Качество образования, что с ним?
357891
1000
savwchuk
Господа филологи озабочены сокращением их учебной нагрузки.

Но вот что писал полтора века назад на эту тему М.Н.Катков:

"Кто воображает себе, что в деле учения чем больше, тем лучше, тот жестоко ошибается. Многоучение вредно во всех отношениях, и прежде всего многоучение есть враг учению. Вред его не только в том, что оно может изнурять силы и вредить здоровью; вред его еще более, еще несомненнее заключается в том, что оно препятствует действительно научиться чему-нибудь...

Дифференциальные исчисления - наука, без сомнения, превосходная и великая, но, преподаваемая двенадцатилетним мальчикам, не будет ли она еще большей нелепостью, чем симфония, разыгранная для глухих?.. Поставьте вместо дифференциальных исчислений всякую другую науку, не примененную к возрасту и к умственному развитию учащихся, и вы получите то же самое или получите нечто еще гораздо худшее. Дифференциалы и интегралы для молодых умов, еще не освоившихся с арифметикой, будут просто абракадаброй, в которой ничего не будет им понятно и которая действительно будет отчасти походить на музыку, разыгранную перед глухими. Но возьмите вместо них, например, то, что преподается у нас для того же возраста под именем истории, или под именем русской словесности... и в голове учащихся будет происходить не просто сочетание непонятных слов, а бессмысленнейший хаос понятий и образов, который мало того, что погубит их время, но погубит и их голову, мало того, что не научит их ничему, но и сделает их неспособными впоследствии ни к какому серьезному делу. Поступать таким образом - значит не учить, а портить, не воспитывать, не развивать, а ослаблять и развращать...

Простой ноль лучше, чем отрицательная величина; это аксиома, о которой нельзя спорить, а мы без пощады наполняем минусами голову и душу наших детей. Грустно сознаться в упущении дорогого времени и в бесплодной растрате сил, но грустнее сознаваться в дурном употреблении того и другого...

Всякий излишек времени для преподавания своего языка ведет только к самому губительному празднословию. Живой язык никогда не может быть предметом серьезных грамматических изучений. Преподавание своего отечественного языка в средних учебных заведениях вполне достигает своей цели, если только регулирует практическое употребление его, не пускаясь ни в какие теории и умозрения, а для этого 24 часов, полагаемых нашей программой, непомерно много, и было бы совершенно достаточно 17...

Итак, семь лишних и вместе положительно вредных часов, взятых у преподавания русского языка и словесности, в соединении с шестью упраздненными уроками естественной истории на трех младших классах составят экономию в тринадцать часов учебного времени. "

http://dugward.ru/library/katkov/katkov_o_praporcionalnom.html
Турист12
Могу только подписаться под вашим комментарием. У меня на семинаре однажды одна американская студентка спросила как подсчитать процент от числа (!!!) Я даже вопроса сначала не поняла... мозг отказался допустить саму вероятность такого вопроса.
Я думаю, что таких "уникумов" хватает в любой стране.
Российские студенты, кстати, очень прилично смотрелись на фоне своих западных "коллег". По крайней мере те, что получали образование до введения ЕГЭ. Отличались как раз способностью думать. Хотя я весьма реалистично смотрю на вещи. До нас доходят как раз те, кто мотивирован и подготовлен. Для того, чтобы попасть в западный ВУЗ нужно как минимум выучить язык. Пишу в прошедшем времени потому, что в последние 3 года с российскими студентами сталкивалась мало. Сейчас западные ВУЗы накрыла "китайская волна".
YakutNGS
Вот не могу не одобрить последние начинания Минобра.
Смотрел вчера итоговый выпуск вестей. Понятно, что доля постановки там может быть запросто, но это та тема (образование), где я и немного сам в курсе.
РГТЭУ - 80 тыс студентов (вместе с филиалами). ЭКОНОМИСТОВ, которые на третьем и выше курсе не в состоянии извлечь квадратный корень из ста или ответить на вопрос о "билетах Банка России" - что это такое и где его искать. Понятно, что не все там такие, понятно, что и в РГТЭУ есть студенты, которые возможно могут соперничать с любым российским студентом-экономистом. Но то, что показали - это пардон, буэ...
В ВУЗе кипеш, его признали неэффективным и собираются сливать с ВШЭ. Ну хоть половинчатое решение, но принимается. Хотя, ИМХО - все эти кормушки надо не сливать с чем-нибудь, а разгонять. Заодно и рабочая сила в стране появится. :улыб:
kosta
По зомбоящику и не такое покажут.
Интервью на тему реформы образования.
По мне так ВШЭ надо на катаргу, отрабатывать измену Родине.
YakutNGS
А что еще могут показывать по зомби ящику
Народ просто зомбируется, они слышат ту информацию, которая выгодна всем
YakutNGS
Зомбоящик лишь в качестве иллюстрации. У меня своих образовательных инсайдов хватает, пусть не в области экономики.
Что до интервью - с чем-то согласен, с чем-то нет. С пунктом 6 относительно системообразующих ВУЗов - нет.
У ВШЭ есть свои прагматичные интересы - это факт. Мониторинг был очень спорный - это тоже факт. Но фуфлогонный ВУЗ не может быть системообразующим (государственным), даже если он единственный готовит учителей в Таштаголе. А чтобы учителя в Таштаголе были - государство должно работать. Если государство считает образование системообразующим фактором. Повторяю свою простую мысль - "платить и дрючить". :улыб:
Если государство не считает образование таковым - на нет и суда нет.

