Православный календарь. Новости приходов православных.
810468
656
Алексий
ВОСКРЕСЕНЬЕ (Старый стиль 2 сентября/Новый стиль 15 сентября)

Неделя 13-я по Пятидесятнице
Поста нет. Глас 4-й

Мчч. Мама́нта (275), отца его Феодо́та и матери мц. Руфи́ны (III); свт. Иоа́нна Постника, патриарха Цареградского (595); прпп. Анто́ния (1073) и Феодо́сия (1074) Киево-Печерских; Перенесение мощей блгвв. кнн. Петра́ (в иночестве Дави́да) и Февро́нии (в иночестве Евфроси́нии), Муромских чудотворцев (1992) (переходящее празднование в воскресенье перед 19 сентября), сщмчч. Варсоно́фия (Лебедева), епископа Кирилловского, и с ним Иоа́нна Иванова, пресвитера, прмц. Серафи́мы (Сулимовой), игумении Ферапонтова монастыря и мчч. Анато́лия Барашкова, Николая Бурлакова, Михаила Трубникова и Фили́ппа Марышева (1918).
Обретение мощей прп. Феодо́сия Тотемского, игумена (1796); Мчч. 3628-ми в Никомидии (III–IV); Собор Саратовских святых (переходящее празднование в ближайшее воскресенье к 13 сентября).
Сщмчч. Дамаски́на (Це́дрика), епископа Стародубского, и с ним Евфи́мия Горячева, Иоа́нна Мельниченко, Иоа́нна Смоличева, Влади́мира Моринского, Ви́ктора Басова, Феодо́та Шатохина, Петра Новосельского, Стефа́на Ярошевича, пресвитеров (1937); сщмчч. Ге́рмана (Ряшенцева), епископа Вязниковского, Стефа́на Ермолина, пресвитера и мч. Павла Елькина (1937).

Икона Божией Матери: Калужская (1771).

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

(Флп.1:27–2:4; Лк.6:17–23)
Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их – видит, что они не представители блага, а только призраки его.
Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, – духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорбность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову Св. апостола, как не имеющий ничего.

ПРИТЧА ДНЯ

Отважный юноша стремился найти для себя что-то такое, чего нет на земле, но чтобы его находка была полезна ему и людям. Он повстречал в далеких горах седого отшельника и спросил его, осуществима ли эта мечта.

— Это возможно, — ответил отшельник, — если ты последуешь моему совету. Сейчас ты войдешь в пещеру. Тебе предстоит пройти серьезное испытание. На все вопросы, которые тебе будут задавать, ты должен отвечать «нет». А когда услышишь главный вопрос, тогда ответь «да». Если ошибешься, — погибнешь.

Они подошли к пещере. Там никого не было. Но как только юноша вошел внутрь, тут же раздался громоподобный властный голос:

— Хочешь вечную молодость?
— Нет! — слегка смутившись, ответил юноша.
— Хочешь в жены самую прекрасную девушку на свете?
— Нет! — смутившись еще больше, неуверенно ответил юноша.
— Хочешь стать знаменитым полководцем?
— Нет! — уже тверже ответил юноша.
— Хочешь, чтобы все богатства земли были твоими?
— Нет! — непреклонно ответил юноша.
— Хочешь умереть ради того, чего нет на земле?
— Да! — спокойно ответил молодой человек.

Земля задрожала, и послышалось медленно удаляющееся глухое стенание: «Ты победил меня, о человек, и отныне я ухожу от людей...» Юноша оглянулся вокруг: не стало ни пещеры, ни старого отшельника. Его окружали счастливые молодые люди. «А что это было и ушло?» — спросил юноша. «Смерть!» — ответили ему.

«..Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам...» (1 Ин. 1, 2).
монах Симеон Афонский
Pravsib
Не хочется засирать топик своими личными и местными новостями нашего храма-прихода, но раз
нет других новостей:- в Четверг, 12 сентября, в день моего святого покровителя Александра Невского
Литургия у нас в храме состоялась. Народу пришло человек 20. Причастились человек 8.
Про интересные детали пока умолчу.

Сегодня, в пятницу, в храм не пошел, не смог встать во время. Да и дождь шел, а у меня нет зонтика,
а купить со своей пенсии не могу. Но главное, конечно, сил не хватило, кончились.

И тут хочу сказать: да, главная нагрузка по усилению молитвы от нашего Митрополита, как бы к нему
не относится, ложится на нас, немощных, пенсионеров, больных, инвалидов и прочих подобных.
ну это в видимом плане, по числу приходящих в храм на службы.
Но хочу сказать про невидимую часть усиления молитвы, про вас, здоровых и сильных, ходящих на
работу. Ну такова се ля ви, вам надо ходить на работу и зарабатывать на жизнь.
Я не призываю вас исполнять Правила,- это для вас невозможно. Но хоть немножко напрячься,
ну потрудитесь. Ну хоть чуть-чуть помолитесь утром, и хотя бы перекреститесь перед сном- я большего
от вас и не жду. Ну хотя бы это сделайте, раз вы называете себя православными.

Конечно я не надеюсь на "либерально-"православных"- я считаю их отбросами общества, шлаком.
Но кто я такой? Вдруг Господь думает иначе? И если действительно среди них есть хоть чуть-чуть
православные- напрягитесь и вы, хоть чуть-чуть увеличьте молитву, хотя бы утром, после данного
вам от Бога отдыха. В качестве благодарности, из благодарности Богу за отдых и восстановления сил.

Вы поймите, мы погибаем,- Фениксы, Михаилы и прочие Баджеры берут верх. От православных осталась
совершенно маленькая кучка, критически маленькая. Мы, русские, на грани. От нашей погибели
только черта, йота, самая малость! Ну почувствуйте вы суть момента времени. Вспомните страх!
Совсем про него забыли в комфортной жизни.
Алексий
СУББОТА (Старый стиль 8 сентября/Новый стиль 21 сентября)

Седмица 14-я по Пятидесятнице. Суббота перед Воздвижением
Поста нет.
Глас 4-й

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Прпп. Иоа́нна (1957) и Гео́ргия (1962), исповедников (Груз.).

Икон Божией Матери: София – Премудрость Божия (Киевская); «Рождество Богородицы» Сямская (1524); «Рождество Пресвятой Богородицы» Глинская (Пустынно-Глинская) (XVI); «Рождество Богородицы» Лукиановская (XVI); «Рождество Богородицы» Исааковская (1659); Холмская; «Зна́мение» Курская-Коренная (1295); Почаевская (1559); Леснинская; Домницкая (1696); Хлебная (Запечная).


ПРИТЧА ДНЯ

Мудрец спросил ученика: «В чем состоит самая ужасная трагедия человеческой жизни?»
«Наверное, в том, что человек не находит ответов на свои вопросы?» — спросил ученик.
«Нет, — ответил мудрец, — в том, что он не находит вопросов, на которые следует искать ответы».
Алексий
ВОСКРЕСЕНЬЕ (Старый стиль 9 сентября/Новый стиль 22 сентября)

Неделя 14-я по Пятидесятнице, перед Воздвижением
Поста нет. Глас 5-й

Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Праведных Богоотец Иоаки́ма и Анны; мч. Севериа́на Севастийского (320); прп. Ио́сифа, игумена Волоцкого (Волоколамского), чудотворца (1515); Обре́тение и перенесение мощей свт. Феодо́сия, архиепископа Черниговского (1896).

