Православие в школе "добровольно"?
178591
1008
jamaka
Фраза "не подскажете, какой предмет об этом учит" - это мои личные сетования по поводу ущербности школьного образования вообще (знания вместо воспитания). К теме это отношения не имеет.
:улыб:Всем сторонникам введения ОПК рекомендую это перечитывать перед тем, как приводить довод про "духовное воспитание детей посредством ОПК".
ganymed
да я в свое время ренана вдоль и поперек перелопатил:-)
jamaka
ОПК - чисто культорологический предмет.
Простите, но почему вы так решили? Если почитать учебник мадам Бородиной, будет видно не культурологическая, а религиозная ориентированность данного предмета.

Немного в офф - я в свое время пообещал написать, что сделаю, встретив попытки введения религиозного обучения в школе у ребенка.
Ну так вот. Если взять учебник литературы за 5-й класс общеобразовательной школы, то на страницах его мы найдем кратенькое изложение библии (ну это ладно - в разделе "Эпос" - пойдет), а так же рассуждения священника по поводу православия, и как оно хорошо. Кроме того - жития святых - всего на пару десятков страниц...
В общем после второго занятия по этой теме у ребенка был легкий мозговой ступор - она не в состоянии была понять, почему надо считать святыми таких личностей:

Андрей, преподобный, в монашестве Иоасаф сделал в своей жизни уйму замечательных вещей, которые, впрочем, вмещаются в одно предложение. Будучи княжеским сыном, он в 12 лет ушел в монастырь, постригся в монахи и умер. Поистине бурная жизнь.

Андрей, праведный Тотемский. Этот мужчина так же лес не валил, а жил в монастыре, беседовал с тамошним игуменом, таскался по окрестностям, а в последствии занимался мазохизмом денно и нощно. В конце концов, он умер.

Анна, благоверная княгиня, вообще совершила героический поступок: ее мужа убили ордынцы, и она с горя ушла в монастырь, где и скончалась.

Артемий, праведный Веркольский. Ну, этот парень показал всем, как жить нужно! Прожив всего 12 лет, он в середине лета изнемог и змерз прямо в поле, попав под проливной дождь и, не смотря на то, что рядом находился отец, скончался. Вот и вся история.

Василий, преподобный. Будучи игуменом во Пскове был убит ливонцами. Судя по тому, что сей муж стал святым, он был единственной жертвой нашествия иноземцев. Всегда бы так.

Василий, блаженный, Христа ради юродивый. Очень известная личность. Жил во времена Ивана Грозного, был бомжем, славился тем, что мог поучать.

(комментарии - не из учебника:улыб:) Если надо - еще повыкладываю описаний...

Так что мне пришлось написать письмо преподавателю литературы и директору с просьбой освободить мою дочь от изучения православия.
Через некоторое время, проверяя журнал, я наткнулся на еще полтора десятка аналогичных писем. Надо отметить, что тема немедленно (со следующего занятия, судя по записям в журнале и рассказам ребенки) была заменена.
jamaka
Тавтология.
Как можно оспаривать веру человека в что-то?
Не является ли это вмешательством в личные дела этого человека?
Как пел Высоцкий:
"Кто верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто - в Иисуса,
Кто ни во что не верит - даже в черта, назло всем..."

Другое дело, когда стоит вопрос об обществе.
Об идеологии этого общества.

Об "писаниях святых" тоже можно поспорить.
Как пример разоблачения этих "писаний" я привел в предыдущем своем посту.
egornsk
Ну так уже легче.
:улыб:
Скажите, Вы читали скажем "Сорок пять", "Графа Монте-Кристо", или скажем "Молодые годв короля Генриха Наваррского"?
egornsk
ну так тут предупреждали, что я выползу... :спок:
Злыдь
ОПК - чисто культорологический предмет.
Простите, но почему вы так решили? Если почитать учебник мадам Бородиной, будет видно не культурологическая, а религиозная ориентированность данного предмета.
Учебник Бородиной не является культурологическим, Вы правы. Притом довольно скучно написан. И пользуются им не от хорошей жизни, а потому что других нет. Я уже говорил - хороших учебников ОПК нет.
Важно различать понятия "объяснить" ребенку что-то и "доказать" ребенку что-то. Это две разные интеллектуальные процедуры. Доказать – значит передать мои глаза, понудить к согласию с моей точкой зрения. Объяснить – значит просто снять с себя клеймо идиота: да, мой мир другой, нежели ваш, но у него есть своя логика. О том и печемся.
jamaka
фокус и главный подводный камень такого подхода в том, что для детей "объяснить"="доказать".
rata
<<<Можно пример истории, написаной незаинтересованными людьми?
Пусть даже и неофициальной. >>>

Истории написанной незаинтересованными людьми нет, особенно политической истории, то есть истории власти, тут вообще нет предела фальсификации...

