Все что вы хотели знать о работе психологов.
30291
119
Герасимова
activist
Здесь уже набралось достаточно тем, из которых можно сделать вывод, что те люди, которые не были ни разу у психолога испытывают некоторую тревогу, ощущение неопределенности и недостаток информации. Здесь можно задать вопрос, касающийся самой психологическо деятельности. Что и как проходит, в какой форме, почему? Можно уточнить и узнать терминологию. Я отвечу также на вопросы, касающиеся формальных моментов в консультировании.
Помимо этого периодически самостоятельно буду размещать информацию об особенности работы психолога.
Этот топик создан не для обсуждения. Поэтому я буду игнорировать любой флуд.
Помимо этого периодически самостоятельно буду размещать информацию об особенности работы психолога.
Этот топик создан не для обсуждения. Поэтому я буду игнорировать любой флуд.
Uzbekistonchik
guru
вы психолог? какой стаж? какое образование?
Герасимова
activist
Во-первых, что такое психологическое консультирование? Психологическое консультирование - это особый вид помощи, при котором психолог помогает клиенту преодолеть повседневные трудности. При этом он не решает их вместо человека и даже не говорит как это делать, а помогает человеку самостоятельно сделать выбор, принять решение, найти более эффективный путь для себя, найти причину проблемы и т.д. Чаще всего, консультирование является кратковременным.
Иногда, в случае, если проблемы более глубокие, то необходимо более глубокая их проработка. Тогда это требует большего времени, но может быть очень интенсивной и менее длительной. Время работы обсуждается с клиентом, где учитываются и запрос, и время, и финансовая ситуация клиента.
Иногда, в случае, если проблемы более глубокие, то необходимо более глубокая их проработка. Тогда это требует большего времени, но может быть очень интенсивной и менее длительной. Время работы обсуждается с клиентом, где учитываются и запрос, и время, и финансовая ситуация клиента.
Герасимова
activist
Длительность стандартной консультации от 45 минут до 55.
Убик
Я Вас Не Люблю
Скажите, а правда, что психологи в России — это такие бабы с комплексами, которые идут на психфак в надежде, что их научат, как от комплексов избавиться, но учеба оказывается бесполезной?
Rouge
v.i.p.
В чем отличие работы психолога и психотерапевта?
Сейчас читают
Красивые и счастливые мамочки форева! )) (часть 28)
250995
998
Наш ответ Чемберлену
5916
62
Хватит национализма
4783
45
А мужики с комплексами не за тем идут на психфак?
Герасимова
activist
Конечно, то что вы написали слишком грубо. Я не буду отрицать факт, что многие пришедшие на факультеты психологии - это люди, которые бессознательно хотят таким способом решить свои проблемы. Это все из-за того, что плохо построена система психологической и психотерапевтической помощи, а также из-за отношения к ней. Тех кто ходит к психологу, рассматривают в России как совсем "больных". Не смотря на то, что гораздо дешевле, быстрее и эффективнее же решить эти проблемы с помощью психотерапии и консультирования, нежели получая образование.
Теперь же что касается психологов, которые уже решили стать психологами :).
Хороший психолог - этот тот, который осознает свои первоначальные мотивы и помимо общего образования, пройдет длительной курс консультирования и терапии, в том числе групповой, а также специализацию и супервизию.
Такой специалист не будет решать свои проблемы за счет клиентов, он осознает свои мотивы, но он, как и все люди, не идеален
И еще - психологи не только женщины, но и мужчины. Среди высококвалифицированных специалистов Новосибирска много мужчин.
Теперь же что касается психологов, которые уже решили стать психологами :).
Хороший психолог - этот тот, который осознает свои первоначальные мотивы и помимо общего образования, пройдет длительной курс консультирования и терапии, в том числе групповой, а также специализацию и супервизию.
Такой специалист не будет решать свои проблемы за счет клиентов, он осознает свои мотивы, но он, как и все люди, не идеален
И еще - психологи не только женщины, но и мужчины. Среди высококвалифицированных специалистов Новосибирска много мужчин.
Скажите, а правда, что психологи в России — это такие бабы с комплексами, которые идут на психфак в надежде, что их научат, как от комплексов избавиться, но учеба оказывается бесполезной?абсолютная правда
Герасимова
activist
Я бы разделила понятия психолог, психолог, сертифицированный в каком-то направлении психотерапии, и врач - психотерапевт.
Психолог - это консультант, у которого можно получить информацию, пройти диагностику. Он работает только в пределах нормы. Он не имеет сертификации в каком-то направлении психотерапии (арт, гештальт, телесно-ориентированная и т.д.).
Психолог, сертифицированный в каком-то направлении. Это специалист, которые не просто владеет информацией. Он прошел специализацию. Он может прорабатывать глубокие проблемы. Это, в последнее время называется психологической психотерапией. Он не имеет право прописывать лекарственные средства, а значит не может работать с пограничными состояниями и психозами.
Врач-психотерапевт. Специалист, получивший образование медицинское. Прорабатывает с клиентами различные глубокие проблемы. Имеет право работать с пограничными расстройствами и прописывать фармацевтические препараты.
