Ересь гностицизма и .....
263242
405
Pravsib
Рад слышать, Правсиб!
Искренне благодарю тебя за интересную тему!
Она требует серьезного отношения и я обязуюсь на самом высоком научном уровне ее осветить, используя первоисточники, Канон, современные тенденции и исследования признанных ученых.
Смогу так же прокомментировать каждый тезис уважаемого автора приведенной тобою статьи. Ты знаешь, я хорошо знаю вопрос.
Тема потребует не одного десятка постов и я смогу выполнить работу, по выходу из заслуженного бана. Все изложенные мною тезисы будут доказаны фактами.
Потерпи, дружище, недолго осталось. Надеюсь, администрация твой топ не удалит и он станет отличной площадкой для освещения истинного христианства на форуме.
Я знал, что могу на тебя положиться!
Pravsib
Но поскольку тема чрезвычайно сложная и требует понимания терминологии и понятийного аппарата, я выложу для ознакомления заранее серьезную работу человека, посвятившего теме всю свою жизнь - Ганс Йонас "Гностицизм: Гностическая религия":
http://psylib.org.ua/books/jonas01/
Конечно, гностической религии никогда не существовало, так же как нельзя назвать науку - религией.
Но об этом мы поговорим позже.
Pravsib
Еще об этом же, более доходчиво. Тут о.Андрей еще здоровый.

Показать спойлер
Показать спойлер
Pravsib
http://xpectoc.com/biblioteka-tekstov/
Тут читатели могут ознакомиться предварительно с библиотекой текстов из Наг Хаммади в переводе виднейших специалистов с коптского на русский язык и частично с исследованиями, которые мы коснемся в процессе нашей работы.
Вопрос чрезвычайно сложный и вы должны подготовиться, что бы понимать о чем идет речь.
Pravsib
И конечно, Правсиб, всем известную лекцию Андрея Кураева я впоследствии разберу по буквам.
Спасибо!
Для подготовки к дискуссии, еще заранее порекомендую работу Светлова "Гнозис и Экзегетика" - она достаточно сложна, поскольку в ней даются философские основания тому мировоззрению, которое лежит в основе истинного христианства и его связи с мировой культурой того времени - 1-2 веков:
web-страница
ВЫ должны понимать, что первоначальное христианство есть практический Путь к Богу и соответствующее знание - гнозис, а не вера. Христианам не нужно было верить - они знали! Знали от Христа живого. Опыт обожения, опыт рождения Свыше - о чем говорит Новый Завет.
Верующие появились много потом, когда были уничтожены все возможные свидетельства о Христе и Его Учении. Вместе со свидетелями и пришлось верить в указы императора, вместо Христа.
Скажу больше, не нужно даже иных источников, кроме Канона, что бы изложить учение первоначальных христиан. Открытая в 1945 году библиотека в Хенобоксионе, где в глиняных кувшинах в пещерах египетских при императоре Феодосии - после его знаменитых указов, которые я привел ранее подробно на форуме об уничтожении всего, что не соответствует ортодоксии, было спрятано это сокровище - лишь дополняет и уточняет его.
Но Истину уничтожить и запретить невозможно, как и распять Христа - Разум.
Дух Божий.
Именно во Христе мы все воскреснем после рождения Свыше.
Не во плоти, а в Разуме.
Pravsib
Увидел почти тоже самое, но чуть шире, и чуть-чуть в другом ключе.
Можно сказать одно и то же, но почему-то хочется опубликовать, в конце концов:
повторенье- мать ученья.

Показать спойлер
Показать спойлер


То, что Аниото выложил труды свмч.Иринея Леонского- это хорошо, но только кто их будет читать?
Это же труд. А сейчас трудиться дураков нема. Вот я и налегаю на что полегче, на видеолекции.
Pravsib


Раз уж я зашел, то в тему топа я рекомендую читателям ознакомиться с этим роликом на Ютубе из серии "Мифы человечества: христианство до Христа?" (Германия, Нидерланды, 2005 г.).
Замечательное изложение и ведущими программы выступают ученые и исследователи мирового уровня - Элайн Пагельс, автор бесстселлера "Гностические Евангелия". Тимоти Фрек и Питер Ганди, авторы великолепной книги "Иисус и падшая Богиня", которую рекомендую каждому для образования. Ученый, благодаря которому мир впервые ознакомился с Евангелием от Фомы, середины 1-го века и автор многочисленных работ по исследованию античного христианства - Жиль Квиспелл и проч.
Видео выдержано в академическом, научном духе без политиканства и истерии, без ярлыков и хамства.

Поверьте, получите искреннее удовольствие от потраченного времени.
Pravsib
Неискаженное христианство
Недавно, в 2016 м году, вышла работа "Неискаженное христианство и его первоисточники" Евлампиева Игоря Ивановича, профессора СПбГУ, доктора философских наук и автора многочисленных работ по философии и истории религии: http://philosophy.spbu.ru/5939/10990
Работа замечательная, учитывая то как мало в России исследователей по теме. Во многом, с моей точки зрения, спорная но для наших целей на форуме подходит.
В ней дан и разбор некоторых источников раннего христианства, обнаруженных в Наг Хаммади.
Конечно, она так же требует времени, упорства и неподдельного интереса к теме, но дает обильную пищу для ума.
Хочу предупредить читателей, что никто вас не научит христианству настоящему - Пути Христа, кроме вас самих. Никто за вас не пройдет ВАШ путь к Богу. Это упорный, тяжелый и индивидуальный труд каждого человека, занимающий не одну жизнь.
Ни я, ни книги, ни любая организация или Церковь - не сделают за вас вашу работу по преображению человека-животного в Человека-Разумного, работу по преображению вашей природы, раскрытию в вас Искры Божией и в окончании по обожению.
Гнозис - Путь к Богу и он не заключается в усваивании доктрины. Это не ортодоксия. Нельзя совершая обряды ничего достичь - это не магия. В первоначальном христианстве нет "священных книг", оно распространялось изустно и то полезно, то является священным, что помогает стать чище, помогает думать яснее, помогает избавиться от оков судьбы и мысли, помогает подняться над миром в сознании.
Только вы сами! Я лишь хочу дать вам пищу для ума - своеобразную евхаристию, что бы вы имели возможность и стали думать и сами, своей жизнью шли по Пути, который освятит вам Христос.
Откройте двери своего сознания свету Разума.
Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.
Творите добро и будьте милосердны, как милосерден Отец наш Небесный.
Pravsib
Было бы несправедливо обойти молчанием работу выдающегося российского исследователя, историка, коптолога, доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института Мировой культуры МГУ, обладавшую энциклопедическими знаниями и выполнившую одной из первых переводы сокровищ из библиотеки Наг Хаммади на русский язык с обширными комментариями - М. К. Трофимову, "Историко-философские вопросы гностицизма", написанную замечательным языком:
http://xpectoc.com/sites/xpectoc/uploads/uploads/mime/menu/data_sheet/Trofimova_M_k_Istoriko-Filosofskie_Voprosy_Gnostitsizma.pdf
Марианна Казимировна уже не с нами и я погрешу против ее памяти, если не выложу пару слов о ней и ее библиографию работ: https://philologist.livejournal.com/8206633.html
Когда то, в далеком 90-м году, после службы в СА, на втором курсе родного Университета, мне в руки попалась ее книга в соавторстве с доктором исторических наук И.С. Свенцицкой "Апокрифы древних христиан":
https://www.litmir.me/br/?b=587621&p=1 (обязательно рекомендую всем, кому дорого христианство)
И... я пропал! Бездна, Битос, поглотила меня безвозвратно, пока люди вокруг... скирдовали капустный лист. Ее Взгляд...
"Из очей ее крылатых - светит мгла. Трехвенечная тиара - вкруг чела. Золотистый уголь в сердце - мне вожгла!" Эти стихи Блока должны понять те, кто смотрел мой ролик выше "Христианство до Христа?"
Еще с тех самых пор, хранится у меня маленький синий блокнотик, куда я при любой возможности записывал имена, название трудов и цитаты из Юстина, Иринея, Климента, Иеронима, Евсевия и Папия, Поликарпа, проч., и ,конечно, Иисуса, называемого Христом:
Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.
Евангелие от Иоанна, гл.6:35
Так что капустой я не обзавелся, но имею надежду на Хлеб Живый, ведущий в Вечность.

