дело.
kosta
давайте предположим, что задачей курса будет воспитание у подрастающего поколения понятий "что такое хорошо, и что такое плохо". Почему Вы так настаиваете, что подобное воспитание возможно лишь в рамках ОПК? Лишь потому, что исходите из посылки "Бог - есть добро"?
"Бог есть Любовь". Безотносительно верующий вы человек или атеист, невозможно не признать величайшую непревзойденную нравственную ценность учения Христа. Повторяю, для того, чтобы ознакомиться с ним и признать его ценность вовсе не обязательно быть религиозным человекм.

Далее. Почему лишь в рамках ОПК? Помнится некто Макаренко прекрасно справлялся с педагогическими задачами безо всякого ОПК. Но зато у него была на вооружении другая идеология - коммунистическая, которую сейчас опять же "упразднили". И чем заменили? Только "законами рынка"?
Грусс уже писал: пусть другие конфессии и объединения разработают свой курс и продвигают его. Не хотят, ленятся, на способны - это их горе. А если общество отвергнет курс "Основы культуры шаманизма" - то опять же не авторы ОПК будут в этом виноваты.

ЗЫ и к опечаткам прошу не придираться. Грипп у меня, температура.
А у нас с вами речь тут о каком сегменте? Не о массовом? И именно этот закон ХебЛока. (Вот уж не думала, что вы опуститесь до придирок к опечаткам.)
Ну во-первых, автора надо упоминать правильно. Я кстати, был не совсем уверен, что речь и в самом деле не идет о каком-нибудь ХебПоке. А во-вторых, "высокое качество в сегменте массового потребления не означает высокую конкурентноспособность" лишь потому что товар высокого качества существенно дороже, а целевая ориентация массового рынка - "цена-стоимость".
Только при чем здесь тема топика? Я же говорю - не будут читать Достоевского. "Стоимость" слишком высока. Очень много мозгов надо затратить.:улыб:
Я думала, вы способны уловить отличие понятий "соборность", "целостность" от "симбиоза". По крайней мере в моем посте как раз подробно говорилось о понятии целостности и соотношении части и целого в православном понимании.
Много слов. Вы согласны с тем, что православная цернковь очень часто оказывалась де-факто и де-юре в числе органов государственной власти? Или это и есть "соборность" и "целостность"?

Кстати (просто интересно, правда), Вы так и не ответили - Чехова сознательно проигнорировали или случайно?
лёд-9
Для Вас русский язык - родной? :ухмылка:

Иначе трудно объяснить, почему Вы не поняли смысл фразы, в которой речь идет не о всех академиках, а лишь о членах Росс.гуманистич.общ-ва (в уставе которого записано "объединение для совместной деятельности людей, разделяющих установки и принципы...атеизма") и АТеистического общ-ва Москвы. В РГО, в частности, входит ак.Гинзбург, который публично употребляет выражения "сволочи церковные", за что, возможно, он вскоре предстанет перед судом.
Злыдь
А вот то, как посторонние люди обучают моего ребенка - в этот процесс я вмешаться с целью исправления не могу. Да и не буду.
Поздравляю с таким подходом. Ну тогда и непонятно чем вы недовольны? Вы деньги платите, а они делают как умеют и как понимают. Вы вмешиваться не хотите и не будете. Ну так и не вмешивайтесь. Пусть все идет как идет. :dnknow:
Максимум, что возможно сделать - сменить страну пребывания на ту, где ...
где якобы детям не внушают никакой идеологии. :ухмылка: Вы такую страну уже нашли?
Да, раз уж вы переезжаете (как оказалось), то чего вы так переживаете за наше российское образование?
Цитируйте правильно.
в этот процесс я вмешаться с целью исправления не могу. Да и не буду. Максимум, что возможно сделать - сменить страну пребывания на ту, где преподавание религии в светской школе запрещено законом, а руководители местных представительств конфессий не пытаются обойти закон - они ему следуют.
не надо рвать текст.

Собственно это я и намерен сделать, так как стране, по всей видимости, не сильно нужен ни я (по достижении послепризывного возраста), ни моя жена (работающая на государство за 3500 в месяц), ни мой ребенок. Однако я сейчас - здесь. Ребенок мой в школу, оплаченную мной, ходит тоже здесь. И заканчивать школу, я думаю, тоже здесь будет. Хотя бы для того, чтобы мне не пришлось ее учить разговаривать на местном языке.