Бог, Вера, и Политика.
371131
684
Pravsib
Дьяк Андрей Кураев, у себя в бложике ведет замечательный дискурс "Московский автокефальный раскол: туда и обратно."
https://diak-kuraev.livejournal.com/2262451.html
В последней, 10 части он пишет следующее:
Но вскоре в Москву приехал вселенский патриарх и после почти детективной истории его уламывания, он согласился дать России патриарха, а, значит, и законную автокефалию. Мы же отметим, что в "Уложенной грамоте об учреждении в России Патриаршего Престола" (1589 год) история отношений Руси и Царьграда излагается так:
"И мысль свою царьскую пресвятейшему Еремею, Божиею милостию архиепископу Констянтинополя, Новаго Рима, и Вселенскому патриарху, объявили, понеже наши прародители великие государи цари веса Великиа Росиа приняли святую и непорочную христианскую веру, и поставление патриарша первопрестольники новые чюдотворцы Петр и Алексей Киевъские и всего Великого Росийского царствия и прочие от святейшего патриарха Костянтинопольские церкви, Новаго Рима, ея же, вседержителя Бога милосердием и пречистые Богородицы, и доныне непоколебимо держим" .
То есть сто лет автокефалии просто не упоминаются, а, значит, и каяться не в чем. «Поставление патриарша и доныне непоколебимо держим". Что ж, так надо - и тем хуже для фактов.
И если нужды ради из истории Московской церкви вычеркнули и простили 100 лет раскола, то почему бы Киеву не простить 25 лет?
В грамоте московского собора 1589 года было много сказано про Третий Рим. Греков, похоже, заставили подписать эту грамоту, не читая. «Когда патриарх Иеремия подписал грамоту и за этим же обратились к монемвасийскому митрополиту, тот наотрез отказался сделать это и прибавил: «что это за грамота? Приличнее было бы написать ее по гречески, а не по русски, да и предложить ее выслушать». Его отказ не на шутку раздражил московского правительство, и ему угрожали, по его словам, столь серьезными последствиями, что он боялся даже за свою жизнь» (Шпаков с. 345) .
Понятно, что ничего третье-римского нет в собственно греческом томосе 1593 года.
Также заметим, что тот Константинопольский собор 1593 года с участием всех четырех патриархов, окончательно утвердивший статус патриарха московского, постановил нечто в Москве неисполняемое:
«6. Возобновляем 16-е правило седьмого собора отцов собравшихся во второй раз в Никее: священным лицам не носить драгоценных, или роскошных одеяний».
Также он напомнил, что священник, над которым еще не было суда, но про которого есть дурные слухи, должен быть запрещен в служении:
«4. Признаем справедливым: обвиненным, или подсудимым, до рукоположения, или после рукоположенія, и как оскверняющим священство, не быть иереями, рукоположение же недостойных считать недействительным, так, чтобы они оставались на ряду съ непосвященными» (Деяние Константинопольского Собора 1593 года, которым утверждено патриаршество в России // Труды Киевской духовной академии. 1865. Том III. сс. 237-248. https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanie-konstantinopolskogo-sobora-1593-goda-kotorym-utverzhdeno-patriarshestvo-v-rossii/)
Выход московской патриархии на всемирную церковно-политическую арену вышел неуклюжим: новорожденная патриархия прежде всего перепугала своих былых отцов и старших братьев претензией на "римство" и, соответственно, первенство над ними.
Для понимания нынешнего московского конфликта с тем патриархатом, что 450 лет назад представлял Иеремия, стоит помнить, что Москва настаивала не просто на патриаршестве, но на том, чтобы ее патриарха признали как первого; в крайнем случае – как третьего, оттеснив Иерусалим и Антиохию. Но собор восточных патриархов, конечно, не потеснился и дал Москве последнее (тогда) пятое место. Память об этом визите у греков осталась столь болезненная, что в следующий раз вселенский патриарх посетит Москву аж чрез 500 лет, в 1989 году – на юбилей того своего путешествия…
Но в амбициях папизма Москва обвиняет... Киев!)
Максим Грек московскую автокефалию не считал законной. «А митрополит здесь сам поставляется на митрополию без благословения патреяршего, не по правилом святых отец» «не принимают патрияршеского благословения цареградцкаго, и соборы собирают, и проклинают себя наипаче и ставятся собою самочинно, не по божественным писанием, ни по правилом святых отец, не хотячи ходити к патриярху на поставление» .
На суде 1525 года преп. Максим настаивал, чтобы ему предъявили «томос об автокефалии» Русской митрополии. «Сказали мне, что патриарх царегородцкой дал благословеную грамоту русским митрополитом поставитися им волно своими епископы на Руси и яз многое тое грамоты пытал и до сих пор не видал есмы ее»... Отвергаться папы римского – «достойно и праведно и весьма нужно. Рукоположение же Константинопольского патриарха, пребывающаго доселе во всяком православии и благочестии, по какой причине требуется отвергать, о досточудный? Давая предварительно собственноручное обещание строго хранить священные каноны Святых Апостолов и Седьми Вселенских Соборов, — где нашел ты в них учение о том, чтобы сколько-нибудь дозволено было от¬лучиться от своего патриарха, пока он православно управляет церковию?» .
Возможно, под влиянием преп. Максима в 1539 году Иоасаф при поставлении во всероссийские митрополиты в своем исповедании веры не отрекся от патриарха константинопольского, аки во области безбожных Турок сущего, но сказал: «во всем последую и по изначальству согласуя(ю) всесвятейшим вселеньским патрьархом, иже православие дръжащим истинную и непорочную христианьскую веру, от святых апостол уставленную и от богоносных отець преданную, а не тако, якоже Исидор принесе от новозлочестивне процветшего несвященного латиньского собора» .
Но Иоасаф недолго был митрополитом… Максима Грека освободили в 1547-м. Не сразу.
Далее в следующем посте.
AeliusHadrianus
Далее, говоря о методах решения церковно-политических вопросов, он там же пишет:
Ну, побил митрополит Иов Пафнутия Боровского. Ну, послал князь Василий карательный поход на Новгород. Ну, превратили Максима Грека в пожизненного узника. Ну, потеряли половину митрополии. Но на страницах парадных речей и учебников – русская церковь единодушно и решительно перерезала царьградскую пуповину.
Даже в московской зоне влияния Тверь не поддержала идею церковной независимости Руси от Константинополя, так как «боялась церковного диктата Москвы в случае ее реализации, поэтому в отличие от Москвы, стремившейся к освобождению от константинопольской опеки, напротив, стремилась сохранить с Патриархией связи, благожелательно держалась и по отношению к церковной унии. Успехи государственного строительства и культуры Твери во второй четверти XV в. во многом определялись слабостью Москвы в тяжелый период феодальной войны» (Беляев Л. А. Московская Русь: от Средневековья к Новому времени. М., 2005, сс. 223-224). Новгородцы также лишь силой московского оружия были удержаны в зоне московской автокефалии.
Кроме того, в былые века голос народа особо никто и не спрашивал и не опрашивал при решении церковно-политических вопросов.
Год митрополит Исидор прожил в Литве, возвращаясь итальянского унионального собора в Москву. И ни православные князья, ни духовенство, ни народ никак не возразили против привезенной им новизны. И московский народ молчал по приезду Исидора – пока князь Василий не дал отмашку на протест.
Неужто было полное единодушие в вопросе о болгарской автокефалии 19 века? Его не могло быть хотя бы по той причине, что греческое и болгарское население жило перемешано.
Вот и на Украине пока государство лишь психологически и пропагандистски давит на самоопределение епископов и верующих. Поэтому есть разброд и шатание. Но даже в свеженьких национальных балканских королевствах 19 века любое церковное несогласие с выбором короля жестко подавлялось. А эти короли немецких кровей дружно выбирали петровскую синодальную модель карманно-управляемой национальной церкви…
Кроме того, в былые времена мнения народа никто и не спрашивал. Да и какое дело было крестьянам или ремесленникам до того, кому везут сдираемую с них церковную дань? Им «что ни поп, то и батька». Пока князь не скажет, с кем надо воевать или против кого бунтовать – они и не знают, в чем их «национальный интерес». Исключение – Новгородское вече да литовские города с магдебургским правом. Ну так, известно, что Москва сделала с ними и их «вольностями и привилеями».
В одном абзаце вся правда написана. Вся очевидная всякому образованному человеку истина.
Советую прочесть всю серию Андрея Кураева.
Он без сомнения "еретик", поскольку - знает что говорит, опровергнуть его нельзя и остается только дискредитация, единственный "апостольский" медот православных.
Pravsib
Книга попала в самую болевую точку, о которой все говорят: сегодня эта проблема осмысления нашего патриотизма, эти бесконечные «можем повторить», которые свидетельствуют о, кажется, небывалом подъеме патриотизма нашей родины, вызывают не только глубочайшую тревогу, но и глубочайшее разочарование.
Самое первое предложение этого опуса. О чем он здесь говорит? Что вызывает в нем тревогу и
глубочайшее разочарование?
А вот это- "можем повторить"!
А это о чем, вы понимаете?
Я понимаю это так. Нормальные русские люди, патриоты, а не либералы, -( которых в России уже большинство
стараниями Путина, его правительства и прочей "элиты"), говорят: если еще сунетесь к нам со своими
"ценностями", то мы можем повторить И еще раз прийти в Париж, Берлин, даже Вашингтон.
А господа либералы, и в данном случае Уминский, Кордочкин со товарищи, этим очень огорчены.
Им хочется слиться с западом в чувственном экстазе, причем они хотят принести западу щедрый
подарок в виде России, вот и стараются переделать русских в западников, а мы глупые сопротивляемся.
Pravsib
О! Понял, вспомнил почему Кордочкин и Уминский назвали Христа беженцем и репатриантом.