Блок хорошо написал, тут полностью, "Прочь!":
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/blok705.html
Saturnaliya459
И наш всеми любимый сибирский город богат учеными, посвятившими себя детальному изучению вопросов по происхождению христианства, первоначальному этапу развития христианства - называемого теперь гностицизмом, вопросам истории и переводам с греческого и коптского языков творений как ортодоксов, так и первоисточников античного христианства.
Одним из таких ученых, которым может по праву гордится Новосибирск, является Афонасин Евгений Васильевич - доктор философских наук, магистр искусств по специальности медиевистика, профессор Новосибирского государственного университета, главный научный сотрудник Института философии и права СО РАН. Главный редактор журнала ΣΧΟΛΗ. О нем и его работах можно прочесть на его страничке:
http://old.nsu.ru/classics/afonasin/index.htm
или страничке НГУ:
https://nsu.ru/ef/kafedra_ef_pravovogo___obespecheniya___rynochnoi___ekonomiki/afonasin_evgenii_vasil_evich
Я с большим удовольствием представляю его работу "Гнозис. Фрагменты и свидетельства":
http://old.nsu.ru/classics/gnosis/index.htm
в которой достаточно кратко описана внешняя фактура и проблематика явления. Много вниманию уделено известным еще из критических работ ересиологов типа Иринея или Епифания, так называемым "ересям" в христианстве и основным их представителям с научной точки зрения, а не догматического на них взгляда.
Предисловие с понятийным аппаратом и библиографией к работе приведу отдельно:
http://old.nsu.ru/classics/gnosis/aboutme.htm
Эта работа не так объемна, как предыдущие и я очень рекомендую ознакомиться с ней в качестве вводного материала к теме исследования. Она написана научным языком без доктринальных ругательств и шелухи.
На его страничке же находится его небольшая, промежуточная работа к ознакомлению:
"Гнозис в зеркале его критиков. Античный гностицизм в контексте платонической философии поздней античности": http://old.nsu.ru/classics/gnosis/interest.htm
Не могу не отметить, что Евгений Васильевич впервые, со времен искаженного доктринальной правкой перевода Н. Корсунского в 1892 году, перевел основополагающий труд Климента Александрийского (2-3 вв) - "Строматы. Гностические заметки в воспоминание об истинной философии":
http://old.nsu.ru/classics/stromateis/index.htm
Семь книг Стромат или "Ковров" не являются цельным трактатом. Скорее, их можно назвать собранием сочинений разных лет, своего рода Variorum, составленных и отредактированных самим автором. Текст Стромат обладает большой степенью повторяемости: одни и те же идеи, иногда почти буквально, встречаются в различных книгах, внутри одной книги или даже в пределах одной главы. Предметы, которых Климент касался в своих трудах, в основном связаны с представлениями о тайной жизни, тайном знании и эзотерической традиции этого знания, которая ведет к истинному гносису, который он противопоставляет различным вариантам ложного гносиса.
«По мере необходимости, гностик обращается к тому, что позволяет упражнять гносис, усваивая из каждой науки то, что ведет к истине. Так, изучая музыку, он постигает гармонические соотношения, посредством арифметики усматривает законы сложения и вычитания чисел, их взаимное отношение и то, как разнообразные вещи подпадают под одну и ту же пропорцию; посредством же геометрии он научается созерцать чистые сущности и постигает непрерывные протяженности и неподвижные тела, отличные от физических тел. А через науку астрономии, вознесшись разумом над землей, он поднимается к небесам и следует за их движением, исследуя вечные божественные явления и постигая их взаимное соотношение… Используя же диалектику гностик, вычленяя виды и роды, постигает разделение сущностей, дойдя до знания самых первых и наипростейших (Strom. VI, 80, 1–4)
«… философствующие эллины сознательно закрывают свои уши и не слышат истины … Эту чувственную и самолюбивую философию апостол называет “мудростью века сего”, поскольку учит она только об этом мире и о том, что в нем, во всем следуя указаниям тех, кто в этом мире правит. Поэтому эта частная философия очень элементарна, в то время как действительно совершенное знание выходит за пределы мира, обращаясь к умопостигаемому и более духовному … И не побоюсь сказать (ибо такова гностическая вера), что такой человек знает все и все понимает, достоверно схватывая то, что для нас труднодостижимо. Он есть подлинный гностик, и такими были Иаков, Петр, Иоанн, Павел и другие апостолы … Гносис ведь есть ни что иное, как нечто свойственное разумной душе, направленное на ее упражнение, чтобы благодаря гносису она смогла достигнуть причастности бессмертию (Strom. VI 67, 1 – 68,3)».
http://old.nsu.ru/classics/gnosis/ethics_gnosis.htm , прочтите пожалуйста эту выжимку! Вы будете поражены!
Это поистине масштабная работа, выполненная на высочайшем уровне (хоть и с небольшими замечаниями), к которой мы не раз еще вернемся во свидетельство истинному христианству, в доказательство тому, что гнозис это не пугало позднее, которым его оболгавшие ортодоксы (физически уничтожив и людей и их писания), пугают своих детей перед сном. А самое христианство и есть:
Истинный гностик, "образ и подобие Божие", именно таков. Подражая Богу, насколько это возможно, не пренебрегая ничем из того, что может усилить это подобие, он воздержен, постоянен, старается жить праведно, господствует над своими страстями, делится с другими тем, что имеет, по мере сил распространяя вокруг себя добро и словом и делом.
Тит Флавий Климент, святой и учитель христианской Церкви.
Pravsib
Очень хороший разбор гностицизма, доступным языком, и не много.

web-страница
Pravsib
На этом, пожалуй, закончу, приведенных материалов достаточно для понимания что почем.
Ну разве что особенно понравится и не запрещено на этом ресурсе.
Pravsib
Во-первых, зачем затеял потешное соревнование, у кого подсолнух больше? Во-вторых раз затеял забаву, так держи фирменную марку, то есть пости в теме сообщения в натуральный текст с ссылками на источники древних и современных авторов свитков, книг (их до кучи). Тексты цитируй.
В - третьих, про ересиархов (отцов гностицизма) копай глубже, опиши кто они, в чем заключается суть, какие имеют быть в учении гностиков ошибки.
В - четвертых учись у давнего конкурента, постить текст. Чтобы интересней было читать.