Поэтому напрямую исторический метод не годится для непредазятой постановки задач, то есть можно сформулировать задание не основанное реально ни на чёи...

Но как динамика интересов, способов агитации, виды агитации и на какие группы направлены - вот это может быть действительно интересным историческим материалом...

К сожалению, во многом история пользуется методами и критериями 19 века. Это всё равно, что пользоваться физикой и химией того времени...

История становится интегральной дисциплиной с привлесением психологии, криминалистики, хорошего знания уровня техники и науки...

Нужен тотальный аудит всех исторических фактов и теорий, перетряска истории, как перетрясли всё математику и физику в конце 19 начале 20 века... Им это пошло на пользу, причём очень большую...

Есть классическая механика и квантовая...

Вот должна появиться , скажем по аналогии, нечто вроде "квантовой" истории, для описания эффектов с пользой для практики...

Разумеется, это работа для историков-профессионалов...

Мне же не нравится, что многие "исторические факты" просто рассыпаются от того, что противоречат элементарному технологическому подходу...
jamaka
Учебник Бородиной не является культурологическим, Вы правы. Притом довольно скучно написан. И пользуются им не от хорошей жизни, а потому что других нет. Я уже говорил - хороших учебников ОПК нет.
А зачем пичкать детей дерьмом?
Если в магазине Вам сказали:

- Нормальных яиц нет. Возьмите вот эти, тухлые.

Вы бы взяли?
jamaka
Так. Уже гут.
итого мы имеем: предмет, учебник и преподавателей. Ну и что с того, что учебник - не культурологический, преподаватели подготовлены в религиозном, а не культурологическом, ключе. Да, и программы самого предмета в отрыве от учебника - не существует...
Кстати учебник Бородиной минобразования не принят не смотря на все ее потуги.
О том и печемся.
И только то?Неужели Вас так сильно претесняют непониманием, вроде нет... Так может все таки печется РПЦ о увеличении стада своего?
tpi
Почему демагогия то?

История с попом упустившим ребёнка в прорубь очень напоминает анекдот "про попов"... С таким же успехом можно основываться на Декамероне Боккаччо. И Казанова и Бокаччо - скандальные писатели своего времени, писавшие книги для массового читателя. Это всё равно, что о сегодняшней армии будут судить по книгам о "спецназе" для толпы...

Крещение в проруби это вообще рассказы о свирепых русских для для итальянцев.

В Южной Европе и Франции уже тогда массовая литература . была бытовым явлением. Знаменитый роман Сервантеса "Дон Кихот" это ПАРОДИЯ на массовые романы о крутых парнях-рыцарях для контингента того времени. Интрига романа в том, что главный герой начитался романов, у него немного "поехала крыша" и он стал вести себя как "благородный идальго" на потеху окружающим из всех классов того общества...

Вот такие романы и создали романтический образ мредневекового рыцаря, мало что имеющего общего с реальностью...

Где-нибудь крестят в проруби священники из РПЦ?
Spirit
Интрига романа в том, что главный герой начитался романов, у него немного "поехала крыша" и он стал вести себя как "благородный идальго" на потеху окружающим из всех классов того общества...
Это одна из интерпретаций. По другой версии - это жёсткая сатира на власть, которая применяет средневековые нормы в эпоху Нового времени. Да, она при этом выглядит нелепо и обречена на неудачу, но зла успевает наделать немало. 1 к 1-му в тему этого топика - детей пытаются убедить, что ходить в тазиках для бритья - это нормально. :безум:
ganymed
"Забавная Библия " Таксиля действительно смешно и остроумно, а "Забавное Евангелие" это уже зубоскальство, попытка повторить успех первой книги... Про римских пап у Таксиля тоже неплохо...
jamaka
да, я у vert спрашивал (он пока не ответил), но поскольку ваши с ним позиции схожи (судя по топику), то ответьте Вы:

Суть, необходимую для понимания этих вещей можно дать на одном уроке (+ самостоятельное изучение кому интересно) либо подготовленный учитель литературы/истории/..., который данные вещи донесёт на своём предмете.
Вот скажите, вот о что такое надо учить в течении нескольких лет, без чего я не пойму "Преступление и наказание"?
Михаил_1
Русский чзык надо учить в течении нескольких лет...