Психолог - это консультант, у которого можно получить информацию, пройти диагностику. Он работает только в пределах нормы. Он не имеет сертификации в каком-то направлении психотерапии (арт, гештальт, телесно-ориентированная и т.д.).
Психолог, сертифицированный в каком-то направлении. Это специалист, которые не просто владеет информацией. Он прошел специализацию. Он может прорабатывать глубокие проблемы. Это, в последнее время называется психологической психотерапией. Он не имеет право прописывать лекарственные средства, а значит не может работать с пограничными состояниями и психозами.
Врач-психотерапевт. Специалист, получивший образование медицинское. Прорабатывает с клиентами различные глубокие проблемы. Имеет право работать с пограничными расстройствами и прописывать фармацевтические препараты.
Ramilla
КошМария
Соответственно, если, например, имеется проблема депрессии, завязанной на состоянии здоровья, то лучше обращаться к психотерапевту?
А психиатр тогда чем занимается?
А психиатр тогда чем занимается?
rotten, quaker, прошу задавать вопросы по существу; а флудить - милости просим в Палату. Первое предупреждение.
Герасимова
activist
Вообще чтобы понять лучше представьте себе шкалу, по середине отметьте точку. Все что останется слева - это область для психологической психотерапии, все что справа и по середине для психотерапии медицинской и психиатрии.
При этом и слева и справа могут быть разная сила проблем. И то, что вы, например, считаете депрессие может быть работой для психолога. Любой психолог, если чувствует, что перед ним человек в пограничном состоянии отправит его к врачу.
Вообще конечно важно понимать, что эти разделения очень условны.
При этом и слева и справа могут быть разная сила проблем. И то, что вы, например, считаете депрессие может быть работой для психолога. Любой психолог, если чувствует, что перед ним человек в пограничном состоянии отправит его к врачу.
Вообще конечно важно понимать, что эти разделения очень условны.
Ramilla
КошМария
Допустим, человек проблему понимает, как и механизм возникновения своих депрессивных (и иногда панических) состояний, но справиться в момент этих самых состояний (опять же раздражители известны) своими силами не может и прибегает к медикаментозной помощи (громко сказано, прием валерьянки, корвалола, в последнее время афобазола). Причем полностью избавиться от раздражителей невозможно в силу объективных причин, как и забыть о них.
По какую сторону шкалы эта проблема находится?
По какую сторону шкалы эта проблема находится?
Герасимова
activist
Нельзя сказать, однозначно. Психологи не ставят диагнозы. Если есть ощущение, что это то, что нужно лечить в том числе и препаратами (я говорю о антидепрессантах), то идите сразу к медику. Если вы валерьянкой обходитесь, то думаю можно и к психологу
Ramilla
КошМария
Спасибо за ответ. Валерьянка уже перестала помогать, сейчас афобазол использую.
И еще вопрос: как собственно начинается работа психолога с пациентом?
Например, приходит человек с конкретной проблемой, рассказывает о ней. Или вообще в принципе жизненную ситуацию рассказывать надо?
Потом психолог уже дает пути решения проблемы, вернее, набрасывает их клиенту, чтобы тот был в состоянии сам ее решить.
Каковы действия психолога, например, если клиент уже эти "заготовки" опробовал, но не помогло?
Вы меня извините, просто в последнее время довольно часто думаю о визите к специалисту, но если помощь психолога это просто выяснить проблему, поговорить о ней и предположить возможные пути решения, то, наверно, пока воздержусь.
И еще вопрос: как собственно начинается работа психолога с пациентом?
Например, приходит человек с конкретной проблемой, рассказывает о ней. Или вообще в принципе жизненную ситуацию рассказывать надо?
Потом психолог уже дает пути решения проблемы, вернее, набрасывает их клиенту, чтобы тот был в состоянии сам ее решить.
Каковы действия психолога, например, если клиент уже эти "заготовки" опробовал, но не помогло?
Вы меня извините, просто в последнее время довольно часто думаю о визите к специалисту, но если помощь психолога это просто выяснить проблему, поговорить о ней и предположить возможные пути решения, то, наверно, пока воздержусь.
если она оказывается бесполезной, такие люди в психологии не щадерживаютсяСкажите, а правда, что психологи в России — это такие бабы с комплексами, которые идут на психфак в надежде, что их научат, как от комплексов избавиться, но учеба оказывается бесполезной?абсолютная правда
А мужики с комплексами не за тем идут на психфак?злые языки у нас в университете говорили, что женщина-психолог - это не психолог,а мужчина-психолог - это не мужчина
Герасимова
activist
Иногда нужна полная жизненная ситуация, иногда в этом нет необходимости. Если психологу нужна будет информация, то он задаст нужные вопросы.
То, что касается путей решения, то здесь все гораздо сложнее. Если бы дело было только в том, чтобы накидывать примерные варианты, то никакие психологи не нужны были, это могут сделать любые люди в вашем окружении: родители, супруг, коллеги, друзья и т.д.
Именно поэтому важно понимать, что психолог - это специалист, которые помогает вам самостоятельно найти эффективный способ решения проблемы, даже если до этого вам казалось, что его нет. Именно этому он учился сначала 5 лет, а потом еще прошел сотни, а то и тысячи часов терапии, обучения, супервизии.
