Рискованная тема - антисемитизм
346483
1828
Mihansk
.)) Вопрос в том - КАК влияет?
И дело в том, что еврейское мировоззрение формировалось не в Советском Союзе, а в те ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ времена, когда и обрезание делалось в обязательном порядке и сознание настойчиво программировалось Торой и Талмудом, кстати это не желаете прокомментировать?
Korrektor
Что-то вы легко подменили психику на мировозрение. Тьфу на вас, лысенковщина какая-то.
Что до религии, то безусловно еврейская культура целиком и полностью имеет религиозные корни. Впрочем, как и культура других народов.
А Вы думаете, что русские так считают? Ой, ли!
Хитрее - возможно.
Наглее - вероятно.
Хамовитее - может быть.
Банда - скорее всего.

Все топики, на всех форумах, где кому-то взбрело в голову поболтать о евреях заканчиваются одинаково - остается 3-5 участников-евреев, которые сводят разговор к законному праву евреев не кушать одно с другим. Договорившись по этому вопросу, начинают убеждать друг друга в белости/пушистости и, наконец все вместе сходятся на мнении, что антисемитизм в России не уменьшается, а, напротив, растет. Финальный аккорд обычно следующий: "Переделать этих хамов невозможно, следовательно нужно линять! Еще немножко пограбить и линять!"
Мамонт, пятым будешь?
Mihansk
> Впрочем, как и культура других народов.

но редко какая культура имеет в своей основе откровенно фашистскую идеалогию. А плеваться рекомендую в других местах, желательно уединённых, здесь люди ходят, может кого-нибудь задеть.
Korrektor
Смысл Торы, как сказал один мудрец, можно выразить в нескольких словах:
"Не делай другому того, чего себе не желаешь".
А известно ли тебе, что даже в древнем Израиле смертная казнь была действительно исключительной мерой. Высший суд Израиля, Синедрион, в который избирали пожизненно, если выносил хотя бы один смертный приговор, оставался в истории, как "кровавый"?
alexey2001
Алексей, я никак не могу понять, вы действительно не понимаете о чем идет речь или нарочно притворяетесь. Ну что вы привязались к еде. В статье, ссылку на которую дал RNU еврейские обычаи посвященные питанию занимают совсем не самое главное место. Лично я считаю, что RNU совершенно зря дал ссылку на сайт РНЕ. Народ там IMHO увлекающийся, необъективный и периодически забывающий о чустве меры. В статье в частности приводятся цитаты из "Шульпан Арух", которые нельзя найти в нейтральных источниках. Я не знаю подлинные они или нет и поэтому предложил желающим самим прочитать исходный текст на http://www.istok.ru/jews-n-world/Kitsur/book.htm . Я уже писал, что все это уже обсуждалось в Интернете, наверное, тысячи раз и повторять это здесь вроде бы как нет смысла. Именно поэтому я не занимался цитированием и комментариями, а просто дал ссылку. Единственное, что я добавил, это то, что ваше заявление о том "Шульпан Арух" не затрагивает вопросов взаимотношений евреев и неевреев несколько не соответсвует действительности. Вы говорите, что "каждый желающий может прочесть и убедиться в том, что это касается внутренней еврейской жизни." Хорошо, давайте почитаем. Что касается еды, то об этом я говорить не собираюсь, вы по-моему просто выбрали в статье претензию, которую легче всего отвергнуть. Давайте посмотрим, в чем проявляется веропочитание. Я не собираюсь проводить анализ, просто несколько тенденциозно выбранных цитат (идолопоклонники, если кто не знает - это в основном христиане ):
-------------
В «Авот де-рабби Натан» читаем: «А что имеется в виду под «ненавистью к людям»?» Запрет ненавидеть людей состоит в том, чтобы человек не говорил: люби мудрецов и ненавидь их учеников; люби учеников и ненавидь неученых евреев; а должен он говорить так: люби всех и ненавидь отвергающих Тору, соблазняющих к идолопоклонству и предателей».

Тот, кто видит отстроенный идолопо-клонский дом1, произносит стих: «Дом гордых выкорчует Б-г» (Мишлей, 15); видящий разрушенный идолопоклонский дом произносит: «Б-г возмездия Г-сподь, Б-г возмездия проявился!» (Тгиллим, 94).