Глинских святых: прпп. Васи́лия (Кишкина), иеросхимонаха (1831), Филаре́та (Данилевского), игумена (1841), Феодо́та (Левченко), монаха (1859), Макария (Шарова), иеросхимонаха (1864), Марти́рия (Кириченко), монаха (1865), Евфи́мия (Любимченко), схимонаха (1866), Досифе́я (Колченкова), монаха (1874), Илиодо́ра (Голованицкого), схиархимандрита (1879), Инноке́нтия (Степанова), архимандрита (1888), Луки́ (Швеца) (1894), Архи́ппа (Шестакова), схимонахов (1896), Иоанни́кия (Гомолко) (1912), Серафи́ма (Амелина) (1958), Андрони́ка (Лукаша) (1974), Серафи́ма (Романцова), схиархимандритов (1976), Зино́вия (в схиме Серафи́ма) (Мажуги), митрополита Тетрицкаройского (1985), мчч. Харито́на и Стра́тора (Стратони́ка); прп. Феофа́на, исповедника и постника (ок. 300); блж. Никиты в Царьграде (XII); Воспоминание III Вселенского Собора (431); прп. Ону́фрия Воронского (1789) (Румын.); Собор Алтайских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 20 сентября); Собор новомучеников и исповедников Казахстанских (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 16 сентября).
Сщмчч. Григо́рия Гаряева, пресвитера. и Алекса́ндра Ипатова, диакона (1918); сщмчч. Заха́рии (Лобова), архиепископа Воронежского, Се́ргия Уклонского, Ио́сифа Архарова, Алекси́я Успенского, пресвитеров, Дими́трия Троицкого, диакона, и мч. Васи́лия Шикалова (1937); прмч. Андрони́ка (Сурикова), иеромонаха (1938); сщмч. Алекса́ндра Виноградова, пресвитера (1942).


МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

(2Кор.8:1–5; Лк.8:16–21)
«Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (Лк.8:17). Стало быть, как бы мы ни прятались с своими худыми делами, Им независимо от нас ведется запись, которая в свое время и предъявлена будет. Что же это за хартия, на которой пишется эта запись? Совесть наша. Заставляем мы ее иногда молчать – она и молчит. Но хоть и молчит, а свое дело делает, ведет самую точную летопись делам нашим.
Как же быть, если там записано много худого? Надо изгладить написанное. Чем? Слезами покаяния. Эти слезы все смоют, и следа никакого не останется от того худого, что было записано. Если же не смоем, то на суде придется самим перечитать все написанное. А так как тогда правда будет властною в сознании, то сами же и суд себе произнесем, а Господь утвердит его. Тогда будет решение безапелляционное, потому что всякий сам себя осудит, до других же и дела никому не будет. И все это совершится во мгновение ока: взглянешь и увидишь, что ты такое; и от Господа вездесущего тотчас же услышишь подтверждение суда; а затем всему конец...

ПРИТЧА ДНЯ

Молодой жизнерадостный человек пришел к отцу и говорит:

— Отец, порадуйся со мной, я поступил в университет. Я буду юристом! Наконец-то я нашел свое счастье!
— Очень хорошо, сын мой, — ответил отец, — значит, ты хочешь теперь усердно учиться. Ну а что потом?
— Через четыре года я защищу на «отлично» диплом и покину университет.
— И что же дальше? — не отступал отец.
— Потом я буду изо всех сил работать, чтобы как можно скорее стать самостоятельным адвокатом.
— А дальше?
— А потом я женюсь, создам свою семью, буду растить и воспитывать детей, помогу им выучиться и получить хорошую профессию.
— А дальше?
— А потом я пойду на заслуженный отдых — буду радоваться счастью своих детей и покоиться в доброй старости.
— Что же будет потом?
— Потом? — юноша на минуту задумался. — Да, вечно никто на этой земле не живет. Потом мне нужно будет, наверное, как и всем людям, умереть.
— А что потом? — спросил старый отец. — Дорогой сын, что же будет потом? — дрожащим голосом проговорил отец.

Сын еще больше задумался и сказал:

— Благодарю тебя, отец. Я понял. Я забыл главное.
Pravsib
В прошлое воскресение, 15 сентября, у нас состоялось первое занятие Воскресной школы
для взрослых. На удивление пришло много народу, человек 40. Хотя, конечно, это раза в 4-е
меньше, чем лет 15-20 назад. Обратил внимание на то, что пришло из новых- много молодых
бабушек. Молодежи практически не было.
Сегодня школы не было из-за вчерашней перегрузки Престольного Праздника. Но в следующее
обещают.

На Престольный Праздник Рождества Пресвятой Богородицы к нам приезжал Митрополит.
Храм был заполнен полностью, но не как селедки в бочке, хотя приезжали некоторые старые
прихожане из города и других мест.
Сегодня на Литургии народу было вдвое меньше. А на неделе: во вторник- 5 прихожан и 7 клирошан,
в четверг 12 прихожан и человек 5 клирошан. В пятницу не был на Литургии из-за светских дел.
Pravsib
Во вторник, 24 сентября, на Литургии было:
- 4 мужика, из них один новый,
- 4 женщины, из них 3 новых,
- и наконец-то появились дети, двое, 2-х и 3-х лет, один с мамой, другой с бабушкой.
Как они появились в храме на Причастии я не знаю. Может погода была теплая и сухая,
хоть и шибко ветренно, то-ли Господь услышал мои вопли? Дальше посмотрим.
Алексий
ПЯТНИЦА (Старый стиль 14 сентября/Новый стиль 27 сентября)

Седмица 15-я по Пятидесятнице
Постный день. Глас 5-й

Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня.

Преставление свт. Иоа́нна Златоуста, архиепископа Константинопольского (407).

Икон Божией Матери: Леснинская (1683); Лоретская (Лорецкая); Чернокрестная.

ПРИТЧА ДНЯ

Однажды, давно-давно, на одной из голландских верфей строился корабль. Для киля, или для основной балки, к которой прикрепляются ребра — шпангоуты, нужно было найти хорошее, длинное, крепкое бревно. В грудах леса, сложенного на дворе верфи, два рабочих нашли одно, казавшееся, на первый взгляд, подходящим.
— Вот, — сказал один из них, — хорошее бревно! Возьмем его...
Но другой внимательно осмотрел бревно и покачал головой.
— Нет, — возразил он, — это не годится!
— Почему?
— Видишь здесь маленькую червоточину? Это признак, что черви уже завелись тут...
— Вот пустяки... Что значит такая маленькая червоточина для такого громадного прочного бревна. Ее едва заметишь... Возьмем!
Они немного поспорили. Наконец более осторожный уступил. Бревно взяли, и из него сделали киль нового корабля.

Несколько лет благополучно плавал по морям новый корабль. Он был легок, прочен и не боялся бурь. Все любовались им. Но в один прекрасный день среди совершенно ясной и тихой погоды он вдруг без всякой видимой причины пошел ко дну. Когда в море спустились водолазы, чтобы осмотреть его, они нашли, что дно корабля было проедено червями. За годы плавания черви размножились и источили все дерево. Маленькая червоточина оказалась роковой для громадного судна.