Помимо этого психолог поможет осознать неэффективные способы поведения, установки по которым оно строится, поможет осознать причины этих установок.
Если какие - то способы не помогают, то ищутся новые способы или анализируются причины того, что мешает в решении проблемы.
То, что касается путей решения, то здесь все гораздо сложнее. Если бы дело было только в том, чтобы накидывать примерные варианты, то никакие психологи не нужны были, это могут сделать любые люди в вашем окружении: родители, супруг, коллеги, друзья и т.д.
Именно поэтому важно понимать, что психолог - это специалист, которые помогает вам самостоятельно найти эффективный способ решения проблемы, даже если до этого вам казалось, что его нет. Именно этому он учился сначала 5 лет, а потом еще прошел сотни, а то и тысячи часов терапии, обучения, супервизии.
Помимо этого психолог поможет осознать неэффективные способы поведения, установки по которым оно строится, поможет осознать причины этих установок.
Если какие - то способы не помогают, то ищутся новые способы или анализируются причины того, что мешает в решении проблемы.
В сотый раз - про свою "больную мозоль". пожалуйста, разъясните, существует ли официальное понятие " тайны исповеди" у психологов?
rasvetnaya
activist
существует ли официальное понятие " тайны исповеди" у психологов?существует профессиональная этика неразглашения.
Hoda
Княжья птица Паулин
Мне говорили психиатры, что психотерапевт - это высшый пилотаж, квинтэссенция знания психологии, опыта психиатрии, наличия интуиции, лекарства и сострадания профессионала. И в Новосибирске настоящих психотерапевтов нет, ближайший - в Томске, да и тот вроде как уехал не столь давно.
ПС. лично я бы никогда не пошла к местному психотерапевту. Даже к российском вряд ли пошла бы. Потому что социальный заказ в России отсутствует, следовательно - отсутствует опыт работы, или он мизерный, и как в таких условиях может вырасти грамотный специалист - совершенно непонятно.
ППС. К психологам не обращалась никогда, но довольно много встречала их в жизни. Не припомню сейчас ни одного, которого можно было бы назвать благополучным человеком. Милейшие, приятные люди в общении, потому у меня и не поворачивался язык спросить - почему же вы такие неудачники во всем? Хотя очень хотелось. И я также не представляю, как ходить на консультации к психологу, от которого пахнет лузерством.
ПС. лично я бы никогда не пошла к местному психотерапевту. Даже к российском вряд ли пошла бы. Потому что социальный заказ в России отсутствует, следовательно - отсутствует опыт работы, или он мизерный, и как в таких условиях может вырасти грамотный специалист - совершенно непонятно.
ППС. К психологам не обращалась никогда, но довольно много встречала их в жизни. Не припомню сейчас ни одного, которого можно было бы назвать благополучным человеком. Милейшие, приятные люди в общении, потому у меня и не поворачивался язык спросить - почему же вы такие неудачники во всем? Хотя очень хотелось. И я также не представляю, как ходить на консультации к психологу, от которого пахнет лузерством.
Rouge
v.i.p.
Психолог - это консультант, у которого можно получить информацию, пройти диагностику. Он работает только в пределах нормы. Он не имеет сертификации в каком-то направлении психотерапии (арт, гештальт, телесно-ориентированная и т.д.).Допустим, человек понимает, что ему нужна помощь специалиста. А каким образом неспециалисту понять, к психологу какой специализации ему идти?
Психолог, сертифицированный в каком-то направлении. Это специалист, которые не просто владеет информацией. Он прошел специализацию.
И в Новосибирске настоящих психотерапевтов нет,А чо, Дмитриева, например, хорошим специалистом не считается?
Daiona
veteran
психолог - это специалист, которые помогает вам самостоятельно найти эффективный способ решения проблемыЕсли проблемы у людей не решаются, выходит, что профессиональных психологов у нас нет, или проблема в чем-то другом?
Если проблемы у людей не решаются, выходит, что профессиональных психологов у нас нет, или проблема в чем-то другом?При любых проблемах, в т.ч. и психологических действует принцип "помоги себе сам", т.е. пациент может вместе с психологом разложить по косточкам свою проблему, понять ее суть, наметить пути решения, но решать эту проблему он будет сам. Психолог за него это делать не будет.
Поправьте, если неправильно понимаю.
А может использована технология не та, что способна найти правильный ключ к проблеме. Или в чем там отличие этих специализаций?
Я только одну книгу про психологические практики читала (и то там субъективный взгляд психолога одной школы на работу других школ был), просто уяснила, что ни в одной из практик психолог не берется решать проблемы за клиента, а подводит клиента к решению этих проблем.
Соответственно, по идее, если психолог видит, что решение проблемы требует специализации (т.е. она глубже, чем просто "поговорить"), то он отправляет клиента к другому специалисту с нужной специализацией.
Но не знаю, как в реальности это происходит.
Соответственно, по идее, если психолог видит, что решение проблемы требует специализации (т.е. она глубже, чем просто "поговорить"), то он отправляет клиента к другому специалисту с нужной специализацией.
Но не знаю, как в реальности это происходит.