(Интересно, произносят ли этот стих ортодоксальные иудаисты во время встеч в Кремле с Путиным)

Запрещено обучать идолопоклонника ремеслу.

Запрещается вводить человека в заблуждение (то есть обманывать его, не причиняя этим денежного ущерба), даже нееврея.

(Лично мне кажется, что это слово "даже" говорит о характере отношения иудаистов к неевреям гораздо больше, нежели всевозможные проклятия)
---------------------------
Эти цитаты я привел не затем, чтобы выдвигать какие либо обвинения против иудаизма, а исключительно для того, чтобы показать, что "Шульпан Арух" вопросами еды не ограничивается.
Mihansk
> "Не делай другому того, чего себе не желаешь".

.))
Прошу тогда дать свою нравственную оценку нижеследующему текста, который взят из той самой Торы. И главное - как-то увязать это со словами "одного мудреца"

Исход

34-10 И сказал ГОСПОДЬ: вот, я заключаю завет:
пред всем народом ТВОИМ соделаю чудеса,
каки не было по всей земле и ни у каких народов;
и увидит весь народ, среди которого ты находишься,
дело Господа; ибо СТРАШНО будет то, что я сделаю для тебя.

34-12 Смотри, НЕ вступай в союз с жителями той земли,
в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас.

34-13 ЖЕРТВЕННИКИ ИХ РАЗРУШЬТЕ, СТОЛБЫ ИХ СОКРУШИТЕ,
ВЫРУБИТЕ СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ ИХ.

Второзаконие

4 Итак, Израиль, слушай постановления и законы,
которые я научаю вас исполнять, дабы вы были
живы и пошли и наследовали ту землю,
которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам;

7 Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю,
в которую ты идешь, чтобы овладеть ею,
и ИЗГОНИТ с лица твоего многочисленные народы

7-2 И предаст их тебе Господь, Бог твой,
и ПОРАЗИШЬ ТЫ ИХ, ТОГДА ПРЕДАЙ ЗАКЛЯТИЮ,
НЕ ВСТУПАЙ С НИМИ В СОЮЗ И НЕ ЩАДИ ИХ;

7-4 но поступите с ними так: ЖЕРТВЕННИКИ ИХ РАЗРУШЬТЕ,
СТОЛБЫ ИХ СОКРУШИТЕ, И РОЩИ ИХ ВЫРУБИТЕ, И ИСТУКАНОВ ИХ СОЖГИТЕ ОГНЕМ;

7-5 Ибо ты народ святой у Господа, Бога ТВОЕГО

7-16 И ИСТРЕБИШЬ ВСЕ НАРОДЫ, которые Господь,
Бог твой, дает тебе: ДА НЕ ПОЩАДИТ ИХ ГЛАЗ ТВОЙ...

7-21 Не страшись их, ибо Господь, Бог твой,
среди тебя, Бог ВЕЛИКИЙ И СТРАШНЫЙ

7-23 Но предаст их тебе Господь, Бог твой,
и приведет их в великое смятение, так что ОНИ ПОГИБНУТ

7-24 И предаст царей их в руки твои,
и ты ИСТРЕБИШЬ ИХ ИМЯ ИЗ ПОДНЕБЕСНОЙ:
не устоит никто против тебя, ДОКОЛЕ НЕ ИСКОРЕНИШЬ ИХ.

7-25 Кумиры богов их СОЖГИТЕ ОГНЕМ...

8-20 Как народы, которые Господь ИСТРЕБЛЯЕТ ОТ ЛИЦА ВАШЕГО...

9-3 Знай же ныне, что Господь, Бог твой,
идет пред тобою, как огонь поядающий;
Он будет ИСТРЕБЛЯТЬ ИХ и НИЗЛАГАТЬ ИХ ПРЕД ТОБОЮ,
и ты ИЗГОНИШЬ ИХ, и ПОГУБИШЬ ИХ скоро...

11-22 Ибо если вы будете соблюдать заповеди сии,
которые заповедую вам исполнять...

11-23 То ИЗГОНИТ Господь ВСЕ НАРОДЫ с лица ВАШЕГО,
и ВЫ ОВЛАДЕЕТЕ НАРОДАМИ, которые больше и сильнее вас...