PS. Филиалы ВУЗов - это один из самых удобных способов пилить госбюджет.
kosta
Самое мне неясное - бузят как я понимаю в том числе и студенты.
Им то какая выгода? Их же не разгонят, наоборот, вместо корок стремной шараги получат корки приличной шараги)
Я бы на их месте тихо радовался.
power7
а все просто, им же прийдется сдавать зачеты и экзамены, что бы их взяли в объеденненый вуз, во всяком случае по тем дисциплинам, которые не преподавались или преподавались в меньшем объеме.
power7
В "приличной шараге" придется учиться чаще. Подозреваю, что именно этот пункт и не устраивает студентов РГТЭУ.
kosta
Повторяю свою простую мысль - "платить и дрючить".
Вы забываете нашу российскую действительность: тем, кто дрючит можно хорошо заплатить... Нужно сокращать приём в ВУЗы, и нужно убрать такую практику, как подушевое финансирование. Вы же прекрасно понимаете, что при таком финансировании тянут за уши тех, кого следовало бы просто выгнать. А частным ВУЗам запретить выдавать дипломы государственного образца. Пусть выдают свои дипломы и делом добиваются того, чтобы они котировались на уровне государственных и выше их.
Intejer
Опять за российскую действительность и башню из слоновой кости... Да знаю я российскую действительность, я в ней живу. Я людей знаю, которые не платят, а добиваются или довольствуются тем, что получили по закону. И людей знаю, которым платить без толку, поскольку честь дороже денег. Вот только мало таких в госструктурах, поскольку не без участия государства сложился стереотип, что если палку дали, то можно и без зарплаты.
Частные ВУЗы погоды не решают. В России 85 % студентов учатся в госвузах. Вот их и надо дрючить, делая открытый конкурс дипломов. А подушевое финансирование может хорошо работать. Надо лишь проверять качество выходного продукта и передавать подушевое туда, где это качество есть, а не туда, где больше попросят.
kosta
А подушевое финансирование может хорошо работать. Надо лишь проверять качество выходного продукта и передавать подушевое туда, где это качество есть, а не туда, где больше попросят.
Как всегда простой ответ он самый сложный. Дело не в том что надо проверять и дрючить, это механизмы. Дело в том что никому нафиг здесь и в таком количестве образованные не нужны. А основной критерий образования это наличие диплома, и всех эта система устраивает.
Студентам не надо напрягаться и думать, власти проще управлять, чиновникам проще отчитываться.
YakutNGS
Дело в том что никому нафиг здесь и в таком количестве образованные не нужны.
Есть и такой аспект, но вон в соседнем топике дворников не хватает. Однако же...:улыб:
Вот то, что власти проще управлять и чиновникам проще отчитываться - тут согласен. С тем, что раньше говорил Доцент - тоже согласен. Высшее образование сейчас - самый простой вариант занять хоть чем-нибудь молодежь на 5 лет. Безработицы нет, дипломы получаются. Как часто бывает - самый простой не значит самый лучший.
kosta
Высшее образование сейчас - самый простой вариант занять хоть чем-нибудь молодежь на 5 лет. Безработицы нет, дипломы получаются. Как часто бывает - самый простой не значит самый лучший.
Я согласен с этим. Поэтому обсуждать механизмы как и что делать бессмысленно, тут с целями надо разбираться сначала.
Но вот и как после этого не верить в теорию заговора. Ведь занятость молодежи образованием это текущая тактическая задача во всех развитых странах.
kosta
Вот их и надо дрючить, делая открытый конкурс дипломов.
Это мало что решит, многое зависит от руководителя дипломным проектом. Руководитель дипломного проекта просто может дать студенту свою разработку, ну, немного заставит там посчитать, и проект будет смотреться блестяще. Не знаю как сейчас, а когда я учился дипломными проектами зачастую руководили инженеры с производства, для них это не представляло труда.
А подушевое финансирование может хорошо работать.
А вот тут Вы ошибаетесь. Будут тянуть за уши слабых студентов, только и всего. Необходимо как-то корректировать оплату за обучение, имеется в виду со стороны государства, в зависимости от курса: за старшекурсников платить больше, тогда от бездельников будут избавляться.
И людей знаю, которым платить без толку, поскольку честь дороже денег. Вот только мало таких в госструктурах...
А их туда не пускают, неужели не понимаете?
YakutNGS
тут с целями надо разбираться сначала. Но вот и как после этого не верить в теорию заговора.
Если после этого верить в теорию заговора, то главного заговорщика с подельниками я Вам назову хоть сейчас. И это не Госдеп. Это политика родного государства.
За 12 (или 8, если считать с 2004) тучных лет никаких серьезных подвижек в сторону хай-тека не было.