Герасимова
activist
Есть в работе правило конфиденциальности, потому что без доверия и ощущения безопасности работа не получится. Это правило действует как при индивидуальной работе, так и при групповой.
Герасимова
activist
В нашем городе много отличных специалистов. Дело совсем не в специальном заказе правительства.
Большинство из них учились в лучших институтах России - Москве, Санкт-Петербурге и у лучших психотерапевтов. Некоторые постоянно повышают свои квалификации зарубежом.
Большинство из них учились в лучших институтах России - Москве, Санкт-Петербурге и у лучших психотерапевтов. Некоторые постоянно повышают свои квалификации зарубежом.
Герасимова
activist
НА счет специализации и направлений психотерапии. Сейчас уже большинство психологов понимают важность мультимодальных подходов, поэтому и приходить люди могут разные с разными проблемами.
Самое главное определиться с тем, в какой области проблема. Если в отношениях между членами в семье, то к семейному.
Если в бизнесе, с подчиненными и руководителями, то к психологу, занимающимся бизнес-консультирование, коучингом.
Если проблемы личные, то к любому другому психологу.
Есть психологи, занимающиеся прямо конкретными проблемами - зависимостями, пищевыми проблемами и т.д.
Самое главное определиться с тем, в какой области проблема. Если в отношениях между членами в семье, то к семейному.
Если в бизнесе, с подчиненными и руководителями, то к психологу, занимающимся бизнес-консультирование, коучингом.
Если проблемы личные, то к любому другому психологу.
Есть психологи, занимающиеся прямо конкретными проблемами - зависимостями, пищевыми проблемами и т.д.
Герасимова
activist
Для того, чтобы были понятнее направления, я чуть позже выложу особенности направлений, краткую их характеристику.
Hoda
Княжья птица Паулин
В нашем городе много отличных специалистов. Дело совсем не в специальном заказе правительства.Простите, но при чем тут ПРАВИТЕЛЬСТВО??? Я говорила о СОЦИАЛЬНОМ заказе. Иными словами - нашим обществом такие специалисты не востребованы, в нашей стране отсутствует среда для профессиональной деятельности психотерапевтов примерно так же, как пошив норковых шуб в Зимбабве. То есть сшить-то вам, может, и сошьют, но как? И уж конечно, нельзя даже близко сравнить качество пошива шубы в Зимбабве, где это никогда никому не было нужно, с Грецией, где шубы шьют со времен царя Гороха.
Герасимова
activist
В обществе потребность появилась уже давно и социальный заказ растет.
Hoda
Княжья птица Паулин
В обществе потребность появилась уже давно и социальный заказ растет.А чем можно подтвердить эту версию? Просто у меня лично есть возможность сравнить, какое место психотерапевт занимает в сознании гражданина на Западе, и какое место (вернее, его полное отсутствие) - в России. Может, конечно, у нас чего-то где-то и растет местами, но выглядит это именно как пошив уже целых трех норкоовых шуб в Зимбабве.
Rouge
v.i.p.
Если проблемы личные, то к любому другому психологу.Получается, что если тебя волнуют проблема, не связанная с семьей, работой или зависимостью, то вообще неважно, к кому обращаться?
Герасимова
activist
Это имеет меньшую важность, потому что это методы и теоретические подходы.
С одной и той же проблемой работать можно в разных подходах, самыми разными методами.
С одной и той же проблемой работать можно в разных подходах, самыми разными методами.
wsoroka
старый храпун
>помогает человеку самостоятельно сделать выбор, принять решение, найти более эффективный путь для себя, найти причину проблемы
Насколько можно доверять такой помощи?
Если соответствует твоим ожиданиям, то хорошо.
Если дорого, то хорошо.
Если симпатичный/ная, то хорошо.
Насколько можно доверять такой помощи?
Если соответствует твоим ожиданиям, то хорошо.
Если дорого, то хорошо.
Если симпатичный/ная, то хорошо.
Герасимова
activist
Я привела примеры очень абстрактно. Еще есть специалисты, работающие с женщинами в большей степени, есть те кто специализируются на работе с шоковыми травмами и т.д.
Как клиенту оценить, в нужном ли направлении продвигается работа?
По каким признакам следует насторожиться по поводу профессионализма психолога?
По каким признакам следует насторожиться по поводу профессионализма психолога?
СЕ ЛЯ ВИ
v.i.p.
Учитывает ли психолог уровень развития личности пациента и как он его определяет? Как в зависимости от этого корректирует свои методы воздействия?
Герасимова
activist
Вы можете на консультации спросить у психолога, психотерапевта как будет продвигаться работа и как вам оценивать ее успешность. Таким образом, вы сможете определить индивидуальные критерии.
Герасимова
activist
К предыдущему сообщения я прикрепила файл. Этот документ - Этический кодекс психолога.
В этом документе можно обратить внимание на те правила, в рамках которых, организуется деятельность психологов. И на основе этого документа можно делать выводы о компетентности специалиста.
В этом документе можно обратить внимание на те правила, в рамках которых, организуется деятельность психологов. И на основе этого документа можно делать выводы о компетентности специалиста.