12 Вот постановления и законы,
которые вы должны стараться исполнять в земле,
которую Господь, Бог отцов твоих, дает тебе во владение,
во все дни, которые вы будете жить на той земле,

12-2 ИСТРЕБИТЕ ВСЕ МЕСТА, ГДЕ НАРОДЫ,
КОТОРЫМИ ВЫ ОВЛАДЕЕТЕ, СЛУЖИЛИ БОГАМ СВОИМ...

12-3 И РАЗРУШЬТЕ ИХ ЖЕРТВЕННИКИ,
И СОКРУШИТЕ СТОЛБЫ ИХ, И СОЖГИТЕ ОГНЕМ РОЩИ ИХ,
И РАЗБЕЙТЕ ИСТУКАНЫ БОГОВ ИХ,
И ИСТРЕБИТЕ ИМЯ ИХ ОТ МЕСТА ТОГО.

12-28 Слушай и исполняй все слова сии,
которые заповедую тебе, дабы ХОРОШО БЫЛО ТЕБЕ И ДЕТЯМ ТВОИМ...

12-29 Когда Господь, Бог твой,
ИСТРЕБИТ С ЛИЦА ТВОЕГО НАРОДЫ,
К КОТОРЫМ ТЫ ИДЕШЬ, ЧТОБЫ ВЗЯТЬ ИХ ВО ВЛАДЕНИЕ...

13 Если восстанет среди тебя пророк,
или ясновидец, и представит тебе знамение или чудо.

13-1 И СБУДЕТСЯ то знамение или чудо,
о котором он говорил тебе, и скажет потом:
"пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь и будем служить им"

13-2 То НЕ СЛУШАЙ пророка сего

13-5 А пророка того ... ДОЛЖНО ПРЕДАТЬ СМЕРТИ...

13-12 Если услышишь о каком-либо из городов твоих...

13-13 что появились в нем нечестивые
люди из среды тебя и соблазнили жителей города их,
говоря: "пойдем и будем служить богам иным, которых вы не знали"

13-15 ПОРАЗИ ЖИТЕЛЕЙ ТОГО ГОРОДА ОСТРИЕМ МЕЧА,
ПРЕДАЙ ЗАКЛЯТИЮ ЕГО И ВСЕ, ЧТО В НЕМ...

15 В седьмой год делай прощение

15-2 Прощение же состоит в том,
чтобы всякий заимодавец...
ПРОСТИЛ ДОЛГ и не взыскивал с БЛИЖНЕГО СВОЕГО...

15-3 С ИНОЗЕМЦА ВЗЫСКИВАЙ, а что будет у БРАТА ТВОЕГО, ПРОСТИ.

15-6 Ибо Господь Бог твой, благословит тебя,
как Он говорил тебе,
и ты будешь ДАВАТЬ ВЗАЙМЫ МНОГИМ НАРОДАМ,
а сам НЕ БУДЕШЬ БРАТЬ ВЗАЙМЫ;
И ГОСПОДСТВОВАТЬ БУДЕШЬ НАД МНОГИМИ НАРОДАМИ,
А ОНИ НАД ТОБОЙ НЕ БУДУТ ГОСПОДСТВОВАТЬ.


17-8 Если по какому делу затруднительным
будет для тебя рассудить между кровью и кровью,
между судом и судом, между побоями и побоями,
и будут несогласные мнения в воротах твоих...

17-9 И приди к СВЯЩЕННИКАМ ЛЕВИТАМ и к судье,
который будет в те дни

17-10 И поступи по слову, КАКОЕ ОНИ СКАЖУТ ТЕБЕ...

17-11 По закону, которому НАУЧАТ ОНИ тебя,
и по ОПРЕДЕЛЕНИЮ, какое ОНИ СКАЖУТ тебе, поступи,
НЕ УКЛОНЯЙСЯ ни направо, ни налево от того,
что ОНИ СКАЖУТ тебе

17-12 А кто поступит так дерзко,
что не послушает священника, стоящего
там на служении пред Господом,
Богом твоим, или судьи,
ТОТ ДОЛЖЕН УМЕРЕТЬ - и ТАК ИСТРЕБИ ЗЛО от Израиля...