Так и в душе. Один червячок страсти, если его не истребить вовремя, может размножиться в громадном количестве, порождая новые пороки, захватывая все стороны души и подтачивая ее здоровые ткани.

Причина этого — в ослаблении веры. Побежденная одним грехом, воля теряет силу сопротивления и легко уступает другим. В глубине человеческой души всегда существует грех в виде самых разнообразных порочных наклонностей и страстей. Эти страсти кипят и бурлят, как в котле, ища выхода. Но если человек не уступает им, то его воля играет тогда роль тяжелой свинцовой крышки котла, которая не выпускает бушующий пар. Но стоит лишь немного приподнять — и в образовавшуюся щель, как бы мала она ни была, с силой устремляются все страсти, существующие в душе. Уступив таким образом, человек тем самым разнуздывает и другие страсти и справиться с ними уже почти не в состоянии.

епископ Василий Кинешемский
Алексий
СУББОТА (Старый стиль 15 сентября/Новый стиль 28 сентября)

Седмица 15-я по Пятидесятнице. Суббота по Воздвижении
Поста нет. Глас 5-й

Попразднство Воздвижения Честно́го и Животворящего Креста Господня.

Вмч. Никиты Готфского (ок. 372).
Обре́тение мощей свт. Ака́кия исп., епископа Мелитинского (III); мчч. Максима, Феодо́та и мц. Асклиа́ды (Асклипиодо́ты) (305–311); мч. Порфи́рия Ефесского (361); Обре́тение мощей первомученика Стефа́на, архидиакона (415); прп. Филофе́я, пресвитера, в Малой Азии (X); свт. Ио́сифа, епископа Алавердского (570) (Груз.); свт. Симео́на, архиепископа Солунского (1429).
Сщмч. Иоа́нна Ильинского, пресвитера, и прмц. Евдоки́и (Ткаченко), монахини (1918); сщмчч. Андре́я Ковалева, Григо́рия Конокотина, Григо́рия Троицкого, Иоа́нна Яковлева, пресвитеров (1921); исп. Игна́тия (Бирюкова), архимандрита (1932); сщмч. Дими́трия Игнатенко, пресвитера (1935); сщмчч. Иоа́нна Бороздина, Иа́кова Леоновича, Петра Петрикова, Николая Скворцова, пресвитеров и Николая Цветкова, протодиакона, прмц. Марии (Рыковой), монахини, и мц. Людмилы Петровой (1937).

Икона Божией Матери: Новоникитская (372).


МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА


(Рим.8:2–13; Мф.10:16–22)

«Претерпевший же до конца спасется» (Мф.10:22). А есть ли нам что терпеть? В этом ни у кого не бывает недостатка. Поприще терпения у всякого широко; стало быть, и спасение у нас под руками. Претерпи все до конца, и спасен будешь. Надо, однако же, терпеть умеючи, а то можно протерпеть и пользы никакой не получить.

Во-первых, веру святую блюди, и жизнь по вере веди безукоризненную; всякий же случающийся грех очищай тотчас покаянием.

Во-вторых, все, что приходится терпеть, принимай как от руки Божией, помня твердо, что без воли Божией ничего не бывает.

В-третьих, веруя, что все, от Господа исходящее, посылается Им во благо душам нашим, о всем искренно благодари Бога, благодари и за скорби, и за утешения.

В-четвертых, полюби прискорбность ради великой ее спасительности, и возбуди в себе жаждание ее, как пития хотя горького, но целительного.

В-пятых, держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь как тесную одежду; надо перенести. По-христиански ли ты перетерпишь ее или не по-христиански, – все же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по-христиански. Ропотливость не избавляет от беды, а только ее отяжеляет; а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед.

В-шестых, осознай себя стоющим еще и не такой беды, – осознай, что если бы Господь хотел поступить с тобой по всей правде, то такую ли беду следовало послать тебе.

В-седьмых, больше всего молись, и милостивый Господь подаст тебе крепость духа, при которой, тогда как другие дивиться будут твоим бедам, тебе будет казаться, что и терпеть-то нечего.

ПРИТЧА ДНЯ

Всегда, что бы вы ни собирались сделать, говорите «если Богу угодно», чтобы с вами не произошло то, что случилось с одним самоуверенным человеком. Он собирался пойти поработать в винограднике и сказал своей жене:

— Завтра рано утром я пойду в виноградник.
— Если Богу угодно, пойдешь, — сказала ему она.
— Угодно Богу или не угодно, — ответил он, — а я пойду.

Наутро, еще затемно, он вышел из дома, но по дороге хлынул такой ливень, что ему пришлось вернуться. Еще не рассвело. Он постучал в дверь.

— Кто там? — спросила жена.
— Если Богу угодно, — отвечает он, — то это я, твой муж!
Алексий
ВОСКРЕСЕНЬЕ (Старый стиль 16 сентября/Новый стиль 29 сентября)

Неделя 15-я по Пятидесятнице, по Воздвижении
Поста нет. Глас 6-й

Вмц. Евфи́мии Всехвальной (304); Перенесение мощей прав. Алекси́я Московского (Мечёва) (2001).
Свт. Киприа́на, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1406); свт. Фо́тия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1431); прп. Ку́кши Одесского, исп. (1964); мц. Севастиа́ны Гераклейской (86–96); мц. Мелити́ны Маркианопольской (138–161); мчч. Ви́ктора и Сосфе́на (ок. 304); прп. Дорофе́я, пустынника Египетского (IV); мц. Людмилы, кн. Чешской (927); прп. Проко́пия Сазавского, игумена (1053); братьев мчч. Ио́сифа и Исаа́ка (808) (Груз.).
Сщмч. Григо́рия Раевского, пресвитера (1937); сщмч. Се́ргия Лосева, пресвитера (1942).

Икон Божией Матери: «При́зри на смирение» (1420); «Знамение» Каменская.

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

(Евр.4:14–5:6; Мк.8:34–9:1)
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк.8:34).

За Господом Крестоносцем нельзя идти без креста; и все, идущие за Ним, непременно идут с крестом.
Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина.
Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить. Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного; а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений? Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венцы!

ПРИТЧА ДНЯ

Старец-подвижник, который подвизался в пустыне в полном уединении и безмолвии, был по недоумению увлечен ересью. Его, однако, терзали сомнения, и он очень долго молился, чтобы Господь открыл ему, правильно ли он исповедует свою веру. Наконец, потеряв терпение, он отправился к другому подвижнику, и тот наставил его в вере. Когда же старец стал недоумевать, почему Господь столько времени не открывал ему истину, то получил откровение, что там, где можно получить помощь от людей, не следует ожидать чудес от Бога.
Алексий
СУББОТА (Старый стиль 22 сентября/Новый стиль 5 октября)

Седмица 16-я по Пятидесятнице
Поста нет. Глас 6-й

Прор. Ио́ны (VIII в. до Р. Х.); сщмч. Фо́ки, епископа Синопского (117); прп. Ио́ны, пресвитера (IX), отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начерта́нных; блж. Параске́вы Дивеевской (1915).
Прп. Ио́ны Яшезерского (после 1592); прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца (XVII); Собор Тульских святых; мч. Фо́ки Вертоградаря (Садовника) (ок. 320); прав. Петра Африканского, бывшего мытаря (VI); сщмч. Феодо́сия Бразского, митрополита (1694) (Румын.).
Сщмч. Вениами́на (Воскресенского), епископа Романовского, викария Ярославской епархии (1932).