Публикуемая литература в Библиотека православного христианина (НФ)., возможно, найдет своего читателя. Во всяком случае, кто захочет, тот прочитает какой-нибудь писательский труд.
Pravsib
Да, не густо... Но, ресурс то какой!
"Православие. Самодержавие. Народность." Это очевидно слова Христа? Нет..
Это тезис графа Сергея Семеновича Уварова (1786—1855). Будучи убежденным реакционером, он взял на себя труд идейно обеспечить правление Николая I (известный христианин!)). Как говорят православные, "окормить". В 1833 г. император Николай I назначил С. С. Уварова министром народного просвещения. И новый министр, извещая циркулярным письмом о своем вступлении в должность, в том же письме заявил: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности». И, на мой взгляд, сделал это успешно- его дело живет и сейчас:
Русский, преданный Отечеству, столь же мало согласится на утрату одного их догматов нашего Православия, сколько и на похищение одного перла из венца Мономахова. Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия...
И так далее. Не правда ли, как сам Правсиб сказал?
Большие специалисты по гнозису оба.) Впемя Николая 1, как мы знаем, прославлено христианскими добродетелями. Но мы не о нем... Пока опустим остальные перлы.
Главное, гностицизм, по словам Катасонова, имеет удачное сравнение с Лернейской гидрой:
дочь Тифона и Ехидны, чудовище с ядовитым дыханием, обитавшее в подземных водах. Описывалась как змея либо с семью, девятью или даже пятьюдесятью головами. По другим источникам, чудовище с сотней шей, вырастающих из туловища. Вместо одной отрубленной головы у неё вырастали новые две (по другим источникам - три), а одна голова (средняя) была бессмертна и извергала пламя...
что ересь гностицизма была побеждена Святыми Отцами внутри Церкви, а тяжелым камнем, привалившим место захоронения чудовища гностицизма, стали их обличения, которые дошли до нас. Но, увы, гидра гностицизма успела разложить свои яйца за пределами церковной ограды. Поэтому из них вылупились маленькие змейки, которые стали встречаться в больших количествах на тех территориях, которые принадлежат философии.
Святые Отцы молодцы, конечно - с помощью имперской власти и войск, путем костров, террора и отъема имущества, сожжения книг и высылки - таки победили "гидру", мешавшему императорам контролировать население и единомыслию. Зачем людям знать ответы на вопросы: «Кем мы были? Кем стали? Где мы были? Куда заброшены? Куда стремимся? Как освобождаемся? Что такое рождение? Что возрождение?» Не надо, все вопросы и ответы на них будут даны в Церкви в установленном порядке и уполномоченными на то властями предержащими, людьми.
Но, как видим, сегодня опять Православие опасносте!
«Троянским конем», с помощью которого еретики-гностики пытались уничтожить христианство, была философия. Сегодня повторяется та же самая история. Православие находится в опасности.
Но самое интересное еще в эпиграфе, вы заметили? "Наше время - время всяких подделок и фальсификаций. Церковь подменена христианством.." Беда какая, христианством подменена Церковь Правсиба..) Ужас!
Я обязательно позже детально прокомментирую этот памфлет от Катасонова, в котором все что есть смешано (ведь синкретизм - умное слово применено!)) в одну кучу. У него и по экономике подобной же ценности заключения, как я не раз замечал ранее. Идет постоянное внушение неприятия философии:
Но если изучать внимательно философские теории и учения последних веков и сегодняшнего дня, то увидим, что почти все они заражены вирусом гностицизма...
Я, будучи «непрофессионалом», не дерзаю сильно погружаться в тему. Но вот что я хочу показать на примере ереси «христианского гностицизма»: Церковь стала «разъедать» (как железо разъедается серной кислотой) философия.
Автор признался - после стольких эпитетов (!), что он не профессионал, но философия разъедает Церковь! Очевидно, это ему его "духовник" подсказал? Странно...
Первоначальные христиане, Отцы Церкви - апологет Юстин Философ, Климент Александрийский из ортодоксов, каппадокийцы Василий Великий и Григорий Богослов, я уже про многочисленные христианские школы не говорю - для них не стоит вопрос о том, зачем христианину философия, потому что христианство — это и есть истинная философия. Философия как не что-то оторванное от жизни и замкнутое в узкие пределы школы, а как сама жизнь, доступ к истинному бытию - что и есть Гнозис по сути. Есть много путей к Богу у разных народов. Эллинам Бог дал для этого философию, а христианам - веру и гнозис! Святитель Григорий Чудотворец, который в молодости восемь лет был учеником Оригена, рассказывает о своем учителе: "Он требовал, чтобы я занимался философией, собирая по мере своих сил все, какие только есть произведения древних и философов и поэтов, не исключая и не отвергая ничего, ибо я еще не мог иметь своих суждений об этом.." В «Благодарственной речи» Оригену он говорит о самопознании как о важнейшей составляющей христианского образования:
Это действительно — самая прекрасная задача философии, которая именно приписана и преимущественнейшему из пророческих духов, как мудрейшее повеление: познай самого себя
!!!
А, например, святитель Василий Великий, комментируя стих из Второзакония (15:9), начинающийся словами «внемли себе», рассматривает его как как аналог дельфийского «Познай Самого себя»: «Но внемли себе, то есть душе своей. …Исследуй себя самого, кто ты; познай естество свое…». «Самая прекрасная задача философии» — самопознание, это столп гностического, истинно-христианского мировоззрения, но это утаили от уважаемого автора статьи. Или христианство изменилось с того времени?
Возможно в современном православии что то не так? Раз оно так борется с философией? Раз она так страшна ему, что разъедает его тело? До нас дошли слова Климента Александрийского, который был думаю поболее сведущь в христианстве, чем Катасонов:
Если такова у них вера (ибо не буду говорить знание), может быть упразднена философским аргументом, то пусть будет упразднена: этим они всего более подтверждают, что не владеют истиной
. Они исчерпывающе характеризуют и автора статьи Правсиба и тех, кто его "окормляет".
Даже сам митрополит Илларион (Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, постоянный член Священного синода - я цитировал его в топе "Свобода Вероисповедания", приводил суждения Николая Бердяева и других религиозных философов в подтверждение тезисов православия.
Очевидно, ни тот, ни другой Правсибу и Катасонову - не указ.
Ну а что касается микса на гностическую тему в указанной статье, то вы легко можете оценить уровень его содержания исходя из выложенных мною исследований по гностицизму выше.
Позже я вернусь к этому вопросу.
Pravsib
Так, ты сам начал постить ссылки, к тому же без текста в сообщениях про гностицизм. Ему ничего не остаётся, как в ответ тебе перед носом махать перчаткой.

Пиши таким образом текст, чтобы проходило. Начни с самого простого, опиши, по древним источникам, кто такие гностики, в чём учение заключалось, что они проповедовали, чем отличались от Апостольской Церкви. Что в Библии признают, чего отрицают. Раскрой всю сущность учения гностиков.
Пользуйся такими маневрами в ссылках, как православных, так и не православных, как пользуется Феникс, например.

Скорей мученик Иустин Философ, чем Юстин. "Разговор с Трифоном-иудеем" относится к апологетическому труду. Читал его труд.

Немного отходя от темы, скажу, что я когда-то проводил статистику среди религиозных организаций католического и протестантского толка. Так, черпал всю информацию из официальных зарубежных источников. И ничего не рассыпался, пуп не надорвал.
Pravsib
Ранее я сослался на американского исследователя по истории религии, Элейн Пэйджелс, которая участвовала в подготовке первого полного издания собрания рукописей Наг-Хаммади на английском языке, опубликованного в США в 1977 г. и ее работу "Гностические Евангелия":
Гностические Евангелия Она окончила Стенфордский университет. Получила степень доктора философии в Гарварде. В 1974 г. возглавила департамент религии Барнард-колледжа при Колумбийском Университете.
С 1982 г. Элейн Пейджелс — профессор истории раннего христианства в Принстонском университете.
В аннотации к работе сказано:
Элейн Пейджелс проводит потрясающее исследование: сравнивает разные взгляды первых христиан на Бога, Церковь, личность Христа. Во времена зарождения христианства не было единства. Она показывает, почему и как разошлись пути гностиков и ортодоксальной церкви. Что за тайное знание было у первых христиан. В какой момент одна версия христианства стала превалировать над другой. И какую роль сыграли политические интересы.
В 2007 г. её имя включено в список ста гениев современности на основе соцопроса среди британцев. Она участвовала как ведущая в ролике "Христианство до Христа" выше.
Показать спойлер
В декабре 1945 г. арабский крестьянин сделал фантастическое археологическое открытие в Верхнем Египте. Обстоятельства этой находки скрыты — возможно, потому, что открытие было случайным и тексты поступили на черный рынок нелегально. Даже спустя годы личность открывателя оставалась неизвестной. Одна молва утверждала, что это был кровный мститель; другая - что он обнаружил находку вблизи местечка Наг-Хаммади, у подножия Джебель аль Тариф, горы с более чем 150 пещерами. Природные по происхождению некоторые из тех пещер были вырублены и разрисованы; они использовались в качестве захоронений еще шестой династией, то есть 4300 лет тому назад.