17-14 Когда ты придешь в землю, которую Господь,
Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею...

17-15 То поставь над собою царя...

17-18 Но когда он сядет на престоле царства своего,
должен списать для себя список закона сего с книги,
НАХОДЯЩЕЙСЯ У СВЯЩЕННИКОВ ЛЕВИТОВ...

19 Когда Господь, Бог твой, ИСТРЕБИТ НАРОДЫ,
которых землю дает тебе Господь Бог твой...

20-20 Когда Господь, Бог твой,
предаст его (осажденный город) в руки твои,
ПОРАЗИ В НЕМ ВЕСЬ МУЖСКОЙ ПОЛ ОСТРИЕМ МЕЧА...

20-15 Так поступай со всеми городами,
которые от тебя ВЕСЬМА ДАЛЕКО,
КОТОРЫЕ НЕ ИЗ ЧИСЛА ГОРОДОВ НАРОДОВ СИХ
(то бишь "которых НЕ предал тебе Господь, Бог твой")

20-16 А в городах сих народов, которые Господь, Бог твой,
ДАЕТ ТЕБЕ ВО ВЛАДЕНИЕ, НЕ ОСТАВЛЯЙ В ЖИВЫХ НИ ОДНОЙ ДУШИ.

20-18 ДАБЫ НЕ НАУЧИЛИ ОНИ ВАС ДЕЛАТЬ ТЕ ЖЕ МЕРЗОСТИ,
КАКИЕ ОНИ ДЕЛАЛИ ДЛЯ БОГОВ СВОИХ...

23-20 НЕ ДАВАЙ В РОСТ БРАТУ ТВОЕМУ НИ СЕРЕБРА,
НИ ХЛЕБА, НИ ЧЕГО-ЛИБО ДРУГОГО, ЧТО МОЖНО ОТДАВАТЬ В РОСТ.

23-21 ИНОЗЕМЦУ ОТДАВАЙ В РОСТ,
А БРАТУ ТВОЕМУ НЕ ОТДАВАЙ В РОСТ,
ЧТОБЫ Господь, Бог твой,
БЛАГОСЛОВИЛ ТЕБЯ ВО ВСЕМ,
ЧТО ДЕЛАЕТСЯ РУКАМИ ТВОИМИ НА ЗЕМЛЕ,
В КОТОРУЮ ТЫ ИДЕШЬ, ЧТОБЫ ОВЛАДЕТЬ ЕЮ.

28 Если ты будешь слушать гласа Господа,
Бога твоего, тщательно исполнять ВСЕ ЗАПОВЕДИ Его,
то Господь, Бог твой, ПОСТАВИТ ТЕБЯ ВЫШЕ ВСЕХ НАРОДОВ ЗЕМЛИ.

28-10 И увидят ВСЕ народы земли.
что имя Господа нарицается на тебе,
и УБОЯТСЯ ТЕБЯ.

28-13 Сделает ТЕБЯ Господь ГЛАВОЮ,
а не хвостом, и будешь ТОЛЬКО НА ВЫСОТЕ, а не будешь внизу...

Исайя

60-10 Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои,
и цари их ("ПыРезиденты" по-нынешнему) - служить ТЕБЕ;
ибо во гневе Моем Я поражал тебя,
но в благоволении Моем буду милостив к тебе.

60-11 И будут всегда отверсты врата твои,
не будут затворяться ни днем, ни ночью,
чтобы было приносимо к тебе достояние народов
и приводимы были цари (ПыРезиденты) их.

60-12 Ибо народ и царства,
которые не захотят служить тебе - ПОГИБНУТ,
и такие народы СОВЕРШЕННО ИСТРЕБЯТСЯ.

и вновь Второзаконие

28-15 Если НЕ БУДЕШЬ слушать гласа Господа,
Бога Твоего, и не будешь стараться исполнять
ВСЕ ЗАПОВЕДИ Его и ПОСТАНОВЛЕНИЯ Его...

28-16 ПРОКЛЯТ ТЫ БУДЕШЬ В ГОРОДЕ И ПРОКЛЯТ ТЫ БУДЕШЬ НА ПОЛЕ

(остальное - о том же вплоть до)

28-64 И РАССЕЕТ ТЕБЯ Господь по всем народам,
от края до края, и будешь служить иным богам...