Икона Божией Матери: «Услышательница» (Зографская).

ПРИТЧА ДНЯ

Грязное белье рано или поздно нуждается в стирке. Можно годами складывать его в огромный бак, копить, откладывая неприятный момент, когда придется стирать всю эту гору. Беда в том, что по прошествии времени грязь въедается глубже, и отстирать ее становится сложнее: вот и приходится кипятить, обжигая на пару пальцы и обдирая кожу с ладоней, тереть, тереть, тереть... Многие дни, многие годы. Представляете, сколько грязных рубах может накопиться за длину человеческой жизни? Можно стирать белье по мере его загрязнения. Пока грязь свежа, иные пятна можно замыть простой водой. Другие приходится застирывать с мылом. А третьи, самые глубокие, — вытравлять едкой щелочью, от которой слезятся глаза. Каждая прачка скажет вам, что сложнее всего отстирать сало и кровь. Наши грехи и неблаговидные поступки — это грязное белье, и каждый — сам себе прачка. Нам дана уникальная возможность — в чем-то счастливая, в чем-то горькая — не копить грехи всю жизнь, до того самого момента, когда будет подведен итог нашим земным делам, а начать искупать их еще при жизни — то есть в том отрезке времени, когда еще реально что-то исправить. Это правильно и логично, поэтому не стоит удивляться тому, что после каждой белой полосы следует черная: представляете, какая чернота ожидала бы нас всех после абсолютной белизны?
Алексий
ВОСКРЕСЕНЬЕ (Старый стиль 23 сентября/Новый стиль 6 октября)

Неделя 16-я по Пятидесятнице
Поста нет. Глас 7-й

Зачатие честно́го, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоа́нна; прославление свт. Инноке́нтия (Вениаминова), митрополита Московского (1977).
Прпп. жен Ксанфи́ппы и Поликсе́нии (109); мц. Раи́сы (Ираи́ды) девы (ок. 308); мчч. Андре́я, Иоа́нна и чад Иоанновых Петра и Антони́на (IX).
Сщмч. Иоа́нна Панкратовича, пресвитера (1937).

Икон Божией Матери: Иверская Гавайская, Мироточивая; Словенская (1635).

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

(1Кор.9:6–11; Лк.5:1–11)
Целую ночь трудились рыбари и ничего не поймали; но когда Господь вошел в их лодку и после проповеди велел забросить мрежу, поймалось столько, что вытащить не могли и мрежа прорвалась.
Это образ всякого труда без помощи Божией и труда с помощью Божией. Пока один человек трудится и одними своими силами хочет чего достигнуть – все из рук валится; когда приближится к нему Господь, – откуда потечет добро за добром. В духовно-нравственном отношении невозможность успеха без Господа осязательно видна: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5) – сказал Господь.
И этот закон действует во всяком. Как ветка, если не сращена с деревом, не только плода не приносит, но иссыхая и живность теряет, так и люди, если не состоят в живом общении с Господом, плодов правды, ценных для жизни вечной, приносить не могут. Добро какое и бывает в них иногда, только на вид добро, а в существе недоброкачественно; как лесное яблоко и красно бывает с виду, а попробуй – кисло. И во внешнем, житейском отношении тоже осязательно видно: бьется, бьется иной, и всё не в прок. Когда же низойдет благословение Божие – откуда что берется. Внимательные к себе и к путям жизни опытно знают эти истины.

ПРИТЧА ДНЯ

Несколько лет благополучно плавал по морям новый корабль. Он был легок, прочен и не боялся бурь. Все любовались им. Но в один прекрасный день среди совершенно ясной и тихой погоды он вдруг без всякой видимой причины пошел ко дну. Когда в море спустились водолазы, чтобы осмотреть его, они нашли, что дно корабля было проедено червями. За годы плавания черви размножились и источили все дерево. Маленькая червоточина оказалась роковой для громадного судна.
Так и в душе. Один червячок страсти, если его не истребить вовремя, может размножиться в громадном количестве, порождая новые пороки, захватывая все стороны души и подтачивая ее здоровые ткани.
Алексий
В Новосибирск доставлена икона главного храма Вооруженных сил Российской Федерации:

С 5 по 9 октября в Новосибирске в Вознесенском кафедральном соборе будет пребывать икона главного храма Вооруженных сил России "Спас Нерукотворный".

Икона «Спас Нерукотворный» представляет собой каноническое изображение лика Иисуса Христа, по преданию чудесным образом отпечатавшееся на куске материи.

Лик окружают образы Пречистой Божией Матери Казанский, Владимирский, Смоленский и Тихвинский, размещенные на художественных рельефах, которые изображают знаковые события в истории российского государства, а также образы архангела Михаила и святых покровителей родов войск: Федора Ушакова, княгини Ольги, Николая Чудотворца, Александра Невского, Андрея Первозванного, святой великомученицы Варвары, пророка Илии и князя Владимира. «Спас Нерукотворный» сопровождает мощевик с частицами мощей апостолов Петра и Андрея, святителя Николая Чудотворца, святых великомучеников Пантелеимона Целителя и Георгия Победоносца, великомученицы Варвары, преподобного Сергия Радонежского и святого праведного Феодора Ушакова.

Средства на создание иконы пожертвовал Президент России Владимир Путин. Освящение иконы совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на пасхальном богослужении 28 апреля.

http://nskmi.ru/metropole/news/5463/
Алексий
Старец Досифей с Афона сейчас за нас молится. Помяните во здравие, кто может.
Алексий
СУББОТА (Старый стиль 29 сентября/Новый стиль 12 октября)

Седмица 17-я по Пятидесятнице
Поста нет. Глас 7-й

Прп. Кириа́ка отшельника, Палестинского (556).
Мчч. Да́ды, Гаведда́я и мц. Каздо́и (IV); прп. Феофа́на Милостивого.
Сщмч. Иоа́нна (Поммера), архиепископа Рижского и Латвийского (1934).

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

(1Кор.15:58–16:3; Лк.5:17–26)
«Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – сказал Он расслабленному: тебе говорю, встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Лк.5:24). Отпущение грехов – чудо внутреннее, духовное; исцеление от расслабления – чудо внешнее, естественное действие Божие на мир, вместе с тем физическое. Этим событием оправдывается и утверждается привтечение силы Божией и в порядке мира нравственного, и в течении явлений мира физического. Последнее в видах первого, ибо в нем цель всего.
Господь не насилует свободы, а вразумляет, возбуждает, поражает. Лучшее к тому средство – чудо внешнее. Быть ему положено тогда, когда было положено быть разумной твари, управляющейся свободою. Эта связь так существенна, что отвергающие сверхъестественное действие Божие на мир, вместе с тем отвергают и свободу человека в сознании, что последняя необходимо вызывает первое; и наоборот, исповедующие истину воздействия Божия в мире, поверх естественного течения явлений, могут смело им говорить: мы чувствуем, что мы свободны. Сознание свободы так же сильно и неотразимо, как сознание бытия. Свобода же неотложно требует непосредственных промыслительных Божиих действий: следовательно, и их признание так же твердо стоит, как сознание свободы.