:улыб:
Spirit
если уж докапываться... то нужно в течение нескольких лет учить язык, на котором издано это произведение:улыб:

понятно же что человек писАл применительно к обсуждаемому предмету
Злыдь
Еще раз про тему нашего разговора. Никто не говорит, что все идеально - учебника нет, преподавателей, готовых говорить о православии в культорологическом аспекте, мало, программа в разработке. Это понятно. Но дело-то не в этом. Школьная история, литература тоже далеки от идеала, причем проблемы те же - плохой учебник, недалекая училка, плохая программа. Но все же уверены в том, что литература ребенку нужна.
Вот и с ОПК, речь пока идет о том, что предмет такой в шлоле нужен. Культурологический. Понимаю, все бояться - пойдет ребенок на урок ОПК, вернется фанатиком - будет вместо уроков молитвы читать, перестанет во дворе с пацанами в футбол играть, станет замкнутым и уйдет в монстырь чего доброго.
На самом деле Церковь хочет только рассказать ребенку о своем мире, примерно так, как рассказывают о мире романов Достоевского или о мире Древней Греции. В традиции Лотмана, Бахтина, Лосева и др. уважаемых исследователей. Никаких заутренних, крещений на уроках, пения псалмов. Просто спокойные, разумные объяснения, даже без аппеляций к Библии как к непреложному авторитету. Чтобы ребенок лучше понял не только историю своей страны, но и культуру, искусство и самоценность русской культуры. Ее отличие от европейской, американской и восточной.
Печемся мы о том, что это должен знать КАЖДЫЙ гражданин России, независимо от его верований и наклонностей. Знать информацию о Православии - не больше, но и не меньше.
jamaka
"На самом деле Церковь хочет только рассказать ребенку..."
Вы знаете, сколько желающих "только рассказать"? Каков критерий, по которому надо отказать всем, кроме РПЦ?
SteveR
Вы знаете, сколько желающих "только рассказать"? Каков критерий, по которому надо отказать всем, кроме РПЦ?
Критерий я указал в первом своем посте. Это самая большая роль Православия (из религий) в Культуре и Истории России. Примеры там есть. Не сочтите за труд посмотреть.
jamaka
...должен знать КАЖДЫЙ гражданин России... информацию о Православии - не больше, но и не меньше.
а куда всех остальных потеряли? В Конституции русским по-белому нарисовано, что

Статья 14

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.


Или у вас "некоторые более равны, чем другие"?
jamaka
*должен знать КАЖДЫЙ гражданин России*
это когда гражданин успел заработать такой долг? и кому он должен в конце концов?

а если "На самом деле Церковь хочет только рассказать ребенку о своем мире" то и пусть рассказывает об этом в специально отведенных местах. их у нее много. а в общеобразовательной школе она не нужна по моему глубочайшему убеждению и, по самой легкой оценке, выглядит глуповато среди ребятишек разных национальностей.


зы доцеееееент!!! ты вроде все знаешь?))) (это не ирония, я из любопытства)
а почему у рпц "раб божий", а у католиков "сын божий"?
Злыдь
Причем тут религия опять - о культуре ж говорим. Если не забыли - ОПК - это основы православной КУЛЬТУРЫ. Здесь все три слова равнозначны, а Вы видите только среднее.
jamaka
Вам уже отвечали, что по этому критерию (степень влияния на историю и культуру) нужно изучать историю КПСС + марксизм/ленинизм. :спок:
egornsk
нифига, Егор.
Сыном божьим и у тех и у других зовут Христа, а прихожане там и там - рабы. Только что у знакомого католика уточнял.
jamaka
не поленился, нашел твой первый пост, благо листать недалеко:

Не знаю, наверно уже в сто пятьдесят пятый раз спрашиваю, но неужели нельзя кассирш обучать?? Хоть дня по 2-3 на каждую девочку тратить, так это очередь раза в 2 быстрее двигаться будет!
Еще, накипело просто. Отмените вы нахрен эти:
1. складывания в пакетики продавцами, и покупатели это сами прекрасно сделают, зато время сэкономят свое!
2. Выкладывание продавцами товара из корзинок - мы сами все выложим, опять таки ради ускорения!
В кольцовском холидее, при том, что от дома до него 1 минута ходу, не закупался уже недели 3. Приду, увижу очередь минут на 30, и ухожу. Это ж 30 минут моего личного вермени!!! Не согласен, чтобы его забирали из-за просчетов руководства сети/магазина. Так что рынок живет на ваших ошибках.
во-первых нифига не понял что здесь о роли православия, это видимо сильно зашифровано.
во-вторых если читать пост буквально, то я в ужасе - где смирение, где, черт побери, всепрощение?
jamaka
ОПК - это основы православной КУЛЬТУРЫ
На территории нынешнего государства не менее распространены и католицизм, и мусульманство, и буддизм. Почему ж только православной-то культуры? Или отказать влиянию тех же немцев, голландцев и французов только на основании не той веры? Голландцы, если что, оказали неоценимое и неоспоримое влияние на становление и развитие флота и флотских наук.
Мусульмане - на медицину, математику и астрономию. Вычеркиваем? Или уж пусть будут?

Итальянцев, по проектам которых строили московский кремль - тоже вычеркнем, или как?
egornsk
и эти люди запрещают нам ковыряться в носу?! :eek:
Злыдь
блин, завтра спрошу, мож чо перепутал
egornsk
вот лог общения...

Злыдь: можно тебя на секунду отвлечь? Как в католичестве именуется прихожанин? Ну, в смысле в православии - раб божий, а у католиков как?


cane.corso2007: Аналогично.


:смущ:
Злыдь
да я не сомневался, что тебе так и ответили, я о том, что с постановкой вопроса мог напутать. уточнить смогу только завтра.
egornsk
выглядит глуповато среди ребятишек разных национальностей.

зы доцеееееент!!! ты вроде все знаешь?))) (это не ирония, я из любопытства)
а почему у рпц "раб божий", а у католиков "сын божий"?
Ничего, что я за Доцента отвечу? У католиков так же есть "раб Божий", как и у нас. Пожалуйста, слова из главной службы католиков - Мессы: Приими, Святый Отче, Всемогущий Вечный Боже, сию непорочную жертву, которую приношу Тебе, Богу моему живому и истинному, за бесчисленные грехи, оскорбления и нерадения мои, и за всех здесь присутствующих, и за всех верных христиан живых и умерших»

По поводу того, что там глупо выглядит, а что нет, есть разные мнения. Но если ребенок другой национальности живет в России, разве плохо, если он будет информирован о наших обычаях, корнях русской истории и культуры. Лучше поймет наш народ, нашу культуру.
jamaka
отстань от катольков и перестань выбирать удобные вопросы, отвечай на все, раз уж взялся. что там с долгами и конституцией?
jamaka
вот только про корни - не надо, не надо! Тут уже упоминалось, что за празднование, например, Ивана Купалы только в 17-м веке перестали казнить. И 90% православных праздников за уши притянуты к до-христианским.
egornsk
не поленился, нашел твой первый пост, благо листать недалеко:
во-первых нифига не понял что здесь о роли православия, это видимо сильно зашифровано.
во-вторых если читать пост буквально, то я в ужасе - где смирение, где, черт побери, всепрощение?
Друг мой, надо понимать, что если мы обсуждаем тему ОПК в рамках данного топика, то и искать нужно в рамках данного топика.
Но могу сказать, что если иметь в виду датировку указанного поста, можно углядеть как раз самую Суть Христиантсва - как возрождения человека. Способа глубокого изменения Человека и его внутренних убеждений. Как это и произошло со мной лично. Смирение же христианское - вещь не такая простая, как кажется на первый взгляд. Но об этом можно в другой ветке еще поговорить.
SteveR
Вам уже отвечали, что по этому критерию (степень влияния на историю и культуру) нужно изучать историю КПСС + марксизм/ленинизм. :спок:
Вам тоже отвечали уже, что 70 лет и 1000 лет - вещи несравнимые, однако историю кпсс изучают в курсе новой и новейшей истории.
jamaka
А у ребенка спросили - хочет ли он изучать православие в школе? А у родителей?
Вы не задаетесь вопросом ПОЧЕМУ ТАК МНОГИЕ НАСТРОЕНЫ РЕШИТЕЛЬНО ПРОТИВ РПЦ?
Может быть это НЕ ПРОСТО ТАК?
Может быть РПЦ само сформировало своей ложью лукавством и лицемерием такой свой образ, а?
Долой попов из школы! Руки прочь от детей!

З.Ы. Что конкретно даст мне в жизни знание истории православия - абсолютно НЕ НУЖНОГО мне предмета?
Чем это поможет мне понять культуру?
В чем выражается на данный момент "культура православия"? В оболванивании народа?
В жирении попов?
jamaka
А тот факт, что ни история, ни культура России не может рассматриваться вне контекста именно Православия (остальные религии не сыграли столь существенной роли) как-то должен быть озвучен в школе, Вы думаете?
это вот этот, кажется?