За это время Гугл обошел всех конкурентов и стал непререкаемым мировым лидером в поисковиках, облачной технологии и т.д.
За пять лет Яблоко перевернуло рынок мобильных устройств.
За 8 лет (после покупки IBM) Lenovo вышла на первое место в мире по производству и продажам ПК.
За 10 лет Эрбас и Боинг сделали своих "слонов" А380 и Б787 и вышли с ними в серийное производство.
Это все на крайне конкурентных рынках.

Россия за это время прокачала "Газпром" и "Роснефть". С целями разбираться, говорите?
Intejer
Это мало что решит... А вот тут Вы ошибаетесь...
Ээээ... Я понимаю так, что Вы старательно тянете за уши слабых студентов по просьбам деканата? И готовы выдавать свою работу за студенческую? Нет?
Подушевка с открытой аттестацией выпускников очень даже решает проблему. Вопрос только в том, что это сейчас никому нафиг не надо. Ибо тут же выяснится, что значительную часть существующих госвузов надо или закрывать или переводить в категорию "колледж-техникум".
А их туда не пускают, неужели не понимаете?
А кто, кто этот загадочный человек, который не пускает людей с честью в госструктуры? Или что их туда не пускает?
kosta
Честное слово какой то эмоциональны поток. От вас не ожидал.

Если после этого верить в теорию заговора, то главного заговорщика с подельниками я Вам назову хоть сейчас. И это не Госдеп. Это политика родного государства.
С этим сложно спорить, но и не возможно согласится.
Объясню коротко почему я так думаю. Это политика не нашего государства так как у власти финансовой и власти политической стоит совсем не государственно ориентированная элита. А госдеп это имя нарицательное, вы то это уж должны понимать. Так же в топе я приводил подобной политики области образования и в других странах, так что это не только особенность России.

По поводу ваших примеров, я хотел сначала написать, а потом подумал что это тема отдельной дискуссии и не стоит засорять этим топ.
YakutNGS
Он прав.

Действительно, в то время как россиянам морочат голову всякими маркетингами/коучингами и прочими РГТЭУ, супостаты начихали на правила, во всю шуруют протекционизм и выпекают супер-инновации как на конвейере.