Спустя 30 лет сам открыватель - Мохаммед Али аль-Самман поведал, что случилось тогда. Незадолго до того как он и его братья решились на кровную месть за своего отца, они оседлали своих верблюдов и отправились к горе Джебель копать сабах - мягкую почву, которую они использовали в качестве удобрения для своих урожаев. Копая вокруг большого валуна, они наткнулись на красный глиняный кувшин высотой почти метр. Мохаммед Али не решался трогать его, полагая, что в кувшине мог обитать джинн или какой-нибудь злой дух.

Но, сообразив, что в кувшине может быть спрятано золото, он поднял молоток, разбил кувшин и обнаружил внутри 13 папирусных манускриптов, завернутых в кожу. Вернувшись домой в аль-Каср, Мохаммед Али бросил книги и разрозненные листы папируса на сложенную на земле солому рядом с печкой. Умм-Ахмад, мать Мохаммеда, признавалась, что она сожгла много листов папируса вместе с соломой, так как использовала ее для разведения огня.

Спустя несколько недель, как рассказывал Мохаммед Али, он и его братья отомстили за смерть отца, убив его предполагаемого убийцу Ахмеда Измаила. Мать предупредила братьев, чтобы они держали свои мотыги наточенными: когда они узнали, что враг их отца находится где-то поблизости, братья воспользовались предоставленной возможностью, «отрубили ему руки и ноги... вырвали сердце и съели, разделив его между собой, как заключительный акт кровной мести».

Опасаясь, что полиция будет расследовать убийство и может нагрянуть в их дом, а следовательно, обнаружить рукописи, Мохаммед Али попросил священника Аль-Куммуса Базилиуса Абдель Масиха сохранить у себя один или несколько манускриптов. Когда Мохаммеда Али и его братьев допрашивали в связи с убийством, местный учитель истории Раджиб увидел один из манускриптов и предположил, что тот имеет какую-то ценность. Заполучив манускрипт от Аль-Куммуса Базилиуса, Раджиб отправил его своему другу в Каир, чтобы тот узнал, насколько ценным он является.

Проданные на черном рынке в Каире через антикварных дилеров, манускрипты скоро привлекли внимание представителей египетских властей. В результате драматических коллизий они — как мы скоро узнаем — купили один и конфисковали десять с половиной из 13 манускриптов в кожаном переплете, называемых кодексами, и отдали их в Коптский музей в Каире. Но большая часть 13-го кодекса, состоящего из пяти необычных текстов, была незаконно вывезена из Египта в Америку для продажи. Молва об этих кодексах скоро достигла профессора из Утрехта Жиля Квиспела, выдающегося нидерландского историка. Взбудораженный известием о необыкновенном открытии, Квиспел обратился в Фонд Юнга в Цюрихе, чтобы купить кодекс.

Когда Квиспелу удалось приобрести кодекс, он обнаружил, что некоторые его страницы были утеряны. Тогда весной 1955 г. он отправился в Каир, чтобы попытаться найти утерянные страницы в местном Коптском музее. Прибыв в Каир, историк тотчас же отправился в музей, попросил на время фотографии некоторых текстов и поспешил обратно в свой отель, чтобы расшифровать их. Расшифровав первую строку, он вздрогнул и не поверил своим глазам, прочитав: «Эти сокровенные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал близнец Иуда Фома». Квиспел знал, что его коллега Х.-С. Пюэш, используя записи другого французского ученого, Жана Доресса, отождествил начальные пропущенные строки с фрагментами греческого Евангелия от Фомы, найденного в 1890-х.

Но с открытием всего текста вставали новые вопросы: был ли у Иисуса брат-близнец, как утверждалось в данном тексте? Действительно ли данный текст был аутентичной записью того, что говорил Иисус? Согласно названию рукопись содержала Евангелие от Фомы, но непохожее на другие евангелия Нового Завета; автор идентифицировал его как тайное евангелие. Квиспел также обнаружил, что оно содержит многие известные высказывания из Нового Завета; но эти высказывания, помещенные в незнакомом контексте, наводили на иные смысловые значения. Другие отрывки, найденные Квиспелом, полностью отличались от какого-либо христианского предания; в одном из них, например, «Иисус живой» говорит загадочными и лаконичными словами, подобно коанам дзена:1::

Иисус сказал: «Если ты вынес наружу то, что внутри тебя, что ты вынес наружу - спасет тебя. Если ты не принес то, что внутри тебя, оно разрушит тебя».

Текст, который Квиспел держал в руках, - Евангелие от Фомы -был всего лишь одним из 52 текстов, найденных в Наг-Хаммади. Скрепленное с ним в том же свитке Евангелие от Филиппа, приписывает Иисусу деяния и высказывания, совершенно отличные от тех, какие мы встречаем в Новом Завете:

...собеседник [Спасителя] есть Мария Магдалина. [Но Христос любил] ее больше чем [всех] учеников и обычно целовал ее [часто в губы]. Остальные [ученики обижались]... Они говорили ему: «Почему ты любишь ее больше, чем всех нас?» Спаситель отвечал и говорил им: «Почему я не люблю тебя, как (я люблю) ее?».

Другие высказывания из этого манускрипта критикуют общепринятые христианские представления, такие как непорочное зачатие или телесное воскресение, как наивные недоразумения. Еще один текст в том же свитке, Апокриф (буквально «тайная книга») Иоанна, начинается с того, что автор выражает готовность открыть «мистерии и вещи, сокрытые в молчании», которые Иисус преподает своему ученику Иоанну.
Мохаммед Али позже утверждал, что некоторые тексты были потеряны: сожжены или выброшены. Но и то, что осталось, было удивительным: 52 замечательных текста ранних веков христианской эры — включая собрание ранних христианских евангелий, неизвестных прежде. Кроме Евангелия от Фомы и Евангелия от Филиппа находка содержала Евангелие Истины и Евангелие египтян, авторы которых определяли эти книги как «[священные книги] Великого Невидимого [Духа]».

Еще одна группа текстов приписывалась последователям Иисуса: Апокриф Макова, Апокалипсис Павла, Письмо Петра к Филиппу и Апокалипсис Петра.
То, что открыл в Наг-Хаммади Мохаммед Али, — это вскоре стало ясно — оказалось коптскими переводами, сделанными почти полторы тысячи лет назад, еще более древних манускриптов. Сами оригиналы были написаны на греческом - языке Нового Завета; как выявили Доресс, Пюэш и Квиспел, часть из них была открыта археологами 50 лет назад, когда те нашли несколько фрагментов подлинного греческого текста Евагелия от Фомы.

О датировке самих манускриптов не существует больших споров. Рассматриваемые папирусы имеют кожаные переплеты, и поэтому коптские рукописи относят к 350-400 гг. н.э. Но ученые спорят о датировке исходных текстов. Некоторые из них не могли появиться ранее 120-150 гг. н.э., так как Ириней, ортодоксальный лионский епископ, заявляет в 180 г., что еретики «похваляются тем, что обладают большим числом евангелий, чем есть на самом деле»; он жалуется, что в его время такие писания уже имели широкое распространение - от Галлии до Рима, Греции и Малой Азии.