Он же сразу после рождения должен был бежать в Египет, потому что иудейский царь приказал убить
всех мальчиков до примерно 2-х лет в Вифлиеме. Вот они, Богородица, престарелый Иосиф с
только что народившимся Христом, и его братом Иаковом убежали в Египет
Вернулись в свои края после смерти Ирода, но не туда где раньше жили,а в другое место.
Как-то так смутно помню.
Тут еще интересно то, что по апокрифам, преданиям, когда они бежали в Египет их хотели
ограбить и убить банда разбойников под начальством того разбойника, что висел с Ним на крестах,
и который попросил Его помолиться о нем. Да, а грабить они их почему-то передумали.
Pravsib
Тю-у! Ну и дурнiй же ты, Сан Саныч! Сразу же один кинулся в бой против врагов,
- еретиков и либеральных "православных", что одно и то же,- за Бога и Православие.
Да еще на территории захваченной врагами.
Нет, знакомых православных патриотов конечно позвал, но они не пришли помочь. Ну обычное дело-
у них свои бои местного значения. Только до них почему-то не доходит, что даже их частные,
мелкие победы, (по их мнению), не имеют никакого значения для общей победы.
Можно выиграть бой местного значения, но проиграть в войне!
Да еще и немощный уже кинулся в бой против сильного врага, а у самого уже и песок почти
весь высыпался. Ну и естественно получил в лоб. Но от этого опамятовал, и решил поискать помощи
далече, нет ли там соратников? И, естественно, нашел. Война то эта не только сейчас идет.
Она идет еще со времен Проповеди Иисуса Христа, еще даже до Его распятия.