Герасимова
activist
Специалист выдвигает гипотезы об особенностях клиента на основе наблюдения, беседы и специальных диагностических методов. Психолог берет во внимание все особенности клиента,
подстраивается под него и использует те методы, которые на данном этапе не навредят человеку, не столкнут его с чувствами, знаниями о себе, которые он не в состоянии выдержать, например.
подстраивается под него и использует те методы, которые на данном этапе не навредят человеку, не столкнут его с чувствами, знаниями о себе, которые он не в состоянии выдержать, например.
Mihailob
guru
Продолжим тему.
Напомню, что существует множество модальностей. Приведу некоторые из них.
Напомню, что существует множество модальностей. Приведу некоторые из них.
Индивидуальная Психотерапия
«Психотерапия это не то, что вы думаете. Это не лечение болезни. Это не руководство со стороны мудрого советника. Это не совместные переживания добрых друзей. Это не приобретение эзотерических знаний. Это не демонстрация человеку его ошибок. Это не новая религия. Психотерапия это не то, что вы думаете.
Психотерапия это не то, что вы думаете. Она о том, как вы думаете. Она привлекает внимание к незаметному притворству в том, как вы думаете. Она отличает то, о чем вы думаете от того, как вы это думаете. Ее не столько интересует поиск причин, объясняющих то, что вы делаете, сколько значение, которое для вас имеет то, что вы делаете.
Психотерапия занимается тем, как вы думаете. Тем, как вы живете со своими чувствами, вашим подходом к взаимоотношениям с людьми, имеющими для вас значение. Она о том, к чему вы стремитесь в своей жизни и как, сами того не желая, вы усложняете ее ради достижения этих целей. Она помогает увидеть, что изменения, к которым вы стремитесь, уже существуют внутри вас в скрытом виде. Она дает возможность увидеть и принять отблеск чего-то непреходящего, что является вашей сущностью.»
«Психотерапия это не то, что вы думаете. Это не лечение болезни. Это не руководство со стороны мудрого советника. Это не совместные переживания добрых друзей. Это не приобретение эзотерических знаний. Это не демонстрация человеку его ошибок. Это не новая религия. Психотерапия это не то, что вы думаете.
Психотерапия это не то, что вы думаете. Она о том, как вы думаете. Она привлекает внимание к незаметному притворству в том, как вы думаете. Она отличает то, о чем вы думаете от того, как вы это думаете. Ее не столько интересует поиск причин, объясняющих то, что вы делаете, сколько значение, которое для вас имеет то, что вы делаете.
Психотерапия занимается тем, как вы думаете. Тем, как вы живете со своими чувствами, вашим подходом к взаимоотношениям с людьми, имеющими для вас значение. Она о том, к чему вы стремитесь в своей жизни и как, сами того не желая, вы усложняете ее ради достижения этих целей. Она помогает увидеть, что изменения, к которым вы стремитесь, уже существуют внутри вас в скрытом виде. Она дает возможность увидеть и принять отблеск чего-то непреходящего, что является вашей сущностью.»
Психотерапевтические группы
Групповая психотерапия – форма психотерапии, при которой группа людей регулярно встречается под руководством специально подготовленного психотерапевта для разрешения эмоциональных конфликтов, преодоления напряженности, коррекции отклонений в поведении и снятия иных симптомов эмоциональных расстройств. Применяя вербальный и невербальный способы коммуникации, психотерапевт помогает членам группы, состоящей обычно из 5–12 человек, глубже познать самих себя и добиться таких психологических изменений, которые обеспечивают личностный рост. В зависимости от своей подготовки и взглядов руководитель группы может использовать аналитическую терапию либо иные психотерапевтические подходы.
История групповой психотерапии восходит к концу 18 в., когда Ф.Месмер, будучи в Париже, впервые стал проводить сеансы группового гипноза для оказания помощи клиентам. В США первую психотерапевтическую группу организовал в 1905 Дж.Пратт, его усилия были направлены на поднятие морального духа у больных туберкулезом. Вскоре после этого Я.Морено, А.Адлер, З.Фрейд и ряд других ученых внесли значительный вклад в понимание динамики групповой психотерапии. Внимание к ней заметно возросло во время Второй мировой войны в связи с острой нехваткой психиатров. При этом выяснилось, что метод имеет ряд достоинств сам по себе, к тому же им может быть охвачено большое число клиентов.
Теоретические основы. Традиционная групповая психотерапия опирается на психоанализ, т.е. на теории и методы, сформулированные Фрейдом. Психоанализ включает использование свободных ассоциаций, оговорок, фантазий и снов для раскрытия подсознательных мотиваций. Со временем многие психотерапевты, сочтя психоаналитическую теорию ограниченной, перешли на позиции «неофрейдизма» – сформировавшегося в 1930-х годах направления в психологии, основатели которого (в их числе – К.Хорни, Г.Салливан, А.Адлер и К.Юнг) подвергли пересмотру ряд фундаментальных представлений Фрейда и выдвинули несколько новых концепций. Чтобы избежать непродуктивной интеллектуализации и обогатить групповой опыт, некоторые из более традиционных психоаналитиков стали вводить «психодраму», ролевые игры и другие приемы, заимствованные из практики групп встреч и групп тренинга чувствительности (сензитивности).