ПРИТЧА ДНЯ

Один священник тем, кто не ходил по воскресеньям в церковь, рассказал следующую историю.

— Встретился богатому человеку на пути нищий. Бедняк рассказал ему о своих несчастьях. Тот сжалился над ним и от семи монет, которые у него были, дал две. После того, как нищий рассказал и о других своих бедах, получил еще две монеты. Подойдя к источнику, они решили подкрепиться. Богач поделился со спутником своей едой и, услышав следующую историю из его жизни, отдал еще две монеты. Так он был милосерден! Получивший же шесть монет вместо признательности, внезапно выхватив из-под одежды нож, потребовал седьмую монету. Черная неблагодарность! Чего же он достоин? — закончил свой рассказ священник.

— Смерти! — закричали его слушатели.
— И вы заслуживаете такого строгого наказания, — сказал он им. — Вы и есть тот самый неблагодарный нищий.

Бог дал вам шесть дней и только один отделил для Себя. А вы и этот день похитили у Него.
Алексий
ВОСКРЕСЕНЬЕ (Старый стиль 30 сентября/Новый стиль 13 октября)

Неделя 17-я по Пятидесятнице
Поста нет. Глас 8-й

Сщмч. Григо́рия, епископа, просветителя Великой Армении (ок. 335); прп. Григо́рия Пе́льшемского, Вологодского чудотворца (1442); свт. Михаила, первого митрополита Киевского (992).
Прмцц. Рипси́мии, Гаиа́нии и с ними 35-ти святых дев (начало IV).
Сщмч. Проко́пия Попова, пресвитера (1918); сщмчч. Петра Соловьева, Вячесла́ва Занкова, Петра Пушкинского, Симео́на Лилеева, Васи́лия Гурьева, Алекса́ндра Орлова, пресвитеров, Серафи́ма Василенко, протодиакона, прмц. Александры (Червяковой), схимонахини, мчч. Алекси́я Серебренникова и Матфе́я Соловьева, мц. Аполлина́рии Тупицыной (1937).

МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

(2Кор.11:31–12:9; Лк.6:31–36)
Коренная, источная заповедь – люби. Малое слово, а выражает всеобъятное дело. Легко сказать – люби, но не легко достигнуть в должную меру любви. Не совсем ясно и то, как этого достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: «люби... как самого себя» (Мф.19:19); и «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.6:31). Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо.
Все дело стоит за тем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими так, чтобы их чувства вполне переносить на себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в каком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, а то тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда сказал Господь: «люби ближнего... как самого себя», то хотел, чтобы вместо нас стал в нас, т. е. в сердце нашем, ближний. Если же там по-старому будет стоять наше «я», то не жди добра.

ПРИТЧА ДНЯ

Однажды трое друзей купались в реке поверх водопада. Переплывая реку, они заметили, что их сносит. Течение было тихое, но с приближением водопада оно заметно ускорялось. Обеспокоенные этим, двое друзей вернулись к берегу и стали звать третьего товарища.

Но он только смеялся в ответ и кричал:

— Мне так легко плывется!

Друзья волновались за него и кричали:

— Держись ближе к берегу, затянет!

Но тот отвечал:

— Наоборот, мне плывется все легче и свободней! Я почти не прикладываю усилий, чтобы плыть...

Минутой позднее он вдруг почувствовал, что течение несет его с ужасающей скоростью к водопаду, но было уже поздно. Еще один крик — и пловец оказался в бездне.

Пловцы — это мы. Легко и удобно плыть в жизни по течению. Но беспечный может оказаться в бездне.
Алексий
ПОНЕДЕЛЬНИК (Старый стиль 1 октября/Новый стиль 14 октября)

Седмица 18-я по Пятидесятнице
Поста нет. Глас 8-й

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ.

Ап. от 70-ти Ана́нии (I); прп. Романа Сладкопевца, диакона (ок. 556); прп. Са́ввы Вишерского, Новгородского (1461).
Мч. Домни́на Солунского (Фессалоникийского) (IV); прмч. Михаила, игумена Зовийского, и с ним 36-ти преподобномучеников (780–790); Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего (Груз.); равноапп. Мириа́на, царя Иверского (после 361), и царицы На́ны (ок. 364) (Груз.); Собор Молдавских святых.
Сщмч. Алекси́я Ставровского, пресвитера (1918); сщмч. Михаила Вологодского, пресвитера (1920); сщмчч. Алекса́ндра Агафоникова, Гео́ргия Архангельского, Николая Кулигина, пресвитеров, мч. Иоа́нна Артемова (1937).

Икон Божией Матери: Касперовская; Барская; Браиловская; Гербовецкая; Дудичская; «Кукузелисса»; Люблинская; Мятинская; Покров Пресвятой Богородицы; Псково-Покровская (Явление Богоматери старцу Дорофею).

ПРИТЧА ДНЯ

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь этих морских звезд в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.
  • Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы

Алексий
СУББОТА (Старый стиль 6 октября/Новый стиль 19 октября)

Седмица 18-я по Пятидесятнице
Поста нет. Глас 8-й

Апостола Фомы́ (I). Сщмч. Иоа́нна Рыбина, пресвитера (1937).

Икона Божией Матери: Арапетская (Аравийская, О Всепетая Мати).


МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

(Деян.5:12–20; Ин.20:19–31)
«Господь мой и Бог мой!» – воззвал св. апостол Фома (Ин.20:28). Ощущаете ли, с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что, кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует.
Мы говорим: «Господь Спаситель», – разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: «Господь Спаситель мой». Кто говорит: «мой Спаситель», тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий. Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения, от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни.
Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: «кто меня разлучит!» (Рим.8:35).

ПРИТЧА ДНЯ

Жил в Петербурге один добрый и благочестивый вельможа. Имел он дом, множество друзей, К сожалению, он имел несчастье подвергнуться немилости государя; на него возвели какую-то клевету, отдали под суд и дело грозило тюрьмой. Несчастный вельможа заболел и слег от горя в постель. Все прежние друзья от него отвернулись.

В это время приехал в Петербург строгий подвижник Валаамского монастыря отец Назарий. Он был знаком с несчастным вельможей и зашел утешить его в скорби. Несчастная супруга хозяина бросилась в ноги отцу Назарию и взмолилась: «Помолись, отец, чтобы дело моего мужа получило добрый исход».

«Хорошо, — ответил старец, — конечно надо молиться Господу; но необходимо попросить ходатайства и приближенных государя. Дайте мне немного денег, я сам попрошу их за вас».

Старцу подали золота, «Нет, — сказал он, — это мне не годится. Нет ли медных или мелкого серебра?» Подали тех и других. Отец Назарий взял деньги и ушел.