Многое нашел, но приведу только одно, ибо много сравнительно.
Предварять ничем не буду- там все есть для человека разумного, и не еретика.

web-страница

Вот только одна просьба к умеющим- определите принадлежность этого сайта!!!
Pravsib
Хорошая статья, неожиданно. Спасибо, Правсиб!
Что такое патриотизм и какое отношение он имеет к Церкви и вере во Христа. Был ли Христос патриотом?
Есть самость личная, а есть – коллективная. Личности самостные, собираясь, создают общую самость. Это и есть патриотизм. Так нас загоняют в патриотизм. Управление страной требует от власти сплотить людей: сделать выборы, накормить голодных, построить больницы, – это трудно и дорого. А патриотизм – бесплатно. Для этого нужно всего лишь найти врага.
Людям говорят: «вы должны быть гражданами». А что такое стать гражданами, патриотами? Это значит найти врагов: ты патриот – свой, а он – чужой. Разделить всех. А потом уже нет выбора, куда их: или чистка, или в гетто. Так логически придешь к убийству. Никуда не денешься... Получается, патриот – потенциальный убийца, а иначе он не патриот....
«…Когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку. Так повелевает сам святой Златоуст, который пишет: … Если же придется и побить его, не отвращайся – ударь его по щеке, сокруши его уста, освяти руку свою раной…»
Читаешь это - и становится страшно: как далеко это от Евангелия! Этот пример «церковного патриотизма» хорошо показывает, что церковные «понятия» мало чем отличаются от гражданских, то есть мирских. Патриотизм везде одинаков: ты должен убить врага. Да, именно так «патриоты веры» и говорят: «Того, кто ударит тебя в правую щеку, ты должен ударить в левую! Раскроить ему череп. Лучше, чтобы вылетели мозги. Чтоб он уже никогда не встал и не смог ударить. Покалечь его. Убей его. Добро должно быть с кулаками…» Вспомните историю. И кто начинает войны? С обеих сторон – патриоты веры...
В стадии полной деградации человечества, как сейчас, сначала собирают деньги, там где собраны деньги – появляется иерархия. А иерархия призывает к патриотизму....
Состоятельные патриоты и небедные иерархи – первые убегут и из России, и с Украины, заранее приготовив себе запасные аэродромы. А бедные патриоты станут пушечным мясом. Сейчас патриоты кричат: «Церкви нужны деньги, очень важно скорее все восстановить! Пока есть возможность – золотите храмы! Это наша цель!» Но вскоре они все это золото тайно вывезут за границу, и сейчас уже вывозят. Вот, где цель. Так устроен мир.
Христос не имеет врагов. И если тебе помогают найти врага – тебя уводят от Христа. Цель земной жизни человека не бороться за мир, а успеть выйти из мира. Итак, нужно обратиться не к борьбе с врагами, а к Богу, в Боге любая борьба кончится.
Все правильно говорит анонимный "известный Афонский старец".
В одном ошибся - "успеть выйти из мира" не цель, тут опоздать сложно.
Цель родить в себе Христа при этой жизни и стать непричастными зверю, от плотского рождения в нас заложенному.
Pravsib
Представитель вселенского патриарха митрополит Галльский Эммануил заявил 13 декабря после первой Архиерейской литургии в Андреевской церкви в Киеве, что процесс предоставления автокефалии православной церкви в Украине продвигается.
Объединенная автокефальная церковь в Украине – это не только мечта. Мы можем с божьей помощью, с помощью всех превратить эту мечту в реальность. Мы здесь, чтобы помочь этому процессу… Но иногда присутствуют разные препятствия. И это жизнь церкви. И мы знаем об этом. Будьте уверены, что вселенская патриархия продвигает дальше этот процесс, чтобы достичь его завершения.
И сегодня, идя в этот храм, я думал над тем, что в такую снежную погоду мы должны подождать, чтобы этот снег растаял, и "снежные люди", которые укрыты снегом, тоже растаяли… Несмотря на все препятствия, мы отпраздновали престольный праздник нашего небесного покровителя, небесного покровителя Украины
Митрополит Галльский Эммануил прибыл в Украину для подготовки Объединительного Собора, который состоится 15 декабря, после которого Поместная Церковь Украины получит Томос.
Pravsib
Может быть еще не все желающие прочитали, но все равно дам еще материал, надо торопиться.

web-страница

И еще раз повторю свою просьбу- Кто может, разберитесь с этим сайтом, с которого я привел
предъидущую ссылку,- "Афон". Где расположен, кто владелец? Как-то там не все чисто.
Pravsib
И опять тороплюсь, но уж шибко горит душа. А тут есть многое, что мне хотелось бы сказать,
А оказывается уже сказано. Единственное, что хочу дополнить: для лучшего понимания,
надо бы прочитать в Библии книгу этого Пророка, как вам ни "западло" читать Ветхий Завет.
И выделить то, что там не явно сказано. Например:
- Сам Бог издавна готовил и укреплял, и усиливал Вавилонское царство, и Навохудоносора,
чтобы наказать израильтян, чтобы половину их убили, а остальных забрали в плен, в рабы!
- Во время этого разгрома Израиля половину убили, а остальных Голыми вели в плен.
Изощренное издевательство, стыд и позор, я вообще не понимаю как они от этого очистились,
особенно женщины. Ведь предписанным им способом, через заклание животных, им очистится
от этого было невозможно, ибо все отобрали завоеватели? Вообще не понимаю.
- Но еще возьмите в толк, что это за местность на земле, ужасающая жара, от нее спасает только
одежда. А их гнали голыми!