Цели групповой психотерапии.
Учитывая достаточно большое разнообразие психотерапевтических групп (по ориентации, теоретическим принципам и т.п.), их цели тоже могут быть очень разными. Если обратиться к наиболее общим целям групповой психотерапии, то, например, I.D.Yalom (1985) выделяет следующие:
1. Выяснение проблем каждого участника группы и помощь в понимании и изменении своего состояния.
2. Постепенное увеличение уровня адекватной социальной адаптации.
3. Предоставление информации о закономерностях межличностных и групповых процессов как основе эффективного и гармоничного общения с другими людьми.
4. Поддержка процесса "созревания" личности, проявляющегося в раскрытии ее духовного потенциала.
H.Mullan и M.Rosenbaum (1978) в свою очередь наиболее общие цели групповой психотерапии характеризуют тремя важнейшими чертами личности клиента, раскрытие и развитие которых должно быть обеспечено в группе.
1. Принятие индивидуальной ответственности за свой жизненный выбор и риск.
2. Принятие на себя ответственности за других (группа); по окончании группы она преобразовывается в социальную и культурную ответственность.
3. Осознание самого себя и своих отношений с другими.
Для характеристики целей групповой психотерапии, ориентированной на самопознание участников, A.Fenster (1993) использовал так называемое окно Johari (J.Luft, 1970) (рис. 1). Оно довольно широко распространено в описаниях действенности групповых процессов.
В том, что отдельный участник группы рассказывает о себе, есть вещи, которые одинаково хорошо знают и он сам, и другие участники группы. Это "Я известный". Есть вещи, которые он знает о себе, а другие – нет. Это "Я скрытый". Однако бывают вещи, которые о человеке знают другие, а он сам не знает. Это его "белые пятна". Наконец, есть вещи, которых о человеке не знают ни он сам, ни другие участники группы. Это "Я неизвестный".
По словам A.Fenster (1993), цель групповой психотерапии заключается в том, чтобы расширить границы "Известного Я" за счет областей "Я скрытого", "белых пятен" и "Я неизвестного".
В рамках названных универсальных целей каждый терапевт психотерапевтической группы стремится сформулировать наиболее общие цели конкретной группы, принимая во внимание также конкретные личные цели участников группы.
Работа группы.
Работа любой психотерапевтической группы основывается на групповой динамике как совокупности событий и межличностных взаимодействий в группе. Важнейшим психотерапевтическим фактором становятся взаимоотношения участников группы и их взаимодействие с терапевтом группы. Сама группа - мощный источник терапевтических изменений, так как для воздействия на личность и поведение участника используются не только навыки терапевта, но и психотерапевтический потенциал отдельных участников и группы в целом.
В соответствии с теоретической ориентировкой терапевта и в зависимости от структуры группы в групповой психотерапии наделяются (M.F.Ettin, 1992) три основных направления.
1. В психотерапевтических группах, ориентированных на отдельную личность, больше обсуждаются проблемы отдельных участников, терапевт концентрирует собственные усилия и подключает группу для работы с отдельным участником. К такому способу работы чаще всего тяготеют ортодоксально психоаналитические (S.Slavson), классические гештальт (F.Perls), классические психодраматические (J.Moreno) и поведенческие (J.Wolpe, A.Lazaras) группы.
2. В группах, ориентированных на межличностное взаимодействие участников, больше акцентируются отношения между участниками, а также между ними и терапевтом. В данном случае объектом обсуждения бывают межличностные взаимодействия, возникающие "здесь и теперь", т.е. межличностный опыт. К этой ориентации относятся межличностная групповая психотерапия (I.D.Yalom), неофрейдистское психодинамическое направление (S.Scheidlinger), трансакционный анализ (Е.Веrne), группы недирективной терапии (C.Rogers), "группы встреч" (W.Schutz), Т-группы (J.Bradford. J.Gibb, K.Benne).
3. Ориентация на группу как совокупность означает, что центром усилий терапевта является не отдельный участник или взаимодействие между участниками, а группа как целое. Здесь больше акцентируются групповые действия, коллективные инициативы. К этому направлению относятся тэвистокские группы (W.Bion), групповой анализ (S.Foulkes), группы, ориентированные на конфликт (D.Whitaker, M.Lieberman).
Конечно, такое разделение следует принимать с определенными оговорками, так как реальная психотерапевтическая группа действует, на всех трех уровнях групповой динамики (отдельная личность и ее внутрипсихическая динамика; межличностное взаимодействие участников группы; ситуация и динамика группы как одного целого). В настоящее время чистота какой-либо теоретической ориентации, в том числе и в групповой психотерапии, является больше теоретической абстракцией, чем реальностью.
Преимущества группового опыта.
К преимуществам прежде всего относится межличностное (социальное) обучение, позволяющее более глубоко познакомиться со стилем своего общения с другими людьми, а также приобрести более эффективные социальные навыки. Группа дает возможность глазами других посмотреть на себя и свои проблемы, моделировать свое поведение "здесь и теперь". В группе можно получить различные реакции других ее участников на свои действия, увидеть с их помощью последствия не только в группе, но и вне ее. Группа не только позволяет участникам всесторонне увидеть себя, но и оказывает поддержку при апробации новых способов поведения.