Квиспел и его коллеги, впервые опубликовавшие Евангелие от Фомы, определили дату для подлинника - 140 г. н.э. Некоторые считали, что, поскольку те евангелия были еретическими, они должны были быть написаны позже, чем новозаветные евангелия, которые датировались 60-110 гг. Но недавно профессор Гарвардского университета Гельмут Кестер предположил, что собрание изречений в Евангелии от Фомы, хотя и составленное в 140 г., может включать некоторые традиции, даже более древние, чем евангелия Нового Завета, «возможно, как первой, так и второй половины I века» (50-100 гг.), то есть более ранние, чем Евангелия от Марка, Матфея, Луки и Иоанна.

Ученые, исследующие находки Наг-Хаммади, обнаружили, что в некоторых рукописях повествуется о происхождении рода человеческого в терминах, очень отличающихся от тех, что обычно встречаются в Книге Бытия. Свидетельство Истины, например, повествует о райском саде с точки зрения змия! Здесь давно известный змий, появляющийся в гностической литературе как принцип божественной мудрости, убеждает Адама и Еву разделить знание, в то время как Господь грозит им смертью, ревниво пытаясь отвратить их от получения знания и выгоняя из Рая, когда они достигают такового13. В другом тексте, таинственно озаглавленном Гром. Совершенный Ум, повествуется о женской божественной силе с необыкновенно певучим и прекрасным голосом:

Итак, я есть первая и последняя, Я почитаемая и презираемая. Я блудница и святая. Я жена, и я дева...
Я бесплодная и имеющая множество сынов...
Показать спойлер
Приятного вам прочтения!
Пока я давал суммарные исследования, описывающие определение гностицизма (которого так и нет на сегодняшний день и быть не может, как не существует никаких догм на Пути к Богу), среду и историко-философские вопросы с ним связанные. Мы не касались конкретики текстов.
В дальнейшем я постараюсь уделить этому больше внимания.

Приведенные исследования - обширны, трудны для усваивания не подготовленным человеком и требуют много времени на освоение. Поверьте, их недостаточно пробежать взглядом по диагонали. Как и Канон, что бы в нем начать улавливать смыслы и детали, их нужно и перечитывать, не торопиться с усвоением.
Результат не заставит себя ждать - у вас откроются глаза.
Неплохо, для начала. Многие спят все свое существование и, думая что они живы, мертвы.

Никуда не торопитесь - у нас с вами вечность.
Но в то же время, времени нет совсем... Вы потом поймете, о чем я.
Об одном прошу - думайте! Многознание уму не научает, но...
Все что есть у нас с вами - реальность, которую необходимо видеть под покровом Мифа.
Оглянитесь вокруг себя - вы не видите и не знаете, что происходит. И себя вы не знаете.
Мир живое существо, это тело Творца, Космократора и оно играет с вами само, помимо иных иллюзий.

Познай самое Себя!
Saturnaliya459
Я скажу больше, мир вокруг и мы с вами это призраки, которые "думают" что являются свободными субъектами, а на деле лишь тени, которые выполняют задачи Рока.
Мы не свободны и не знаем себя - знаем лишь форму. Мы все куклы.
Нами играют мощные силы, кукловоды - Архонты этого мира. Это не земное начальство совсем.
Павел говорил о них как о Духах злобы Поднебесных, властях и силах мира сего. Я потом все покажу из Канона
Конечно, вы думаете, что ну... рехнулся человек на почве религии..)
Придет, я надеюсь время, когда я вам расскажу то реальное, что мне пришлось пережить и если вы сами, на собственном опыте, перенесете подобное - вы никогда не останетесь прежними.
Я чужд всякой религиозности, но не чужд научному методу познания мира - эмпирическому.
И когда покрывало Изиды приподнимается - поверьте, суета и грохот мира вас будут интересовать меньше всего. Как и величие любое и прочие иллюзии.

Познай самое Себя! Вы не то, что вы о себе думаете.
И мир это не набор случайностей, над которыми вы властны - у вас и волосы на голове все сочтены!
Ваш бог - Судьба, и вам максимум на что можно рассчитывать, так на свой Род.
Помните, то что я говорю уже давно научно - фенотип есть краткое и не полное проявление генотипа.
Все мы фенотипы, расходный материал. Ограниченный и не субъектный.
Что внутри нас? Что живет миллиарды лет? Что остается в тени, накапливая опыты порождений?
Ведь онтогенез есть краткое и неполное повторение филлогенеза?! Задумайтесь.
Гностики, настоящие христиане это первые ученые - они всегда были и будут. Они это знают давно.
Христос принес Благую Весть об мире Ином, откуда все Мы родом и где мы не объекты.
Платон называл это миром Ума, миром Идей, эйдосов. Бог есть Ум в котором живы Его Идеи.

Начните думать. Все ваши жизненные рефлексы от Противодействующего Духа, в коллективном бессознательном, от Мира сего, которые не дают вспомнить, что мы дети Отца Живого! Мы - падшие Боги.
Но мы напились из источника Леты.
Христос Разум есть Вода Живая, ведущая в Жизнь вечную и это не образ и не сказка. Тление не наследует нетления. Разберитесь, что в вас от мира Сатаны - от животного и что в вас от Духа.
Искра Божия в вас, а вы - Храм Божий и не свои.
И эта Искра - Вы!

Проснитесь! Познай самое Себя!
Anioto
Вот странное дело, ну не хочется мне спорить еще и с тобой, хотя и надо. Потому что ты,
по сути, отступаешь от Православия. Ну такова интеллигенция, и с этим ничего не поделаешь.
Зараза "просвящения" слишком сильно внедрилась в вас. И это без вмешательства Божия не искоренить!

У меня такое впечатление, что ты не прочитал моего даже первого поста и ссылки там, текстовой!
Все, что ты мне предъявляешь там изложено. Ну прочитай внимательно!

Единственная моя поправка, разъяснение, не на "эзоповом", дипломатическом языке, а на простонародном,
чему я следую: коснусь только одного, но главного:
Во всех этих "Евангелиях"и прочих мнениях, подвергается сомнению и осмеянию основа Православия-
спасение людей посредством жертвы Христовой! И как одного из главных путей- Причастия!
Именно об этом говорит этот священник, но слишком завуалированно на дипломатическом языке.
Для вас, либеральных "православных", это конечно "терра инкогнито", а для простых православных-
дерьмо собачье! Попытайся это понять.
Я пытаюсь понять твое мнение, и вижу что оно дегенеративно.

О чем говорят "Евангелия" от " смеющегося Христа",-смеющегося во время Причастия- о том, что Христос
якобы издевается над причачающимися. Над теми кто поверил Ему!- Ну подумайте вы об этом!
Хотя, конечно, у вас думалка искорежена гностицизмом. И это приговор.
Pravsib
Скажи,правсиб,а кто конкретно тогда спасся,ну в момент жертвы христовой?Кому такая халява привалила-греши всю жизнь,а потом раз,и за тебя все грехи твои кто-то искупил.Как погрязали людишки до распятия его во грехах,так ипосле продолжали,и продолжают и по сей день.Нет,редкие особи конечно над собой работают,зверя своего в клетку загоняют и держат там,но это ,правсиб не по мановению,а тяжким душевным трудом всей жизни.
Сам человек должен себя из болота греха за волосы вытянуть,а не чья то смерть мученическая,а уж тем более не распитие кагора с закусыванием булочкой в специально отведеном месте.
Badger211
а тяжким душевным трудом всей жизни.
По человечески должен вас предупредить, что все направления в христианстве, которые требовали от православных личной святости и тяжелого труда по преображению и обузданию их животной природы - были объявлены еретическими, осуждены и рассеяны, а против некоторых были высланы войска.
Таковы, например, донатисты - полностью те же православные. Монтанисты и проч.
Понимаете, православные приняли такие Правила, что святость - не требует безгрешности!
Более того, в другом топе я показывал, что святость Сана и святость Церкви - не зависят от "святости" ни ее членов и ни священнослужителей! К этому даже Августин руку приложил и обосновал богоугодность наказания, вплоть до лишения жизни..
Это называется Предание Святых Отцов. В православии Писание не на первом месте по Святым Отцам!).
Вы думаете я проявляю иронию? Отнюдь! А вы требуете от них "тяжкого душевного труда всей жизни".. Человеческая жертва за грех это иудейское... Догмат об искуплении – это сердце православной веры:
В настоящее время активно действуют силы, которые хотят реформировать христианство в духе гуманизма и либерализма, осмеять учение о первородном грехе, унаследованного от Адама его потомками, изъять из сотериологии искупительную Жертву Христа и создать иное христианство в гностическом духе, где Христос выступает в роли учителя, и только в этом смысле является спасителем.
http://www.pravoslavie.ru/37403.html
Вы поймите, ведь Правсиб не таким родился - его так обтесали. Как...
Но тогда с еретиками бороться появляется время!
Ведь до православия, до установления догматов - не было и ереси. Там где появляются православные, всегда появляется ересь! Напримар, как сказал выше Правсиб - просвещение! И философия!
Именно их Правсиб предлагает искоренять с "Божьей помощью"!
Вообще любое отличное мнение (это, видимо, не касается тех, кто "от Бога" - властей предержащих).