И ты прав.
Действительно, не засоряй топик разговорами "вообще".
Факты. Результаты. Вот критерий.
kosta
Я понимаю так, что Вы старательно тянете за уши слабых студентов по просьбам деканата?
Было время, когда меня не просили, на меня откровенно давили, я от-туда ушёл. Я знаю ещё одного человека, который предпочёл уйти и не заниматься такими делами. Возможно есть и другие. Вы, кстати, с Доцентом работаете, и я очень сомневаюсь, что не получаете рекомендаций от некоторых руководителей подтянуть оценку.
И готовы выдавать свою работу за студенческую? Нет?
Когда я работал в ВУЗе, кроме преподавательской работы была ещё и научная, хоздоговорная, в рамках которой я разрабатывал некоторые проекты, а т.к. конструкторский саж у меня в те годы был достаточный, то смею заметить, что эти разработки были на достаточном уровне. И я давал свои разработки студентам-дипломникам. Правда и они кое-что делали, например, прочностные расчёты, некоторую экспериментальную работу в рамках хоздоговора, по которому я работал, результаты экспериментов тоже прилагались к дипломному проекту.
Подушевка с открытой аттестацией выпускников очень даже решает проблему.
Как Вы видите открытую аттестацию? Ведь аттестуют тоже люди, имеющие свои интересы...
А кто, кто этот загадочный человек, который не пускает людей с честью в госструктуры?
Вы так наивны? Или прикидываетесь? :ха-ха!: На работу, в том числеи в госструктуры принимают люди, а не роботы. Люди имеют вполне определённые интересы, и они принимают туда людей, которые соответствуют их интересам.
YakutNGS
Это политика не нашего государства так как у власти финансовой и власти политической стоит совсем не государственно ориентированная элита
Да как бы именно государство - это и есть (в одном из смыслов) та самая элита, стоящая у власти.
Что касается политики в области образования в Европе и США - там фактически есть две параллельные системы образования. Основной задачей первой является социализация и занятость. А вот вторая дает образование и спецов гуманитарных и технических. Перескочить из первой во вторую - можно. С большими усилиями, но можно. Но выпускник первой системы практически не имеет шансов попасть в элиту. Ему обречено остаться синеворотничком, в чем собственно нет ничего плохого. И все Ваши примеры - они относительно первой системы.
У нас не совсем так, в этом и особенность. У нас размывается вторая система (воспитания элиты), потому что ее старательно скрещивают с первой, хотя в последнее время какие-то подвижки в сторону условно лучших ВУЗов пошли. Но пошли достаточно своеобразно. Опыт федеральных университетов скорее отрицательный, чем положительный.
Intejer
Было время, когда меня не просили, на меня откровенно давили, я от-туда ушёл.
Достойно. :live:
Мне проще - я в образовании лишь проездом (в смысле зарплаты конечно), поэтому давить на меня бесполезно. И в том вузе где я преподаю - вполне рабочей является ситуация, когда из трехгруппового потока на первой же сессии полностью отчисляют группу. Не могу сказать, что нормальной, естественно сидим потом и анализируем, в чем прокол - набор слабый или преподаватели недоработали (или переработали), но вполне рабочей. Никто не делает из этого трагедии, поскольку все прекрасно понимают, что уровень надо держать. Отчасти это еще и потому, что в нашем ВУЗе очень много людей "с холода" по определению Сапромастера. Не из системы образования, из науки, из фирм - для себя готовим кадры в том числе. Так проще сразу убрать пену.
Как Вы видите открытую аттестацию? Ведь аттестуют тоже люди, имеющие свои интересы...
Заочно-очный конкурс дипломов. Текущая единая аттестация по специальности. Поднятие уровня ГАКов - хотя бы по Сапромастеру приглашением людей, которым эти выпускники нужны. Категорическое изменение принципов работы ВАК, который сейчас пропускает в качестве кандидатской любую инсталляцию, хоть из дерьма, лишь бы по формальным признакам было похоже. Очень много механизмов есть, которые по разным причинам не запускаются. В том числе и потому, что существуют "загадочные люди", которых Вы упорно не хотите называть.
kosta
Сэнкс.:улыб:
Ну, вообще-то, "холод" это изобретение Джона Ле Карре.
У него такой роман был.

А так да, действительно так, только люди "с холода" спасут образование.
Вот такие, как я, в том числе.:улыб:
Сейчас как раз пытаюсь инкорпорироваться в один из наших вузов, в т.ч. и чтоб не стоять в сторонке, и людям помочь и себе ...
kosta
Всякий конкурс - та еще мафия. Специалисты высокого уровня не станут тратить свое время на рецензирование дипломов.