Группа значительно лучше соответствует повседневной реальности, чем контакт психотерапевта – клиента. В группе без усилий "воссоздается" повседневная жизнь каждого участника. Это позволяет более "пространственно" увидеть жизнь и в особенности проблемы и трудности отношений. Взаимосвязь межличностных процессов в группе и межличностных отношений вне группы увеличивает вероятность того, что усвоенные в группе новые способы поведения, изменившееся понимание себя и своих отношений с другими будут перенесены в ситуации реальной жизни.
Группа предоставляет участникам возможность обмениваться жизненным опытом, способами "создания" и решения проблем, учиться на опыте других участников. Это дополнительная возможность самосовершенствования.
Групповая психотерапия – форма психотерапии, при которой группа людей регулярно встречается под руководством специально подготовленного психотерапевта для разрешения эмоциональных конфликтов, преодоления напряженности, коррекции отклонений в поведении и снятия иных симптомов эмоциональных расстройств. Применяя вербальный и невербальный способы коммуникации, психотерапевт помогает членам группы, состоящей обычно из 5–12 человек, глубже познать самих себя и добиться таких психологических изменений, которые обеспечивают личностный рост. В зависимости от своей подготовки и взглядов руководитель группы может использовать аналитическую терапию либо иные психотерапевтические подходы.
История групповой психотерапии восходит к концу 18 в., когда Ф.Месмер, будучи в Париже, впервые стал проводить сеансы группового гипноза для оказания помощи клиентам. В США первую психотерапевтическую группу организовал в 1905 Дж.Пратт, его усилия были направлены на поднятие морального духа у больных туберкулезом. Вскоре после этого Я.Морено, А.Адлер, З.Фрейд и ряд других ученых внесли значительный вклад в понимание динамики групповой психотерапии. Внимание к ней заметно возросло во время Второй мировой войны в связи с острой нехваткой психиатров. При этом выяснилось, что метод имеет ряд достоинств сам по себе, к тому же им может быть охвачено большое число клиентов.
Теоретические основы. Традиционная групповая психотерапия опирается на психоанализ, т.е. на теории и методы, сформулированные Фрейдом. Психоанализ включает использование свободных ассоциаций, оговорок, фантазий и снов для раскрытия подсознательных мотиваций. Со временем многие психотерапевты, сочтя психоаналитическую теорию ограниченной, перешли на позиции «неофрейдизма» – сформировавшегося в 1930-х годах направления в психологии, основатели которого (в их числе – К.Хорни, Г.Салливан, А.Адлер и К.Юнг) подвергли пересмотру ряд фундаментальных представлений Фрейда и выдвинули несколько новых концепций. Чтобы избежать непродуктивной интеллектуализации и обогатить групповой опыт, некоторые из более традиционных психоаналитиков стали вводить «психодраму», ролевые игры и другие приемы, заимствованные из практики групп встреч и групп тренинга чувствительности (сензитивности).
Цели групповой психотерапии.
Учитывая достаточно большое разнообразие психотерапевтических групп (по ориентации, теоретическим принципам и т.п.), их цели тоже могут быть очень разными. Если обратиться к наиболее общим целям групповой психотерапии, то, например, I.D.Yalom (1985) выделяет следующие:
1. Выяснение проблем каждого участника группы и помощь в понимании и изменении своего состояния.
2. Постепенное увеличение уровня адекватной социальной адаптации.
3. Предоставление информации о закономерностях межличностных и групповых процессов как основе эффективного и гармоничного общения с другими людьми.
4. Поддержка процесса "созревания" личности, проявляющегося в раскрытии ее духовного потенциала.
H.Mullan и M.Rosenbaum (1978) в свою очередь наиболее общие цели групповой психотерапии характеризуют тремя важнейшими чертами личности клиента, раскрытие и развитие которых должно быть обеспечено в группе.
1. Принятие индивидуальной ответственности за свой жизненный выбор и риск.
2. Принятие на себя ответственности за других (группа); по окончании группы она преобразовывается в социальную и культурную ответственность.
3. Осознание самого себя и своих отношений с другими.
Для характеристики целей групповой психотерапии, ориентированной на самопознание участников, A.Fenster (1993) использовал так называемое окно Johari (J.Luft, 1970) (рис. 1). Оно довольно широко распространено в описаниях действенности групповых процессов.
В том, что отдельный участник группы рассказывает о себе, есть вещи, которые одинаково хорошо знают и он сам, и другие участники группы. Это "Я известный". Есть вещи, которые он знает о себе, а другие – нет. Это "Я скрытый". Однако бывают вещи, которые о человеке знают другие, а он сам не знает. Это его "белые пятна". Наконец, есть вещи, которых о человеке не знают ни он сам, ни другие участники группы. Это "Я неизвестный".
По словам A.Fenster (1993), цель групповой психотерапии заключается в том, чтобы расширить границы "Известного Я" за счет областей "Я скрытого", "белых пятен" и "Я неизвестного".
В рамках названных универсальных целей каждый терапевт психотерапевтической группы стремится сформулировать наиболее общие цели конкретной группы, принимая во внимание также конкретные личные цели участников группы.