Поздно вечером он опять пришел к вельможе и спокойно сказал: «Все царские приближенные обещали похлопотать за вас; успокойтесь и ждите радостных вестей». И действительно — старец еще сидел у постели больного, как последний получил известие о благополучном окончании его дела. Радостная весть благотворно подействовала на больного. Вельможа начал благодарить старца и просил его сказать, кто из приближенных государя принял наибольшее участие в его беде, за кого ему надлежало молиться и кого благодарить. Только тут открылось, что отец Назарий ни у кого из ближних к государю людей не был. Вместо этого он целый день ходил по улицам города и раздавал бедным деньги, взятые им у вельможи. «Итак, благодарите Господа, — сказал в заключение старец. — Он, Милосердный, внял молитвам убогих и положил на сердце доброму государю еще раз пересмотреть ваше дело. Да не забывайте и вельмож Господа — ваших благодетелей, нищих и убогих. Их молитва многое может пред Престолом Божиим!»
Алексий
ВОСКРЕСЕНЬЕ (Старый стиль 7 октября/Новый стиль 20 октября)

Неделя 18-я по Пятидесятнице
Поста нет. Глас 1-й

Мчч. Се́ргия и Ва́кха (290–303); свт. Ио́ны Ханькоуского, епископа (1925).
Прп. Се́ргия Послушли́вого, Печерского, в Ближних пещерах (ок. XIII); прп. Се́ргия Нуромского (Вологодского) (1412); Обре́тение мощей прп. Мартиниа́на Белоезерского, игумена (1513); сщмчч. Иулиа́на, пресвитера и Кеса́рия, диакона (I); мц. Пелаги́и, девы Тарсийской (290); сщмч. Полихро́ния, пресвитера (IV).
Сщмч. Николая Казанского, пресвитера (1942).

Икона Божией Матери: «Умиление» Псково-Печерская (1524).


МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

(Гал.1:11–19; Лк.7:11–16)
Видит Господь мать, плачущую о смерти сына, и милосердует о ней; в другой раз позван был на брак и сорадовался семейной радости. Этим показал Он, что разделять обычные житейские радости и печали не противно духу Его. Так и делают христиане истинные, благоговейные, со страхом провождающие жизнь свою. Однако они различают в житейском быту порядки от порядков; ибо в них много вошло такого, на чем не может быть Божия благоволения.
Есть обычаи, вызванные страстями и придуманные в удовлетворение их; другими питается одна суетность. В ком есть дух Христов, тот сумеет различить хорошее от дурного: одного он держится, а другое отвергает. Кто делает это со страхом Божиим, того не чуждаются другие, хоть он и не поступает подобно им, ибо он действует всегда в духе любви и снисхождения к немощам братий своих.
Только дух ревности, меру преходящий, колет глаза и производит разлад и разделение. Такой дух никак не может удержаться, чтоб не поучить и не обличить. А тот заботится лишь о том, чтобы себя и семью свою учредить по-христиански; в дела же других вмешиваться не считает позволительным, говоря в себе: «кто меня поставил судьею?» Такою тихостию он располагает к себе всех и внушает уважение к тем порядкам, которых держится. Всеуказчик же и себя делает нелюбимым, и на добрые порядки, которых держится, наводит неодобрение. Смирение в таких случаях нужно, христианское смирение. Оно источник христианского благоразумия, умеющего хорошо поступать в данных случаях.

ПРИТЧА ДНЯ

Женщина жалуется:

— Батюшка, лезут в голову злые мысли. А как с ними справиться, не знаю.

Священник улыбается:

— Если к вам придут два человека — один добрый, а другой злой, кого легче прогнать?
— Доброго, — откликается женщина.
— Вот и мысль добрую тоже легко спугнуть. А от злых — не отвяжешься. Приходится просить: «Господи, помоги!» И ведь уходят...
Алексий
Не пытайтесь обмануть Бога!

Часто наблюдаемая картина в храме – прихожанки достают из сумки целлофановый пакет со свечами и начинают методично ставить свечи на все храмовые подсвечники. Если вы спросите, откуда свечи, то ничто сумняшеся вам ответят: «С православной ярмарки». Редко вы встретите прихожанку, которая заранее приобрела свечи в этом же храме, чтобы не отвлекаться на очереди во время богослужения. Абсолютное большинство таких «щедрых» прихожан, ставящих свечи на все подсвечники, – это посетители православных ярмарок.

Показать спойлер
Что такое свеча? По словам современного святого Сербской Православной Церкви святителя Николая Сербского (Велимировича) церковная свеча имеет следующие символические значения:

1. Наша вера – свет. Свеча напоминает нам о том благодатном Небесном свете, которым Христос просвещает нашу душу.

2. Это свидетельство яркости души того, перед чьим образом горит свеча.

3. Светом свечи обличаются наши тёмные дела и злые помыслы.

4. Скромная жертва Богу.

5. Защита от сил зла. Зло любит тьму и боится света.

6. Призыв к самоотверженности. Как, подчиняясь нашей воле, сгорает свеча, так и наша душа должна гореть любовью к Спасителю, подчиняясь Его воле.

Из приведённых шести значений к сути нашего разговора относится пункт четвёртый. Всё, что приобретается в храме, – это жертва. К такой жертве относится и церковная свеча, которую люди в нём приобретают. На эту жертву содержится храм, а храм это место обитания Бога. Потому любая жертва храму, это жертва Богу. И какую жертву воздал Богу человек, принесши с собой свечу, приобретённую на ярмарке? Ведь он уже, приобретая на ярмарке свечи, свою жертву один раз принёс. Эта жертва реализуется в том храме или монастыре, откуда были ярмарочные продавцы. Разве не получается, что люди, приходящие со своими свечами в храм, повторно приносят уже однажды принесённую жертву и тем самым хотят Бога обмануть? Но даже маловерующие люди знают, что Бога обмануть невозможно. Почему же этого не понимают постоянные прихожане храма, пытающиеся обмануть Бога, подсовывая между делом лишнюю работу свечницам?

Иногда спрашивают, а дома можно такие свечи возжигать? Отчего же нельзя. Именно для домашней молитвы эти свечи, приобретённые на ярмарках, и предназначены. А вот в храм с такими свечами приходить не следует.
Показать спойлер


http://nskmitropolia.ru/esmi/articles/5511/
Алексий
Церковная жизнь Новониколаевска с 1917 по 1921 год

В Русской Православной Церкви приходы, входившие в состав епархий издавна разделялись на округа, которые возглавлялись священниками, которые именовались в разное время наместниками, заказчиками, десятильниками, протопопами, поповскими старостами.

С 1764 года священники, возглавлявшие отдельные части епархий стали именоваться благочинными. Сами части епархий, во главе которых стояли благочинные, именуются благочиниями или благочинническими округами. Благочиннические округа формировались преимущественно по территориальному принципу, в них обычно входило 10 – 15 приходов. В достаточно крупных городах учреждались благочиния церквей, входивших в данный город и его окрестности. Крупнейшие губернские и епархиальные центры имели по несколько благочиннических округов. Иногда учреждались специальные благочиния. Например, в Томской епархии существовали благочиния железнодорожных церквей, благочиния церквей при учебных заведениях и бесприходных церквей, миссионерских церквей, специальные единоверческие благочиния:1:.