И еще один момент, которого вы не знаете. Но об этом чуть ниже.

web-страница

Че-то здесь не нашел, что хотел сказать. Наверно в других статьях. Найду- скажу.
Pravsib
Нашел, привожу:
Книга Исход . (Тора. Пятикнижие Моисея)
Главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40

ГЛАВА 32
1 Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.
2 И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.
3 И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону.
4 Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
5 Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу.
6 На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть.
7 И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской;
8 скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
9 И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он - жестоковыйный;
10 итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.
11 Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою,
12 чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего;
13 вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно.
14 И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой.
15 И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения, на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было;
16 скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии.
17 И услышал Иисус голос народа шумящего и сказал Моисею: военный крик в стане.
18 Но Моисей сказал: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих.
19 Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою;
20 и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым.
21 И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий?
22 Но Аарон сказал: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный.
23 Они сказали мне: сделай нам бога, который шел бы перед нами; ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.
24 И я сказал им: у кого есть золото, снимите с себя. и отдали мне; я бросил его в огонь, и вышел этот телец.
25 Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его.
26 И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, - ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины.
27 И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.
28 И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.
29 Ибо Моисей сказал: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение.

30 На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего.
31 И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога;
32 прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.
33 Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей;
34 итак, иди, веди народ сей, куда Я сказал тебе; вот Ангел Мой пойдет пред тобою, и в день посещения Моего Я посещу их за грех их.
35 И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон.
Pravsib
Не туда нажал, придется корячить другой пост.
ВЫ видите что творит Господь с врагами своими, и так будет не однократно, практически постоянно.
Ибо много врагов у него. А теперь еще и либеральные "православные". Но они этого не знают! Лохи.
Но участь их от не знания не поменяется, ибо они должны знать, обязаны, у них есть все для этого.
Pravsib
Сейчас произошло ожидаемое событие, которое навсегда останется в Истории - в Софийском Соборе, в Киеве, образована единая поместная Украинская Православная Церковь!
С чем всех православных людей искренне поздравляю. Вы впоследствии поймете сами, что православие от этого выиграло. Об этом свидетельствует тысячелетний опыт Вселенского патриархата..
Митрополитом Киевским, Предстоятелем Церкви, избран митрополит Епифаний, который заявил:
"Я хотел бы призвать всех наших собратьев архиереев, всех верных во вновь созданную единую украинскую православную церковь. Двери нашей церкви открыты для всех. Мы призываем всех к объединению, мы призываем всех быть в этой признанной единой поместной украинской православной церкви".
Предстоятель добавил, что украинская церковь будет работать над объединением православия, развивать богословское образование и науку, а также молиться за прекращение войны и установлении в Украине "справедливого мира".
Что же, желаю мира, мудрости и процветания на долгом пути добра.
Мне импонирует, что первыми словами в качестве Предстоятеля Церкви, Епифаний упомянул о развитии науки!
Дай Бог ему во всем последующем не забывать об этом важном предназначении и о том, что Христос внутри нас есть, а государство состоит из людей, граждан, а не только из управленцев.
AeliusHadrianus
Вселенский патриархат передаст Томос об автокефалии Украинской православной церкви избранному на Объединительном соборе митрополиту Киевскому Епифанию 6 января 2019 года, на божественной литургии и совместной службе Вселенского патриарха и предстоятеля Украинской поместной церкви.
Я рад этой дате, приходящейся на древнейший христианский праздник Богоявления.
AeliusHadrianus
"Речь идёт о том, какой быть церкви на Украине: церковью Божией, творящей волю Божию, или лжецеркви, служащей дьяволу".

AeliusHadrianus
На Украине творится зло.
Дьявольские силы рвутся захватить церковь Божию.
План Порошенко по захвату церкви провалился.