Но Правсиб правильно подметил главное, первоначальное гностическое христианство не признает догматы об искуплении грехов крестной жертвой, "таинство" Причастия и требует личного жизненного подвига для обуздания в себе Зверя и рождения Свыше, от Духа. Требует личной безгрешной Святости учителей. Как и многое другое - рождение от Девы, воскресение плоти, и проч.
Badger211
Истинное христианство не признает первородного греха и главное, основным "грехом" в нем является невежество! У как видим у православных основной грех это - Знание, просвещение.
Это противоположные мировоззрения, одно основано на индивидуальном пути к неизреченному Богу-Духу, как пути преображения и познания Божественного в себе, имея себе Спасителем живой Разум - Христос.
Второе на массовой вере в божественность Епископа и собрания верующих, имея спасителем распятого когда-то "человека - Бога", качества которого определены на Соборах, созванными императором.
Помните прекрасную иллюстрацию из книги Бытия?
15И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь...
И сказал змей жене: нет, не умрете,
5но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло....
И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
22И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. Бытие, гл.2-3
23И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
Вполне себе откровенно описаны все причины "грехопадения" и мотивация Божества.
Такой у них Бог. Поэтому познание Добра и Зла у православных грех великий, а у первоначальных христиан - гностиков первая и главная добродетель.
Христос, в противовес Богу православных, обещает ученикам Своим Жизнь Вечную и не лжет им.
У православных это один и тот же Бог как то получается.
Pravsib
Поскольку топ посвящен "ереси" гностицизма - чему я не возражаю, поскольку греческое слово "ересь" означает - школу, направление, выбор и для меня не несет негативного оттенка, то я хочу выложить из приведенной выше литературы немного конкретики.
Это будет три или четыре поста с довольно трудным материалом, но это необходимо - что бы вы понимали суть этого явления и его место в античном мире не по статейкам Катасонова, а имели материал от серьезных исследователей. Я избавлю себя от кавычек, цитат и ссылок, поскольку выше дал источники.
Дайте себе труд усвоить его, вам это вернется сторицей.