Показать спойлер
В основанном в 1893 году Новониколаевске быстро росло количество населения: население города в 1910 году составляло 52695 человек, а к 1911 – 63352 человека. «Новониколаевск уверенно оттеснил на второй план Барнаул и Бийск. По числу жителей он стал третьим городом Западной Сибири после Омска (127,9 тысяч человек) и Томска (114, 4 тысячи)»[2]. К 10-м годам XX века в городе насчитывалось около 60 промышленных предприятий, он был крупнейшим железнодорожным узлом на Транссибирской магистрали, в городе было несколько средних учебных заведений и большое количество начальных школ. В начале XX века в Новониколаевске было открыто несколько приходов и построены храмы. Процесс активного храмостроительства продолжался.

Церкви Новониколаевска до 1910 года входили в состав 8 благочиннического округа Томской епархии. Учитывая развивающуюся церковную жизнь Новониколаевска архиепископом Томским и Алтайским Макарием (Невским) 27 января 1910 года из благочиния № 8 выделено особое благочиние Градо-Новониколаевских церквей, в состав которого, кроме церквей города, вошла и Никольская церковь села Бугринского. На должности благочинного градо-Новониколаевских церквей оставлен протоиерей Николай Завадовский[3].

С 1914 года и в 1917 году Томскую епархию возглавлял епископ Анатолий (Каменский). Благочинным градо-Новониколаевских церквей в 1917 году был протоиерей Николай Никольский – настоятель Александро-Невского собора Новониколаевска.

Приходы благочиния
В состав благочиния к началу 1917 года входило 13 приходов, расположенных в городе Новониколаевске и в селах Томского и Барнаульского уездов[4]. Анализ Клировых ведомостей благочиния позволил представить следующую краткую информацию об этих приходах в период с 1917 по 1921 год.

Александро-Невский собор Новониколаевска. Храм построен в 1898 году. Каменный. Престолов три: главный во имя святого благоверного князя Александра Невского; правый – во имя святителя Николая Чудотворца; левый – во имя святого великомученика Георгия Победоносца.

Закаменская церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм построен в 1907 году. Деревянный. Престол один, освящен в честь Казанской иконы Божией Матери.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Построена в 1901 году. Деревянная. Престол один в честь Покрова Богородицы.

Воскресенская церковь на старом кладбище. Церковь построена в 1907 году. Деревянная. Престол один в честь Воскресения Христова.

Вознесенская церковь. Построена в 1913 году на пересечении улиц Туруханской и Кабинетской (ныне Советская), поэтому в народе, а иногда и в документах именовалась Турухановской. Церковь было построена позже всех других церквей Новониколаевска, открытых до революции. Первоначально планировалась и заложена была как каменная. Затем из-за нехватки средств пришлось построить деревянный храм. В 1917 году насчитывалось православных прихожан 1632 человека. Кроме того, в это время в приходе иноверцев 935 человек (именно недалеко от Вознесенской церкви находились мечеть и синагога), инославных 115 человек, старообрядцев 95 и сектантов около 200 человек. Еще в марте 1915 года отец Василий Курков указал на отдаленное местоположение церкви – на северо-восточной окраине города, где проживает преимущественно беднота и переселенцы. Отец Василий писал, что «дома прихожан в большей части состоят из наскоро сколоченных маленьких лачужек, довольно ярко говорящих о материальном положении их обитателей. Здесь много иноверцев и инославных, а главное, что печальнее всего широко развито сектантство. Прихожане по своим занятиям в большинстве чернорабочие, мелкие ремесленники перебивающиеся кое-как, живущие исключительно своим дневным заработком. Люди материально совершенно не обеспеченные. Ежедневная погоня за куском насущного хлеба, низкий уровень умственного развития, отсутствие необходимой сплоченности и солидарности в общеприходской жизни и духовных запросов высшего порядка, а также религиозное шатание вследствие пропаганды сектантства, - все это направляет религиозную жизнь прихода на ложный путь, делая весьма затруднительным всеобщую попытку причта что-либо создать в этом новом и совершенно неустроенном приходе»[5].

Положение несколько изменилось к 1920 году. В клировой ведомости указывалось, что число православных прихожан составляло уже 4950 человек. Это увеличение связано прежде всего с тем, что в этой части города стали селиться беженцы, бежавшие от ужасов Гражданской войны. Но число неправославного населения, живущего на территории прихода так же существенно возросло. В 1920 году иноверцев (магометан и иудеев) уже 1495 человек, католиков и лютеран – 430, раскольников старообрядцев – 285, а сектантов 1518. Таким образом в приходе насчитывалось 3728 неправославных, почти половину из которых составляли сектанты, и только 4950 душ обоего пола православного населения.

Никольская церковь села Бугригского, Томского уезда. Первоначально находилась в одном из старейших сел Приобья Кривощековское. Еще в 174 году в деревне Кривощекове был устроен молитвенный дом, а в 1824 году здесь была построена деревянная церковь. К 80-м годам XIX века церковь обветшала, и в 1881 году был построен новый храм по типовому проекту № 10 из альбома чертежей 1846 года. 18 декабря 1881 года престол храма был освящен во имя святителя Николая Чудотворца. В 1894 году при строительстве железной дороги целый ряд строений села Кривощековского был перенесен на новые места. На средства Министерства Путей Сообщения Никольский храм был перенесен в деревню Бугринскую. 7 декабря 1895 года церковь вновь была освящена[6].

Никольская церковь села Толмачевского, Томского уезда. Построена по типовому проекту в 1910 году. Деревянная. Престол один во имя святителя Николая Чудотворца.

Свято-Троицкая церковь села Верх-Тулинского, Томского уезда. Построена в 1895 году. Деревянная. Престол один.

Церковь святого Архистратига Божия Михаила села Нижне-Чемского, Томского уезда. Построена в 1914 году. Деревянная. Престол один.

Сретинская церковь села Бердского, Барнаульского уезда. Построена в 1808 году. Каменная. Престолов в храме три: главный в честь Сретения Господня, правый в честь Богоявления, левый в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Иоанно-Предтеченская церковь села Мильтюшинского, Барнаульского уезда. Церковь построена в 1912 году. Деревянная. Престол один в честь Усекновения Честной Главы Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Крестовоздвиженская церковь села Верх-Коенского, Барнаульского уезда. Церковь построена в 1907 году. Деревянная. Престол один в честь Воздвижения Святого и Животворящего Креста Господня.

Христо-Рождественская домовая церковь при Новониколаевском детском приюте «Ясли». Построена в 1913 году. Деревянная. Престол в честь Рождества Христова.
Показать спойлер


http://www.orthedu.ru/kraeved/hist-nsk-eparh/20467-cerkovnaya-zhizn-novonikolaevska-s-1917-po-1921-god.html
Алексий
СУББОТА (Старый стиль 13 октября/Новый стиль 26 октября)

Седмица 19-я по Пятидесятнице
Поста нет. Глас 1-й

И́верской иконы Божией Матери (принесение в Москву в 1648 г.). Сщмчч. Карпа, епископа Фиатирского, Папи́лы, диакона, мч. Агафодо́ра и мц. Агафони́ки (ок. 251).
Прп. Вениами́на Печерского, в Дальних пещерах (XIV); мч. Флоре́нтия Солунянина (I–II); сщмч. Вениами́на, диакона (421–424); прп. Никиты Исповедника, Константинопольского (ок. 838); свт. Меле́тия (Пигаса), патриарха Александрийского (1601); Воспоминание чуда вмц. Зла́ты (Хри́сы) в Скопье (1912).
Сщмчч. Инноке́нтия Кикина и Николая Ермолова, пресвитеров (1937); Обре́тение мощей сщмч. Фадде́я (Успенского), архиепископа Тверского и Кашинского (1993).