"Каким бы ни был исход "собора", кого бы ни избрали главой создаваемой структуры, уже сейчас очевидно: план патриарха Варфоломея провалился, склонить каноническую Украинскую церковь к участию в создании новой структуры не удалось, епископат (за исключением двух предателей) проявил единодушие, стойкость и мужество", - приводит Интерфакс слова главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Илариона.
Сарра
На Украине творится зло. Дьявольские силы рвутся захватить церковь Божию.
Да нет, просто "Церковь Божия" в Украине, будет подчинена Украинскому государству, а не Московскому.
Pravsib
После объединительного собора предстоятель Украинской православной церкви Московского патриархата Онуфрий будет носить титул митрополита Русской православной церкви в Украине. Об этом рассказал предстоятель единой православной церкви Украины митрополит Епифаний.
"Вселенский патриарх адресовал письмо лично митрополиту Онуфрию, которому было четко сказано о том, что после объединительного собора, избрания предстоятеля этой объединенной церкви, митрополита Киевского, он автоматически становится каноническим митрополитом Киевским. С этого момента, соответственно, не может существовать двух митрополитов Киевских. Соответственно митрополит Онуфрий будет только митрополитом Русской православной церкви в Украине", – отметил Епифаний.
По его словам, бывшие приходы Московского патриархата находятся в лоне Русской православной церкви, имея украинскую регистрацию.
Pravsib
Дьяк Андрей Кураев пишет:
https://diak-kuraev.livejournal.com/2269940.html
Самое удачное время для того, чтобы доказать как независимость Моспатриархии от государственной власти, так и ее невовлеченность в военную политику определенного государства.
Хочу привести цитату из дневника (19 июля (1 августа) 1904 г) Св. Николая Японского (Касаткина), Архиепископа Русской церкви; миссионера, основателя Православной церкви в Японии, почётного члена Императорского православного палестинского общества, прославленного в лике святых как равноапостольного (!!! память - 16 февраля):
Бьют нас японцы, ненавидят нас все народы, Господь Бог, по-видимому, гнев Свой изливает на нас. Да и как иначе? За что бы нас любить и жаловать? Дворянство наше веками развращалось крепостным правом и сделалось развратным до мозга костей. Простой народ веками угнетался тем же крепостным состоянием и сделался невежествен и груб до последней степени; служилый класс и чиновничество жили взяточничеством и казнокрадством, и ныне на всех степенях служения - поголовное самое бессовестное казнокрадство везде, где только можно украсть. Верхний класс - коллекция обезьян - подражателей и обожателей то Франции, то Англии, то Германии и всего прочего заграничного; духовенство, гнетомое бедностью, еле содержит катехизис, - до развития ли ему христианских идеалов и освящения ими себя и других?.. И при всем том мы - самого высокого мнения о себе: мы только истинные христиане, у нас только настоящее просвещение, а там - мрак и гнилость; а сильны мы так, что шапками всех забросаем... Нет, недаром нынешние бедствия обрушиваются на Россию, - сама она привлекла их на себя. Только сотвори, Господи Боже, чтобы это было наказующим жезлом Любви Твоей! Не дай, Господи, вконец расстроиться моему бедному Отечеству! Пощади и сохрани его!
Господь Благ и само Благо, гнева не имеет и не наказывает и не искушает никого.
В Господе нет человеческих животных чувств, он самодостаточен и вечен и все подобное Ему к нему и стремится. Но тщетны мольбы Николая Японского - все мы знаем, что постигло Россию в 20-м веке, до сих пор аукаются последствия. И не Господь этому виной, а упорство "сынов противления".
В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам
не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
Соборное послание св. Ап. Иакова, гл. 1 И, когда искушение злом побеждает, то натворив дел и обретя естественно за них последствия - но отказываясь упорно понимать и принимать результат содеянного, облекая его в благочестивую обертку (а еще в ходу "На все воля Божья!"), многие возлагают на Бога ответственность - он, де, гнев Свой изливает на нас, по неведомым грехам нашим! Грехи все как раз на ладони. Но не Бог наказывает людей, а они упорствуют пребывать в разлуке с Богом и Отцом, творя грех, потворствуя своей плотской природе. И сейчас происходит все то же самое:
... слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, 15ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.
От Матфея, гл.13
AeliusHadrianus
Цитату из Николая Японского можно проверить тут:
https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japonskij/dnevniki-tom-v/1, только дата вероятно - 18/31 июля 1904. Вс.
Интересными представляются, в свете происходящих событий, сведения о нем из Википедии:
За полвека служения в Японии покидал её только дважды: в 1870 и в 1880 году...
Во время русско-японской войны остался со своей паствой в Японии, однако в общественных богослужениях участия не принимал, так как согласно чинопоследованию богослужений (и благословению самого свт. Николая Японского), японские христиане молились о победе своей страны над Россией: «Сегодня по обычаю я служу в соборе, но отныне впредь я уже не буду принимать участия в общественных Богослужениях нашей церкви… Доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же, раз война объявлена между Японией и моей родиной, я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством. Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране».
Вы понимаете, что тут написано?
Совершенно естественно, что японская паства Русской Церкви молилась о победе своей страны в войне.
Сам Николай естественно, об этом не молился - как русский подданный. Но не сказано, что он кричал о "расколе" в РПЦ и не требовал от паствы молиться о поражении Японии! А что у нас требуют от подданных Украины?
Очевидно, что паства о. Николая в вопросах веры тщилась обрести вечную жизнь во Христе и не являлась агентами влияния, призванными противодействовать противнику у него в тылу.
В этом и заключается разница Русской церкви дореволюционной и ее миссия, с современной РПЦ.
"24 марта 1906 года Святейший Синод возвёл его в сан архиепископа Японского...
После кончины архиепископа Николая японский император Мэйдзи лично дал разрешение на захоронение его останков в пределах города, на кладбище Янака." Повторяю, возвел в сан архиепископа, а не предал анафеме и запретил в служении. Как и японский император не объявил его шпионом, а принял живое участие в его посмертной судьбе.
Так поступают люди.
Pravsib
Правсиб. УПЦ МП обратилась к Порошенко из-за решения Рады.

Так, как Постановление парламента противоречит Конституции Украины, которая исключает законодательное вмешательство в религиозные вопросы.
В раде на законодательном уровне принуждают Украинскую Православную Церковь "к изменению своего наименования является ничем иным, как вмешательством в ее деятельность, которая может привести к непредсказуемым последствиям в обществе", - говорится в сообщении.

В УПЦ МП отметили, что заставить ее к переименованию украинская власть хочет для Православной церкви Украины, которая "хочет забрать себе это название".

КИЕВ. Заявление Синодального Юридического отдела УПЦ относительно закона «О свободе совести и религиозных организациях» (Официальный сайт Украинской Православной Церкви)
Pravsib
Ссылка из православной азбуки с дневниковым текстом взята неплохая, но если уж приводить информацию, то приводить то ключевое, что японский архиепископ пишет. Хотя проводить аналогии войны Японии с Россией, и всю ситуацию связанной с современной Украиной и Россией выглядит не вполне корректно. Не вполне здраво проводить и строить какие-то параллели.
Какая ситуация и что складывается из дневника? У японского архиепископа никогда мыслей не было уходить в раскол или отделяться от официальной РПЦ МП или идти к константинопольскому Вселенскому патриарху:

26 февраля/10 марта 1904. Четверг.

Прочитал отмеченную выше (в воскресенье) статью Анезаки, во 2-м номере издаваемого им ежемесячника «Дзидай сичёо» – «Современное течение мысли», о Православной Церкви. Дает понятие о ней и показывает ее отличие от католичества; смеется над теми, кто находит Православную Церковь опасною для государства, объясняя, что эта Церковь в каждом государстве верна своему отечеству; в России она молится за русского Императора, в Греции – за греческого Короля, в Японии – за здешнего Императора.