Творчество александрийских экзегетов (Оригена, Тита Флавия Климента) и Плотина склонно к единой схематике онтологических постороений и – в целом – характера мировосприятия. Сам гностицизм – не являясь порождением исключительно эллинизированного иудаизма, греко-восточного синкретизма, "первоначального" христианства, – возник и существовал как выражение той же установки сознания, что и учения Климента, Оригена, Плотина... Триадическая экспликация темы бытия была господствовавшей в философии второго века. Она основывалась на "этизации онтологии" и "космологизации" Платоновских бытийных триад.
Мышление в его первоначальном варианте имело корни в тех же гнозисных структурах: а именно в представлении о фундаментальном тождестве "искры абсолютного" в человеке и Первобожества. Учения Климента, Оригена, Плотина о Первом Божестве не просто имеют ряд общих черт, но основаны на родственных апофатических воззрениях.... Учения перечисленных авторов о Втором Начале (Логосе-Христе, Уме) столь же близки друг другу. Они вписываются в общую установку субординационизма и базируются на античной диалектике Абсолютного Ума, слитой с гнозисными интуициями созидания как отпадения (это важно!).
Понятие "эманации" характеризует лишь образную сторону учения Плотина о созидании высшими началами низших... Философия и богословие в первые века нашей эры не выступают двумя осознанно различными феноменами, их близость позволяет говорить о т. н. "философской религии", наиболее полным выражением каковой являлся неоплатонизм (тогда не было "богословия" в нашем понимании). Полемика первого – третьего веков о природе Абсолюта (имеет ли он интеллектуально-бытийный, или сверхинтеллектуальный и сверхбытийный характер) приводит к четкому выявлению двух способов философствования, которые можно технически обозначить как "интеллектуализм" и "платонизм".
Вопрос о происхождении гностицизма вызывал и до сих пор вызывает дискуссии. Полагается, что ближе к истине та точка зрения, согласно которой гностицизм исторически связан с эсхатологическими и дуалистическими представлениями I в. до н. э. I в. н. э., где бы они не обнаруживались. Сущностным является то, что при анализе сообщений о гностиках авторов первых веков по Рожд. Хр. и гностических рукописей из "Библиотеки Наг-Хаммади" удается выявить целый ряд общих моментов, объединяющих самые разные гностические школы (и тексты).
Основанием для гнозисного мироощущения является убеждение в фундаментальном, безусловном единстве Высочайшего Начала и абсолютного в человеке ("пневмы", "ума", "искры", "печати"). Абсолютное в человеке мыслится как нечто запредельное привычной соположенности души и тела, а поэтому оно незнакомо "эмпирическому я". Пробуждение его –чудо, ибо оно превращает в несущественную и несущую данность всю привычную "эмпирическому" человеку реальность. Это тождество порой признается превышающим не только феномен "я", но и слово "Бог" (Творец мира). Чудо-пробуждение внутреннего человеку начала аналогично чуду созидательной деятельности Сверхсущего (в большинстве гностических "аретологий") Отца и, по сути, есть образы одного и того же процесса, который метафорически может изображаться в виде "зова", т. е. созидания через творческий Логос. Как возгорание в человеческом существе его "искры" приводит к обретению полноты знания-ведания (гнозиса) от того, кто дарует пробуждающее Откровение, так и творческая активность Отца создает Плерому ("полноту") гнозиса, являющегося само-знанием Божества. Составляющие Плерому эоны – это и самостоятельные, мифологизированные (введенные в определенную историософскую плоскость) персонажи, и субстанциализированные имена-предикаты Отца.
Подобное единство, скрепленное Плеромой, ставит вопрос об окружающем "гностического человека" Космосе. Рассмотрение исторического и текстуального материала позволяет примкнуть к трактовке гностицизма как "монодуалистического" течения (в отличие от иранского дуализма, нашедшего выражение, например в религии Мани). Это означает, что зло не-субстанциально, что оно является результатом ошибки (блуда, дерзновенного самомнения) одного (или нескольких) из чинов Плеромы.
Первое создает все, но оно не несет вину за зло, которая сосредотачивается в деятельности Второго начала.
Показать спойлер
Ошибка требует искупления и имеющие чаще всего космогонический характер проповеди и откровения гностиков рассказывают о предыстории и путях этого искупления. В принципе все существование отпавшего, низшего ("нашего") Космоса наполнено этой спасительной деятельностью Плеромы (помните, Пронойя, которая утаена в Адаме и Христос Разум - совокупный плод Плеромы).
Именно она составляет символическую "изнанку" истории телесного сущего.
Человеку уготовлена особая роль в истории чувственного Космоса. Созданные по образу высших, "плеромных" сущностей (напр. "Небесного Адама"), он является местом столкновения противоборствующих сил. Низшее (телесно-душевное) держит в психологической "небытности" высшее, и поэтому, в конечном итоге, лишь благой Промысел Провидения позволяет гностикам говорить о предопределенности спасения если не всех живущих, то, по крайней мере, части ("пневматиков").
Архетипическим примером спасения, также как и Спасителя, дарующего онтологическое Откровение, является для большинства гностических школ второго века Христос. Гностическая христология, экзотичная и сложная, тем не менее позволяет увидеть в этой фигуре средоточие структуры Космоса (дублирующейся Христом при нисхождении от "высших небес") и, одновременно, сотерическую перспективу человека., при условии обретения Откровения как важнейшего условия для познания и спасения.
Изложенная парадигма наполняет мысли культуры второго – начала третьего веков: императорский культ, как идеологический центр язычества, в том числе и вполне политически лояльной платонической философии; аллегорическое истолкование мистерий, прямо связанное со стоической и платонической мыслью; феномен "философской религии". Последний феномен очень существенен, ибо он сближает парадигму неоплатонического мышления с богословием нарождающегося христианства, а прежде всего с Климентовой концепцией "ведающей веры". Согласно представлениям языческих философов теоретическое мышление угодно богам, поскольку природа Плеромы первичного умопостигаема. Несмотря на то, что некоторые из неоплатоников – например, Ямвлих в трактате "О египетских мистериях", – возражали против чрезмерных претензий разума на самостоятельное восхождение к Богу, против чрезмерной рационализации теургии и истолкований древних мифов, в целом неоплатонизм будет именно "философской религией".
И Плотин, и Прокл, и Дамаскин станут уверять, что именно философствование показывает нам лик истинной религиозности.
Хотелось бы больше сказать - возможно в будущем, о взаимной критике язычества и христианства, развивавшейся именно во II в. н. э. Проанализировать, с одной стороны, реконструируемое по апологии Оригена "Против Цельса" "Правдивое Слово" Цельса (платоник, живший во времена императора Марка Аврелия), направленное против христиан (обязательно поговорим!), с другой же – апологетические сочинения христианских авторов того времени: Иустина, Афинагора, Феофи-ла, Татиана, Климента Александрийского (поговорим частично).
Там выявляются общие для той и другой стороны момента. Поклонение природным стихиям (стоики), почитание умерших (эвгемеризм), культ демонов как посредников между Богом и людьми (стоицизм и платонизм от Посидония и Цицерона до Плутарха). Три источника религиозного отношения теперь превращаются в обвинения. Цельс считает, что христиане поклоняются умершему злой, разбойничьей смертью; он дает понять, что они олицетворяют собой стихию материально-множественного, а последнее в Поздней Античности связывалось с деятельностью т. н. "злой души мира"( помните потемневшую Софию - Ахамот?) и, следовательно, с демонами, олицетворяющими отрицательное, разрушительное в Космосе. В целом труд Цельса позволяет считать, что образованным язычникам второго – начала третьего веков христианство представлялось своего рода бунтом "злых душ" против наглядно данного политического и культового (насколько это было возможно в языческой культуре) единства Римского государства.
Именно поэтому оно записывалось не просто в суеверия, но почиталось одним из самых грубых и опасных среди них.
В свою очередь христианские авторы полагают, что язычество возникло из культа природно материального (от "властителей материального" у Татиана до поклонения светилам у Климента), что этот культ обременен поклонением умершим (а христиане то что?)), а также злым демонам, выдающим себя за богов (точно так же!). Совпадения настолько бросаются в глаза, что мы вынуждены говорить об одном и том же концептуально-идеологическом клише, которое использовалось обеими сторонами.
В общем виде оно напоминает гнозисное отвержение Космоса: только место мертвящего, разорванного, злого по основанию своему плотского мира гностических учений занимают религиозные оппоненты.
"Триадические схемы в учениях II в."
Если говорить о собственно философской традиции, предшествовавшей возникновению александрийского богословия, а также творчеству Плотина, то самым существенным ее итогом было укоренение "триадического" взгляда на мир. Нельзя утверждать, что именно тогда он и стал господствующим. Образ рассуждений, исходящий из усмотрения тройственности сущего, знала еще "классическая" античность. Вспомним Платоновскую философию, где центральную роль играла интуиция трех смыслов сущего – бытия как такового, совпадающего со знающим мышлением и раскрывающего себя в мир идей; сверхсущего Единого, этого превыше всякой формы пребывающего основания-к-бытию; чувственного, пространственно движущегося, становящегося мира "бывания". Однако в первом – втором веках онтологический триадизм Платона выражается уже через пространственные формы. Вызвано это было не только усвоением пифагорейской терминологии, вообще введением в онтологические штудии идей аритмологии (ведь даже образное отождествление указанных нами смыслов "сущего" с нумерическим рядом 1,2,3 позволяет трактовать их как самостоятельно пребывающие начала). Одной из причин разворачивания смысловой структуры в вертикальную иерархию стало сближение "метафизического" и "мифологического" языков платоновских диалогов. Уже Филон Александрийский рассматривал платоновские образы миросозидания, "истинной земли", ниспадения душ как указания на онтологические и даже космологические факты. Но подобное отождествление означало, что метафизический триадизм насыщался пространственными представлениями. Платоновское "превыше существа" стало пониматься в буквальном смысле: "выше и отдельно от всего". С этими "вертикальными" триадами и имеет дело исследователь философской культуры, предшествовавшей Оригену и Плотину.