Гут. История России началась, если что, ДО введения христианства. Влияние соседей, НЕ исповедовавших православие, как раз и оказало то самое воздействие на развитие, которое мы имеем.
Книгопечатание - Иоганн Гутенберг. Не православный.
Флот - голландцы. Или к кому там Петр I учиться ездил?
Архитектура - немцы, французы (Петергоф), итальянцы (московский кремль).. Тоже, в общем-то, нифига не православные.
Музыка - да все подряд.
Сельское хозяйство...
Геология...
Военные науки..

Ну и какое влияние на РАЗВИТИЕ оказало православие? Как вообще ВЕРА может влиять на ПРОГРЕСС?
jamaka
ЕМНИП, Homo Sapiens существует на территории России ~40 тысяч лет. Почему же на историю/культуру всех периодов каменного, бронзового и железного веков в сумме отводиться на пару порядков меньше времени, чем на историю XXв? Ведь 40000 лет и 70 лет - вещи несравнимые. :спок:
Spirit
Суть, необходимую для понимания этих вещей можно дать на одном уроке (+ самостоятельное изучение кому интересно) либо подготовленный учитель литературы/истории/..., который данные вещи донесёт на своём предмете.
Вот скажите, вот о что такое надо учить в течении нескольких лет, без чего я не пойму "Преступление и наказание"?
Русский чзык надо учить в течении нескольких лет...
:улыб:
:улыб:от jamaka всё-таки версию хотелось бы увидеть...
Михаил_1
ИМХО это бесполезно. Вопрос неудобный и ответа на него можно никогда не дождаться.
jamaka
однако историю кпсс изучают в курсе новой и новейшей истории
хм, завтра поищу программы, но так вот "влёт" не думаю, что сейчас в курсе истории теме "история КПСС" отведено [намного] больше места, чем теме "крещение Руси".

Хотя дело, собственно, даже не в истории, а больше в освещении идеологии, догматов etc.
Михаил_1
надо будет у приятельницы - преподавателя истории в школе уточнить этот вопрос.
Spirit
Так человек знал о чем писал. В этом "чане" сам "варился".
Только у человека не отшибли напрочь думать и анализировать.
В книгах он сам, к стати, дает ссылки в первоисточниках на "проблемные" места.

А почему вы считаете книгу про Евангелие зубоскальством?
Я лично этого там не отметил. Мне показалось в том же духе все изложено.
Так сказать "по полочкам".

И вообще взять саму эпопею крещения Руси, если верунться "на круги своя", все на крови и насилии.
Ни это ли показатель того, что народу, мягко говоря, это не особо то нужно было.
Или вы полагаете до "крещения" Русь прозябала в "небытие" и "невежестве"?
Не было своей веры?
Это так могут утверждать только закоренелые сторонники православия.
Вы из их числа или "сочуствующий"? Это так, для "ясности картины".
Злыдь
На территории нынешнего государства не менее распространены и католицизм, и мусульманство, и буддизм. Почему ж только православной-то культуры?
Цифры потрудитесь привести - по поводу распространения. И не сравнивайте, пожалуйста, опять же последние 15 лет (буддизм, кришнаитство, агни-йогу, еще Иеговы свидетелей вспомните и т.д.) и 1000 лет. Католицизм, ладно, был. Однако на территории, соответствующей нынешней Российской Федерации, находилось всего лишь 150 приходов (так что говорить о католицизме как традиционной конфессии современной России можно весьма условно).
На кон. 1914 — нач. 1915 г. насчитывалось 54 174 храма, 23 593 часовни, 112 629 приходских клириков при числе православных жителей 98 363 874. (Православная энциклопедия к 2000-летию с Рождества Христова. гл. 4)
Чувствуете разницу?
egornsk
а если "На самом деле Церковь хочет только рассказать ребенку о своем мире" то и пусть рассказывает об этом в специально отведенных местах. их у нее много. а в общеобразовательной школе она не нужна по моему глубочайшему убеждению и, по самой легкой оценке, выглядит глуповато среди ребятишек разных национальностей.
А вот здесь ты в точку.
Именно в многонациональной и многорелигиозной среде.
jamaka
Дык православие было государственной религией. Неправославность автоматически означала множество серъёзных проблем для человека: от препятствий в карьере до лишения жизни.