Но находит Анезаки, что пора Японской Церкви сделаться вполне национальною и самостоятельною – ветвью Святой Апостольской Православной Церкви, такою же, как все другие 13 поместных Церквей, составляющих, по учению и постановлениям, одну Церковь Вселенскую. Чтобы стать такою равноправною сестрою других православных Церквей, Анезаки советует православным японским христианам, которых- де уже несколько тысяч, взять на себя материальное содержание Церкви, отказавшись от получаемой ныне помощи из России, и мне перейти в японское подданство и принять название Архиепископа, или «кёофу» (так, по-видимому, он называет Патриарха). Находит еще Анезаки, что надо отнять от миссийского места здесь название «Коосифузоку ци» – «земля принадлежащая Посольству» и так или иначе перевести ее на имя самой Церкви. Еще делает укор нашему переводу Священного Писания и богослужения, плохой-де японский язык.

Во всей статье видна доброжелательность и беспристрастное отношение к Миссии и Церкви. Спасибо и за это, хотя из советуемого ничто пока не осуществимо. Где же еще японцам взять на себя содержание священников и проповедников и всего прочего! И сделаться самостоятельною сестрою других Церквей Японской Церкви еще очень рано, да и не так легко это, как он думает, для этого надо согласие всех других Церквей; надо, чтоб они опознали свою сестру и нашли ее достойною занять место среди них; когда же еще Японская Церковь дойдет до такой чести! Даже и миссийскую землю перевести с имени Посольства на имя Церкви невозможно; земля эта принадлежит Министерству иностранных дел, которая одолжена Посольству для места жительства одного из членов его (настоятеля Посольской Церкви, каковым был я, когда занималась сия земля, которую я же и отыскал и купил было для себя, но Министерство возвратило мне стоимость земли, так как оная не может быть во владении иностранца). Что до переводов наших, то мы заботились главное о том, чтоб они верно передавали мысль подлинника и чтоб эта мысль была ясна и прозрачна, как хрусталь; если при этом японский слог иногда не совсем хорош, то – что ж делать, ибо мы лучше не можем!

Азбука веры, Православная библиотека, равноапостольный Николай Японский (Касаткин) Дневники. Том V, 1904
Архиепископ всегда имел переписку и сообщался с Россией и священным Синодом. Кроме того, Синод и православные христиане молились « за Японскую Церковь и надеется, что Бог сохранит ее невредимою».

25 июня/8 июля 1904. Пятница.

В то время, как я беседовал с ними, Петр Исикава принес из Французского Посольства пакет из России, оказавшийся Указом Святейшего Синода в ответ на мое извещение, что я остался в Японии и на просьбу молитв. Святейший Синод уведомляет, что «молится за Японскую Церковь и надеется, что Бог сохранит ее невредимою». Это большое утешение. Я тут же сообщил это воспитанницам и рассказал о покровительстве Японской Церкви со стороны русских иерархов, Высокопреосвященного Исидора, Иннокентия, Арсения, а также Иерусалимского Патриарха Кирилла.
Вечер занят был чтением прошений и писем к Собору.

Азбука веры, Православная библиотека, равноапостольный Николай Японский (Касаткин) Дневники. Том V, 1904
А сейчас православные христиане в России молятся о современной Украине, и Украинской Православной церкви, чтобы был мир, и прекратилась брань. К чему в 2014 году и призывал Патриарх ПРЦ МП Кирилл.
Pravsib
Далее по дневниковым записям, архиепископ разъясняет в 1904 году, казалось бы, вполне понятные вещи, но которые трут уже нынешним современным, сегодняшним днём:

29 февраля/13 марта 1904. Воскресенье Крестопоклонное.

О вас говорят, будто вы, как православные, зависимы от русского Императора, который будто бы есть глава Православной Церкви, и потому заподозривают вашу неискренность в служении вашему собственному Императору и вашей стране. Какое ложное понятие о Православной Церкви! И какое страшное подозрение основано на этой лжи! Русский Император отнюдь не есть глава Церкви. Единственный глава Церкви есть Иисус Христос (Ефес. 1, 22; Колос. 1, 18), учение Которого тщательно хранит в целости Православная Церковь, и русский Император в соблюдении сего учения есть такой же почтительный сын Церкви, как и все другие православные христиане. Нигде и никогда Церковь не усвояла ему никакой власти в учении и не считала и не называла его своим главою. Это заблуждение образовалось на Западе Европы от незнания Русской Церкви и оттуда перешло в Японию и здесь ныне, так же как там, широко распространено. Если основание ложно, то тем более ложно построенное на нем. Если русский Император не есть глава Церкви для русских, то тем менее он есть глава для вас. Для вас он есть не более, как брат по вере, так же, как и все русские, единоверные вам. Над вами русский Император не имеет ни тени какой-либо религиозной власти; между вами и вашим Императором он отнюдь не становится и вашей верности отечеству вашему ни на волос не мешает. Как ваш брат по вере русский Император, конечно, только желает, чтобы вы были хорошими христианами, усердно исполняющими все христианские обязанности, а в том числе и блюдение вашей верности и преданности вашей родной стране и вашему Императору.

Азбука веры, Православная библиотека, равноапостольный Николай Японский (Касаткин) Дневники. Том V, 1904
Pravsib
Кроме того японский император охранял от японских воинствующих патриотизмом патриотов и фанатиков, грозивших убить, выделив жандармов и охрану. Не было никаких насильственных захватов патриотами православных храмов. Японская власть не вмешивалась в церковные дела.

22 января/4 февраля 1904. Четверг.