Пару слов о Высшем.
Кто читал тексты - источники не могли не видеть лежащих в их основе триадические системы философов.
Общеизвестно, что триадические концепции были представлены у так называемых "неопифагорейцев", или "платонизирующих пифагорейцев" интересующей нас эпохи: Модерата и Нумения. Не чужды им и собственно платоники типа Плутарха и Альбина. Наконец, они обнаруживаются в гностических учениях (Валентин, Василид, сефиане, "Евангелие от египтян", Апокриф Иоанна).
О значении этих схем для Климента, Оригена и Плотина говорить излишне. Достаточно вспомнить полемику, разгоревшуюся вокруг вопроса об оригинальности воззрений Плотина, о степени зависимости его от Нумения, апологетический характер сочинений учеников основателя неоплатонизма (Амелия, Порфирия), и будет понятно, что триадические схемы были необычайно важны для рубежа второго-третьего веков ( и вашего покорного слуги). Такие схемы позволяли вовлечь в сферу философствования не только платоновские мифы, но и сюжеты, а также образный язык ближневосточных религий. Различная их интерпретация приводила, конечно, к разным религиозным и метафизическим установкам, но сами трехчастные структуры сохранялись.
Показать спойлер
Особенно показательно учение Нумения.
Особенностью его схематики была "космоонтологизация" пифагорейского учения о противостоянии монады (предела) диаде (беспредельному). Взаимоограничение которых и создает феноменальный мир.
Это противостояние изображается у Нумения как оппозиция Нуса-Божества (или первой простоты, монады) находящейся в постоянном течении материи (бесформенной множественной диаде). Оба принципа не сотворены – и монада, причина блага, и диада, причина зла (не нашего Зла, а как причина множественности). Созидание Космоса происходит как охват Умом материи.
Понимание Первоначала как Ума выводит Нумения за рамки более свойственного философии первых веков трансцендентализма, который был склонен толковать "превыше сущностей" Платона как указание на превосходство Бога и над бытием, и над мышлением. Таким образом триадизм Нумения оказывается ближе "интеллектуализму" Филона Александрийского и будущего христианского богословия.
"Гнозисное" в концепции Нумения наиболее явно заметно в его трактовке "Третьего Ума", а точнее – непосредственного Демиурга Космоса, являющегося аналогом Всеобщей Души Платона. Здесь фиксируется момент онтологического отпадения: различие между первым, вторым и третьим началами – это проявление разных степеней интенсивности мышления и бытия. Чем ниже склоняется долу Демиург, тем более в нем от Диады. На стадии же души высшая сущность превращается в саму двойственность: согласно Про-клу, "Аристандр и Нумений утверждают, что душа состоит из монады и диады" . Поэтому в своем существовании она вечно колеблется между этими началами. В сочинении Оригена "О началах" (III. 4) содержится не отмеченное еще исследователями творчества Нумения суждение, которое явно относится к кругу мыслей последнего и демонстрирует нам идею "двух душ" – материальной (диадной) и высшей (монадной). Взаимодействие и борьба этих двух принципов определяют судьбу человеческого существа, что привносит в учение Нумения дуалистические мотивы.
Вы помните о "нижней" душе, которая причастна материи и "верхней" душе, не от мира сего.
Рассмотрение сущего сквозь призму триадических схем было характерно и для многих собственно гностических учений. Здесь мы видим, как онтологизация фундаментальной бытийственной триады Платона совмещается с необходимостью обнаружить третье начало, объемлющее слишком несовершенный для гнозисного духа дуализм душа-тело. Яснее всего это видно на примере Валентиновой триады духовного-душевного-телесного, а также учения Василида о "трех сыновствах". Как любопытный и немаловажный факт отметим проявление в рукописях из Наг-Хаммади знаменитой триады Платона: Бытие-Жизнь-Ум.
AeliusHadrianus
Здесь я бы хотел остановиться и привести для сравнения манипуляции ересиолога, очень важного для ортодоксов в плане "преемственности", епископа, Иринея Лионского (2 век) на ту-же тему из его основополагающего произведения, кратко называемого "Против ересей", книги 5:
Глава IX. Объяснение слов Апостола: плоть и кровь не наследуют Царства Божия.
1. Апостол между прочим говорит и следующее: «что плоть и кровь не могут наследовать царства Божия» (1 Кор.15:50). Эти слова все еретики приводят в подкрепление своего безумия и пытаются ими остановить нас и показать, что создание Божие не имеет спасения, не обращая внимания на то, что совершенный человек, как я показал, состоит из трех — плоти, души и духа; из коих один, т. е. дух спасает и образует; другая, т. е. плоть, соединяется и образуется, а средняя между сими двумя, т. е. душа, иногда, когда следует духу, возвышается им, иногда же, угождая плоти, ниспадает в земные похотения. Итак все не имеющие того, что спасает и образует в жизнь, естественно будут и назовутся плотью и кровью, потому что не имеют в себе Духа Божия. Поэтому таковые и названы от Господа мертвыми: «оставьте, — говорит, — мертвым погребать своих мертвецов» (Лк.9:60), потому что не имеют Духа, оживляющего человека.
2. С другой стороны, все, которые боятся Бога и веруют в пришествие Сына Его и чрез веру насаждают в сердцах своих Духа Божия. таковые справедливо называются людьми чистыми, духовными и живущими для Бога, потому что имеют Духа Отца, очищающего человека и возвышающего в жизнь Божию....
Ибо, когда поглощена немощь плоти, она являет дух могучим; с другой стороны, дух, поглощающий немощь (плоти), получает по наследству в свое достояние плоть, и из обоих происходит живой человек. живой по причастию Духа, человек же по существу плоти....
3. Итак плоть без духа Божия мертва, как не имеющая жизни, и не может получить царства Божия: кровь неразумна, как вода пролитая на землю. И посему (Апостол) говорит: «каков перстный, таковы и перстные»... Что же земное? Созданное (плоть). А что небесное? Дух.... дабы сделавшись лишенными божественного Духа, не потерять царства небесного, и воскликнул, что плоть сама по себе и кровь не может наследовать царства Божия.
4. И если говорить по истине, то плоть не наследует, но наследуется.... как будто в царстве по наследству достанется в обладание земля, из которой происходит существо нашей плоти. ... так и эта плоть сама по себе не может наследовать царства Божия, но может быть взята в оное Духом в наследие... Что же живет? Дух Божий. А какое достояние умершего? Члены человека, которые и истлевают в земле. Эти и наследуются Духом, будучи перенесены в царство небесное.... Ибо наследует живущий, а наследуется плоть.
http://mstud.org/library/i/irenaeus/5adv_haer/5ah09.htm
Вы знаете - просто красота! Что называется, следите за руками! В этом весь Ириней и тот кто будет читать его этот опус, должен быть готов к подобным "обоснованиям" и соответствующим "выводам".
Я специально в цитате оставил основное.
Внимательно смотрим, что происходит! Апостол Павел ясно сказал - тело человека (плоть и кровь) не наследуют Царства Божия, и Ириней вроде с этим согласен, он постоянно дает цитаты, образы и аллегории, Дух оживляет и животворит и проч. Но следим дальше! Он заявляет, что через веру (!!!) боящиеся Бога насаждают в сердцах своих Духа Божия! Это как? Что он подразумевает под Духом? Некую категорию, которую можно по своему хотению - поверив, в себе "насадить"?) Мы знаем, что этот Дух - онтологически присущ Человеку. Верой нельзя насадить Разум, он или есть, или его нет. Но смотрим за пассами дальше!
Немощь плоти приводит к могучему Духу! А Дух, который поглощает немощь плоти, получает в свое достояние плоть! Это очень важно. Это пример обычной казуистики. Дух получает в достояние плоть! Это как?) Дух управляет плотью, оживляет плоть - это понятно. Воля человека способна и немощного сподвигнуть на подвиг. Но как это - "получает по наследству в свое достояние"?) Далее увидим как важна эта фраза!
Потом много мантр о том, что плоть без духа мертва и... Вот оно, ради чего все это затевалось!
По истине, оказывается, плоть - не наследует, но наследуется... Духом! Достояние умершего - истлевающие члены человека (!!!) (христиане настоящие знают, что достояние умершего есть Дух, искра Божья в человеке. Дух в человеке самый человек и есть - именно этого Человека и необходимо отыскать в самопознании гностику! Именно этот Дух и есть достояние Божие и равен Богу! Подобное к подобному!). Но у Иринея, как и у иудеев, достояние умершего - тленные остатки, которые - внимание! - наследуются Духом будучи перенесены в Царство Небесное!!!!
Среди людей, это называется манипуляция с целью подмены понятий! Ириней, на голубом глазу, только что сделал так, что в противоположность сказанному святым Апостолом Павлом о том что "кровь и плоть" Царство Божие не наследуют - вполне населил его и плотью и кровью, причем истлевающими!
Красота?! Правда? Вы скажете - ну да и что?) А то, что он утвердил основной догмат о воскресении плоти, вопреки Павлу - причем ссылаясь на него и громко кляня проклятых еретиков, которые - естественно, на такой подлог только у виска крутят. Ириней, вопреки учению Апостола о телах небесных и телах земных, вопреки тому что тление не наследует нетления, только что поселил тленные остатки в Царстве Божием!
"Ибо наследует живущий (Дух!), а наследуется плоть..))
И я вас уверяю, все пять его книг такого же уровня и с такими же подлогами! Я могу привести еще.
Поэтому он и Святой Отец Церкви. Он действительно основоположник ортодоксии.
Такая вот борьба с гнозисом, на таком уровне. Все последующие отцы-ересиологи используют эту его книгу столетиями. Я впоследствии поподробнее вам про нее расскажу и про те "ереси", большая часть которых придумана, и про те "доводы" - ничем не аргументированные заявления.
Типичная ортократия. Это сейчас эта работа Иринея Лионского кажется некой важной суммой, но в те времена она вряд ли была заметнее работ Валентина (уверен, ее никто не читал, кроме его группы), которого он критикует.
Badger211
Ну что тебе ответить, на твой главный вопрос, только это пока:
web-страница