28-65 Но и между народами НЕ УСПОКОИШЬСЯ...

28-66 ЖИЗНЬ ТВОЯ БУДЕТ ВИСЕТЬ ПРЕД ТОБОЮ,
И БУДЕШЬ ТРЕПЕТАТЬ НОЧЬЮ И ДНЕМ,
И НЕ БУДЕШЬ УВЕРЕН В ЖИЗНИ ТВОЕЙ;
Korrektor
>дать свою нравственную оценку нижеследующему текста, который взят из той самой Торы

Да ты белены объелся. Какая может быть оценка слов Божьих?
Mihansk
==Смысл Торы, как сказал один мудрец, можно выразить в нескольких словах: "Не делай другому того, чего себе не желаешь".

Здесь: http://www.machanaim.org/tanach/_snch-ow/csoc_d_4.htm
сказано несколько по другому.

"Люби ближнего своего, как самого себя" (Ваикра, 19:18)
....
Поскольку любовь к человеку проистекает из того, что он создан по образу Всевышнего, то понятие "ближний твой" относится только к тому, кто бережет этот облик и не позорит его. "Ближний твой" относится и к тем, кто принял гиюр, присоединился к еврейскому народу, верит в единого Бога и соблюдает законы Торы
Mihansk
Не надо возводить напраслину на Бога.

И как же "один мудрец" позволил себе всего в нескольких словах выразить ВСЮ Тору:
"Не делай другому того, чего себе не желаешь".
Ну так всё-таки зачем Вы привели это высказывание, оно ведь оказывается совершенно не соответствует действительности?
Аркадий
>понятие "ближний твой" относится только

Это заблуждение. И всё от того, что некоторым лень самим Библию читать. Найдите главу об исходе из Египта, там слово "ближний" употреблено в отношении египтян.
Korrektor
>Не надо возводить напраслину на Бога.
Так это же к тебе. Не ты ли привел слова Бога, чтобы доказать, что еврейское мировоззрение - фашизм?

>зачем Вы привели это высказывание, оно ведь оказывается совершенно не соответствует действительности?
Если вы потрудитесь открыть страницу с той ссылкой, что указал Аркадий, то заметите, что высказывание, приведенное мною соответствует истине. Аркадий же привел только цитату, вынесенную в заголовок.
Mihansk
==Это заблуждение. И всё от того, что некоторым лень самим Библию читать. Найдите главу об исходе из Египта, там слово "ближний" употреблено в отношении египтян.

Вот от того, что некотрым лень читать Библию и появляются такие аргументы. Найдите "Исход", прочитайте и убедитесь, что слово "ближний" по отношению к египтянам там ни разу не употребляется.

Библия: http://voldemar.relhum.org/bible/
Mihansk
> Не ты ли привел слова Бога

А как это "слова Бога"?
Нет, дорогой, я привёл отрывок из Торы (она же Пятикнижие Моисея из самой массовой книги в Западной цивилизации - Библии) и не более того, и уже дело совести каждого человека - считать ли эту книгу изложением Замысла Вседержителя или злобным наветом на него.

И ещё, пытайтесь всё-таки вести честный разговор.
Mihansk
==Если вы потрудитесь открыть страницу с той ссылкой, что указал Аркадий, то заметите, что высказывание, приведенное мною соответствует истине. Аркадий же привел только цитату, вынесенную в заголовок.

А если вы потрудитесь не только открыть, но и внимательно прочитать эту страницу, то вы заметите, что заповедь эта относится таки только ко своим.

Еще ссылка: http://www.yeshiva.ru/seider/glossary/ahava.htm
Сказано: "Возлюби ближнего как самого себя". Еврей обязан любить каждого еврея как самого себя, поскольку все евреи - братья в буквальном смысле слова на уровне источника их душ.

PS Вы заметили, что я даю ссылки не на антисемитские, а очень даже еврейские сайты.
Аркадий
Исход, гл. 11:
"внуши народу [тайно], чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых [и одежд]. "
Таких заблуждений пруд пруди. Однажды какой-то депутат на всю ляпнул, что Моисей евреев 40 лет водил, чтобы рабов не осталось. Так после этого, кажется, что никого не осталось, кто Библию помнит. Опять же, про Христа и щеки.
Korrektor
>считать ли эту книгу изложением Замысла Вседержителя или злобным наветом на него.