Опасность для меня и Миссии от дурных людей увеличивается; сегодня из полиции сообщили: «Три полицейских ночью неусыпно будут охранять Миссию; но в случае нападения толпы заговорщиков их будет мало для защиты Миссии; в то же время они и отлучиться не могут, чтоб призвать помощь; поэтому пусть, в случае нападения, люди Миссии немедленно побегут в три ближайшие полицейские дома позвать других полицейских». Вследствие этого даны приказания прислуге исполнить это. В то же время я велел узнать, сколько бы стоило устройство телефонного сообщения Миссии и как скоро оно может быть устроено.
Попрощался затем с семейством Консула Сиверса, купил у Kelly бумаги, чернил, Directory 1904 года и прочее и вернулся домой. А здесь явились о. Кано, Хорие, Василий Ямада рассказать, что их сегодня позвали в Министерство внутренних дел и вновь уверили, что будет мне и Церкви здесь нашей полное покровительство и охрана – это вследствие разговора французского посланника об этом с Министром внутренних дел по поводу того, что ему – французскому посланнику – поручены русские здесь.
Для того, чтоб охрана Миссии была верней, полиция просит затворить двое ворот в Миссии и оставить одни – главные. «Иначе мы не можем следить за всеми входящими в Миссию», – говорят полицейские. Я противился было – очень уж многие привыкли проходить чрез наш двор; но наши неоднократными приставаниями вынудили у меня согласие.


29 января/11 февраля 1904. Четверг.

Жандармский полковник приезжал сказать, что для лучшей охраны Миссии, кроме полицейских, поселяется здесь еще жандарм. На вопрос: «Где бы водвориться ему?» Я указал комнату в квартире Д. К. Львовского, который сегодня в полдень со всем семейством выехал в Йокохаму, чтобы завтра вместе со всеми посольскими отправиться на французском пароходе.

15/28 февраля 1904. Воскресенье

О. Симеон Юкава говорит, что у него был один из офицеров полиции квартала Асакуса и спрашивал, не причиняет ли ему кто-нибудь неприятностей или грубостей как христианскому священнику, и просил, если кто сделает это, представлять в полицию, или извещать ее; «если бы даже ребенок бросил песком в дом, где живет о. Симеон, тотчас и об этом доносить полиции для расследования и взыскания». Оказывается, что Министр внутренних дел разослал по Японии циркуляр, в котором строго предписывается «обращаться с русскими, оставшимися в Японии, совершенно так же, как в мирное время, воздерживаться от всяких грубостей в отношении к ним и всякой неприязни». Так как русских в Японии ныне почти никого нет, то этим циркуляром прикровенно оказывается протекция и охрана «православным японцам» – так и понимают циркуляр.

31 января/13 февраля 1904. Суббота.

Французский посланник, господин Harmand, прислал официальное письмо, уведомляющее, что ему поручено охранение русских, пока будет война, и уведомляющее, что он примет все меры, чтоб не учинено было ничего противного уважению, подобающему моему сану, что я вполне могу полагаться на него и обяжу его, испрашивая помощи во всякое время, когда оная .
Я поблагодарил за эту любезность и уверил со своей стороны, что считаю себя совершенно безопасным под его покровительством.
Из жандармского управления прислан и другой жандарм жить здесь в доме для охраны. Вообще, японское Правительство делает все, что только можно, для охраны Миссии. И это, если только любезно и искренне продолжится все это, конечно, будет особенно нужным в то время, когда начнутся «reverse», как выражаются приятели японцев англичане о «поражениях» (так они всегда выражались, когда буры били их). А это, вероятно, не замедлит начаться. Победы-то, одержанные ими, собственно говоря, незавидные – история едва ли одобрит их. Напасть на два судна целой небольшой эскадрой и расстрелять их, как они поступили с «Корейцем» и «Варягом» у Чемульпо, напасть огромной эскадрой на наши суда у Порт-Артура, когда там еще и не помышляли о войне, и капитаны судов кейфовали в цирке на берегу, и причинить повреждения нашим броненосцам – это не победа, а вероломство. Наши были еще на мирном положении; они получили телеграммы о разрыве и воспользовались временем, когда наши еще не могли узнать о нем; это похоже на то, как если подросток неожиданно нападет сзади на человека больше и сильнее его и штукой подножки свалит его с ног.

Азбука веры, Православная библиотека, равноапостольный Николай Японский (Касаткин) Дневники. Том V, 1904
Pravsib
Новое ли явление феномен русофобие в прессе? Архиепископ в своих записях указывает о досадных проделках в прессе японцев, англичан, и прочих европейцев во время русско - японской войны. О чём легко можно вычитать в его записях:

6/19 февраля 1904. Пятница.

Газеты, японские и аглицкие, даже просматривать невыносимо – так все исполнено восхвалением японцев и злорадством, что Россия не в авантаже (без сомнения, до времени) в нынешнем ее столкновении с Японией. Все, все ненавидят Россию! Прав был Александр III, сказав, что у нее только один друг – Николай, князь Черногорский.

29 января/11 февраля 1904. Четверг.

В газетах напечатано, что в Хакодате наши церковнослужащие: о. Андрей Метоки, катихизаторы Исаия Мураки и Феодор Тоёда, даже престарелый дворник Никита, да, кажется, и все, живущие в церковных домах, как русские шпионы (ротан) выгнаны из домов; в 24 часа им приказано выселиться – куда? Неизвестно. Ох наших ни от кого оттуда ни малейших известий; хотя это случилось уже несколько дней тому назад. Спрашивали мы телеграммой у христиан объяснения; ответа нет. На «русских шпионах» положительно помешались эти японцы! Всех христиан записали в шпионы, и вот так с ними обращаются по местам! Просто несносно, наконец.

30 декабря 1904/12 января 1905. Четверг.