Икона Божией Матери: «Одигитрия» Седмиезерная (XVII).


МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

(Евр.4:1–13; Лк.21:12–19)
«И будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Лк.21:17). Кто вдохнет в себя хоть мало духа мира, тот становится холодным к христианству и его требованиям. Равнодушие это переходит в неприязнь, когда долго в нем остаются не опамятываясь, и особенно когда при этом захватят откуда-либо частицу превратных учений. Дух мира с превратными учениями – дух, неприязненный Христу: он антихристов; расширение его – расширение враждебных отношений к христианскому исповеданию и христианским порядкам жизни.
Кажется, вокруг нас деется что-то подобное. Пока ходит повсюду только худое рыкание; но не дивно, что скоро начнется и прореченное Господом: «возложат на вас руки... и будут гнать вас ... преданы будете ... и умертвят вас» (Лк.21:12, 16). Дух антихристовский всегда один; что было вначале, то будет и теперь, в другой, может быть, форме, но в том же значении. Как же быть? «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк.21:19). Терпи с твердым словом исповедания истины в устах и в сердце.

ПРИТЧА ДНЯ

Однажды некий греческий философ приказал одному из своих учеников в течение трех лет раздавать серебро тем, кто будет его поносить. По окончании испытания учитель сказал:

— Теперь ты можешь отправляться в Афины для обучения мудрости.

При входе в Афины ученик увидел сидевшего у городских ворот мудреца, поносившего всех проходящих мимо. Так же он поступил и с учеником. Тот разразился смехом.

— Почему ты смеешься, когда я тебя оскорбляю? — спросил мудрец.
— Потому что в течение трех лет я платил поносившим меня, ты же делаешь это даром.
— Войди в город, он принадлежит тебе, — ответил мудрец.
Алексий
ВОСКРЕСЕНЬЕ (Старый стиль 14 октября/Новый стиль 27 октября)

Неделя 19-я по Пятидесятнице
Поста нет. Глас 2-й

Память святых отцев VII Вселенского Собора (787).
Мчч. Наза́рия, Герва́сия, Прота́сия и Ке́лсия (54–68); прп. Параске́вы-Пе́тки Сербской (XI).
Прп. Нико́лы Святоши, кн. Черниговского, Печерского чудотворца, в Ближних пещерах (1143); сщмч. Сильва́на Газского, пресвитера (IV).
Сщмч. Михаила Лекторского, пресвитера (1921); исп. Амвро́сия (Полянского), епископа Каменец-Подольского (1932); сщмч. Петра Лебедева, пресвитера (1937); прмч. Максимилиа́на (Марченко), игумена (1938).

Икона Божией Матери: Яхромская (XV).


МЫСЛИ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

(Деян.20:16–18, 28–36; Ин.17:1–13)
Арий стал отвергать божество Сына Божия и Его единосущие Богу Отцу. На него поднялась вся Церковь; все верующие, во всех концах мира, едиными устами исповедали, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий Единородный, Бог от Бога, рожден, не сотворен, единосущен Отцу.
Иной подумал бы, что это случайное какое-либо воодушевление на единомыслие; но эта вера прошла потом огненное испытание, когда на сторону ариан склонилась власть и знать. Ни огонь, ни меч, ни гонения не могли истребить ее, и она тотчас обнаружилась повсюдно всеми, коль скоро прекращалось давление внешней силы. Это значит, что она составляет сердце Церкви и сущность ее исповедания.
Слава Господу, хранящему в нас эту веру! Ибо пока она есть, мы еще христиане, хоть и худо живем; не станет ее – и христианству конец.

ПРИТЧА ДНЯ

Однажды два пастуха завели меж собой спор о делах государства. И один из них бестолково осуждал государя, а другой невпопад защищал его правление. Охрипнув от крика и подравшись, не смогли они доказать друг другу ничего. В сердцах решили пастухи пойти по дороге, пока не найдут человека, который смог бы разрешить их спор.
Так, бранясь, пошли неведомо куда, оставив стадо. Вскоре, на счастье, встретили они шедшего на службу сельского священника. Поведали ему пастухи свой спор и попросили рассудить их. И ответил им священник: «Дети мои! Суть вашего спора в том, что один из вас доит козла, а другой подставляет ему решето!»
Оторопели от такого ответа пастухи, но тут вспомнили об оставленной работе и поспешили обратно к стадам.
Алексий
Концерт «Покровская осень» 2019:

Опали листья с деревьев и снег на дорогах лежит. Закончились дачи, огороды, работы в полях. А у нас, в храме Вонифатия состоялся творческий концерт «Покровская осень»!

Проводить подобные мероприятия в нашем храме уже стало хорошей традицией. Участвовали прихожане, клирос храма, гости других приходов и творческие коллективы.

Для каждого участника это огромный опыт выступления. Перебороть себя, справиться с волнением, преодолеть трудности и быть готовым ко всему! На самом деле, за идеальным выступлением стоит большая работа, о которой знает только сам выступающий…

Выражаем большую благодарность всем участникам концерта, всем, кто помог в его организации — словом или делом!

Спаси всех Господь!

Фоторепортаж:

http://vonifati.cerkov.ru/?p=11499 (Фото)
Алексий
Итоги благотворительной акции «Корзина доброты»:

19 октября добровольцы храма св.муч.Вонифатия и участники общества трезвости «Покров» приняли участие в масштабной благотворительной акции «Корзина доброты», организованной Продовольственным Фондом «Русь». Акция проводилась в магазинах «Пятерочка» по всему г.Новосибирску.

Собранные по акции продукты питания будут переданы одиноким пожилым людям, проживающим в отдаленных районах и селах Новосибирской области. Наши добровольцы проводили акцию в «Пятерочке» по ул.Столетова, 8 и по ул.25 лет Октября, 14/2. В результате проведения акции собрали 17 коробок, показав самый высокий результат сбора.
Социальный отдел сердечно благодарит Евгения и Валентину Маковеевых — наших постоянных, бессменных, отзывчивых и уже профессиональных помощников! Отдельно выражаем глубокую благодарность и признательность руководителю общества трезвости «Покров» Алексею Ащеулову, его помощникам и участникам акции за предоставленную помощь, понимание и ответственное отношение к делу! Надеемся на дальнейшее укрепление связей и сотрудничество в сфере социального церковного служения!

Руководитель социального отдела Полянская Ирина.

http://vonifati.cerkov.ru/?p=11533
Алексий
Дорогие сестры!

Храму очень не хватает дежурных!

Просьба ко всем, у кого есть возможность посвятить работе в Храме немного времени - звоните заведующей хозяйством:

Показать спойлер
8 (913) 906-11-27 Ольга.
Показать спойлер


«Нет паче послушания, как послушание Церкви! И если токмо тряпочкою протереть пол в доме Господнем, превыше всякого другого дела поставится у Бога…»

Преподобный Серафим Саровский.

Храм св. ап. Андрея Первозванного.Новосибирск.