Это ведь твоя цитата начинается словами "И сказал ГОСПОДЬ: ". А называть священную книгу иудеев, христиан и мусульман "злобным наветом на Господа" может прийти только в воспаленный мозг.
Большого, вам, психического здоровья!
Mihansk
если много раз говорить слово халва, всё равно сладко не будет.
так ведь? А то, что евреи написали какие-то утверждения и сказали что они от Бога, вовсе не значит, что
а) Бог есть;
б) Эти утверждения от Бога;
или у меня какие-то проблемы с логикой? :))

И кстати, опять врёте, в Коране ничего подобного нет. А у христиан хотя бы есть смягчающее обстоятельство - учение о Христе.
Аркадий
>"Возлюби...
Если ты заметил, то я вообще не писал о любви. Это отдельный вопрос. Главной заслугой Христа я считаю, как раз утверждение ветхозаветной заповеди об уважении и любви к ближнему в массовом сознании. Ноу-хау Христа - это заповедь о любви к врагам. Но чтобы она дошла до массового сознания, наверное, нужно второе пришествие.
Здесь же говорится не о любви, а о прямом действии, точнее запрете:
"hилель, ... дал исчерпывающий ответ: "Не делай ближнему своему того, что не желаешь, чтобы делали тебе. Это вся Тора, все остальное является комментарием к ней". Это цитата с той самой страницы.
Korrektor
>И кстати, опять врёте, в Коране ничего подобного нет...

Как это нет? В то, что Тора дана Моисею на горе Синай Господом, верят не только иудеи, но также христиане и мусульмане. Моисея, наряду с Христом, мусульмане почитают как пророков. То же самое относится к Мухамеду, они не считают его Богом. Поэтому им не нужно было придумывать хитрую конструкцию святой Троицы, чтобы обойти первую заповедь Торы, а именно, что Бог - один.
Mihansk
==Если ты заметил, то я вообще не писал о любви. Это отдельный вопрос.
Не надо жульничать. Я не собираюсь обсудать теологические и философские вопросы. Дело не в том что правильнее призыв любить или запрет совершать зло, а в том, кто в этой заповеди является ближним. Кстати об "Исходе": а что, еврейки желали того, чтобы у них "выпросили вещей серебряных и вещей золотых [и одежд]." или они таки нарушили заповедь Господа. Хотя нет, Господь вроде сам им приказал.
Аркадий
>Не надо жульничать.
Почему вы меня обвиняете в своих грехах? Не вы ли подменили моё ( и Гилеля) слово "делай" на "любовь"?
Не вы ли утверждали, что "в Исходе слово "ближний" по отношению к египтянам ни разу не употребляется"? Неблагодарный вы, учишь вас, учишь, а вместо спасибо - жулик.

>а что, еврейки желали того, чтобы у них "выпросили вещей серебряных и вещей золотых [и одежд]." или они таки нарушили заповедь Господа
Тору евреи получили уже после исхода из Египта. Какое вообще имеет значение желание человека в сравнении с приказом Бога ?
Mihansk
>Не вы ли подменили моё ( и Гилеля) слово "делай" на "любовь"?
Нет не я, а Раби Акива


>а что, еврейки желали того, чтобы у них "выпросили вещей серебряных и вещей золотых [и одежд]." или они таки нарушили заповедь Господа
Тору евреи получили уже после исхода из Египта.

Таким образом заповедь о люви к ближнему не действовала?
Или значение слова "ближний" было другим? А зачем тогда приводить этот пример? Объясни.

Начал учить, учи дальше.
Аркадий
>заповедь о любви к ближнему
Да не хочу я ничего более сказанного писать о любви, когда речь идет об антисемитизме и фашизме.

>Или значение слова "ближний" было другим?
Не помню, давно это было. А если серьезно, то мне представляется, что если хотя бы однажды слово "ближний" относится к египтянам, то и нечего говорить, что в Библии слово "ближний" значит "только еврей". И не стоило бы на этом так долго останавливаться, если бы это заблуждение не кочевало по Интернету, как евреи в пустыне.