Японская и особенно английская текущая пресса занимается оплевыванием Генерала Стесселя и наших Порт-Артурских героев. «Japan Daily Mail» просто неистовствует в сем отношении. Такой сатанинской газеты другой, кажется, свет не производил. Беспрерывно, с пеной у рта, свирепо лает этот чудовищный ненавистник России и льстец Японии, Бринкли, на все русское; где и что только коснется России, рвется, точно цепной пес, из кожи лезет, чтоб облаять и укусить. Надоело до нестерпимости. Если бы и простой пес, стоя у окна, день и ночь лаял злым охрипным лаем, то бежал бы из той комнаты, или палкой прогнал бы скота. Сколько раз я хотел написать ему, чтоб не присылал своей проклятой газеты; но необходимость иметь сведения почтовые и другие текущие заставляет держать газету; выписать же вместо Бринкли другую аглицкую иокохамскую газету значит обменять одного пса на другого; все ведь неистовствуют в злобе против России. Пусть уж! Буду продолжать, как ныне: искать глазами только нужные сведения в газете, пробегая мимо сатанинской пляски и кривлянья.

17 февраля/1 марта 1904. Вторник.

Так как Франция дружна с Россией, то в Хиросаки католического миссионера, француза, стали подозревать в шпионстве и называть «ро- тан» (русский шпион) – и как же озлился патер! Написал ругательную статью на Россию и православие, чураясь от той и другого. Петру Исикава кто-то прислал номер газеты с этой статьей из Хиросаки. Попал патер, как кур во щи!

0/23 февраля 1904. Вторник.

В «Майници-симбун» сегодня я расхвален, что остаюсь здесь, несмотря на войну, в «Емиури-симбун» за то же самое разруган, до «дурака» (гу) включительно; тут же и портрет мой помещен, весь окаймленный руганью; и за портретом приходили нарочно в Миссию, причем, за неимением карточки у меня, кто-то и дал им мою карточку. А в одной протестантской газете похулено наше христианское общество за то, что очень встревожилось войною, что явствует-де из брошюрки, описывающей собрание христиан здесь и речи их. Брошюрку эту, действительно, не следовало рассылать чужим, а только своим бы.

13/26 февраля 1904. Пятница.

О. Сергий Судзуки, из Оосака, пишет, что «настоящая война будет полезна, по крайней мере, в том отношении, что прекратит всегдашние до сих пор злонамеренные толки католиков, будто Царь есть Папа русской, а чрез нее и Японской Церкви». Правда!
О. Андрей Метоки пишет из Арикава, что «сам не может бывать в Хакодате – запрещено; поэтому просит раз в месяц присылать в Хакодате другого священника для ободрения христиан». Нужно будет посылать отсюда о. Петра Кано, который прежде служил там и знает христиан.
В Саннохе, – пишет катихизатор Павел Сибанай, – протестанты очень стали злословить христиан наших, «что их надо всех преследовать за измену отечеству», что-де и «Тоокейский Собор наш через год будет снесен, ибо в будущем году выйдет срок аренды места под него» (совершенная ложь), и так далее. Но высланные отсюда брошюры и мое письмо заставили притихнуть несколько эти толки.

9 ноября/2 декабря 1904. Пятница.

Никто так ненавидит Россию и не желает ей зла, как протестантские миссионеры. Почему? Да потому, что Россия не дает им развращать себя. Во всех зауряд протестантских изданиях, если встречается что про Россию, так непременно злое и хульное. Вот, например, сегодня даже в такой плюгавенькой газетке, как методистская «Tidings», издающаяся в Токио: «Если Россия победит, то миссии в северном Китае будут обречены на гибель, а сам Китай подпадет под влияние московитов; если победит Япония, то в Китае начнется безмерный прогресс, и христианские миссии станут благоденствовать, как никогда прежде. Да пошлет Бог победу оружию, которое ускорит наступление Его царства!» О, лицемеры и пройдохи!

10/23 марта 1904. Среда.

Был Павел Ооеда, один из самых первых по времени христиан, сендаец, один из первых тоже учеников русского языка, которого первого я хотел послать в Россию для образования для служения Церкви; к счастию, это последнее не состоялось – Правительство японское не позволило, так как Ооеда потом оказался плохим христианином – вот 28 лет как мы с ним не видались, и он обратился в язычника; впрочем, обрадовался свиданию, взял христианские книги, чтоб возобновить знание учения и вместе веру.
Слово «ротан» (русский шпион) обратилось теперь в ругательное по всей Японии; им ругают все друг друга, по какой бы причине не поссорились. Особенно им пользуются политические партии во взаимных ссорах: коли не моей партии, стало быть – ротан, и нет тем оправдания и пощады!


12/25 августа 1904. Четверг.

Японские и английские газеты только и трубят о доброте японцев и о зверствах русских. Но вот и обратная сторона медали. В полученном сегодня 26 номере «Церковного Вестника» пишется:
«На глазах иностранных корреспондентов и военных агентов японцы, скрепя сердце, ухаживали за русскими ранеными и кормили их, но когда были уверены, что за ними не наблюдают, вымещали на них свою злобу, прокалывали грудь штыками, перерезали горло, разбивали ноги прикладами, а голову каменьями, издевались не только над живыми, но и над мертвыми. В деле при Вафангоу, например, видели, как японские кавалеристы кололи и рубили раненых; трупы были потом освидетельствованы и оказались покрытыми десятками ударов (на одном 28 ран), головы и лица рассечены, глаза выбиты и так далее, об этом русским Генералом составлен протокол, подписанный французским, английским и испанским агентами. Был случай, что японцы, взявши в плен семь раненых, напоили их, накормили и дали курить, а потом (полагая, что европейский глаз уже не смотрит) вывели их поочередно из фанзы и перерезали горло. Подобных фактов, надлежаще удостоверенных, набралось масса"…

Азбука веры, Православная библиотека, равноапостольный Николай Японский (Касаткин) Дневники. Том V, 1904
Что ж поблагодарим товарища, упомянувшего дневник равноапостольного Николая Японского (Касаткина). Чтение книг из православной библиотеки, даёт весьма объективную картину.