Работа группы.
Работа любой психотерапевтической группы основывается на групповой динамике как совокупности событий и межличностных взаимодействий в группе. Важнейшим психотерапевтическим фактором становятся взаимоотношения участников группы и их взаимодействие с терапевтом группы. Сама группа - мощный источник терапевтических изменений, так как для воздействия на личность и поведение участника используются не только навыки терапевта, но и психотерапевтический потенциал отдельных участников и группы в целом.
В соответствии с теоретической ориентировкой терапевта и в зависимости от структуры группы в групповой психотерапии наделяются (M.F.Ettin, 1992) три основных направления.
1. В психотерапевтических группах, ориентированных на отдельную личность, больше обсуждаются проблемы отдельных участников, терапевт концентрирует собственные усилия и подключает группу для работы с отдельным участником. К такому способу работы чаще всего тяготеют ортодоксально психоаналитические (S.Slavson), классические гештальт (F.Perls), классические психодраматические (J.Moreno) и поведенческие (J.Wolpe, A.Lazaras) группы.
2. В группах, ориентированных на межличностное взаимодействие участников, больше акцентируются отношения между участниками, а также между ними и терапевтом. В данном случае объектом обсуждения бывают межличностные взаимодействия, возникающие "здесь и теперь", т.е. межличностный опыт. К этой ориентации относятся межличностная групповая психотерапия (I.D.Yalom), неофрейдистское психодинамическое направление (S.Scheidlinger), трансакционный анализ (Е.Веrne), группы недирективной терапии (C.Rogers), "группы встреч" (W.Schutz), Т-группы (J.Bradford. J.Gibb, K.Benne).
3. Ориентация на группу как совокупность означает, что центром усилий терапевта является не отдельный участник или взаимодействие между участниками, а группа как целое. Здесь больше акцентируются групповые действия, коллективные инициативы. К этому направлению относятся тэвистокские группы (W.Bion), групповой анализ (S.Foulkes), группы, ориентированные на конфликт (D.Whitaker, M.Lieberman).
Конечно, такое разделение следует принимать с определенными оговорками, так как реальная психотерапевтическая группа действует, на всех трех уровнях групповой динамики (отдельная личность и ее внутрипсихическая динамика; межличностное взаимодействие участников группы; ситуация и динамика группы как одного целого). В настоящее время чистота какой-либо теоретической ориентации, в том числе и в групповой психотерапии, является больше теоретической абстракцией, чем реальностью.
Преимущества группового опыта.
К преимуществам прежде всего относится межличностное (социальное) обучение, позволяющее более глубоко познакомиться со стилем своего общения с другими людьми, а также приобрести более эффективные социальные навыки. Группа дает возможность глазами других посмотреть на себя и свои проблемы, моделировать свое поведение "здесь и теперь". В группе можно получить различные реакции других ее участников на свои действия, увидеть с их помощью последствия не только в группе, но и вне ее. Группа не только позволяет участникам всесторонне увидеть себя, но и оказывает поддержку при апробации новых способов поведения.
Группа значительно лучше соответствует повседневной реальности, чем контакт психотерапевта – клиента. В группе без усилий "воссоздается" повседневная жизнь каждого участника. Это позволяет более "пространственно" увидеть жизнь и в особенности проблемы и трудности отношений. Взаимосвязь межличностных процессов в группе и межличностных отношений вне группы увеличивает вероятность того, что усвоенные в группе новые способы поведения, изменившееся понимание себя и своих отношений с другими будут перенесены в ситуации реальной жизни.
Группа предоставляет участникам возможность обмениваться жизненным опытом, способами "создания" и решения проблем, учиться на опыте других участников. Это дополнительная возможность самосовершенствования.
Телесно-ориентированная терапия
В курсе телесно-ориентированной терапии создаются возможности воспроизведения в терапевтическом контексте, в ситуации "здесь и теперь" конфликтов и "старых воспоминаний", которые сопровождаются соответствующими чувствами, телесными действиями и физиологическими проявлениями, а также для высвобождения заблокированной энергии, для выхода сдерживаемых с самого детства чувств (страха, стыда, боли, обиды и т.д.) и завершения всех незавершенных в прошлом действий. Таким образом, осуществляется "рассасывание" психического и физического панциря человека.
Средний человек в нашей культуре обладает огромными потенциальными возможностями, но живет и действует, не реализуя их полностью в связи с тем, что, как правило, отождествляет себя лишь с одним из аспектов своего бытия. Это приводит к неподлинному, нездоровому образу жизни, к эмоциональным и психосоматическим расстройствам. Внутренние конфликты, подавленные эмоции и желания отражаются в мышечных зажимах или мышечном панцире человека. Блоки чувствования в свою очередь искажают психическое и физическое функционирование человека.
Специалистам хорошо известно, что возникновение беспокоящих человека симптомов (не имеющих под собой органической причины), как правило, указывает на то, что человек достиг определенной критической точки, когда старый способ существования в жизни, в мире становится невыносимым. В такие моменты возникает срыв, который может произойти как в семейных или профессиональных отношениях, так и в отношении жизненных целей, или может охватить всю жизнь человека в целом.
Специальные технические приемы в курсе телесно-ориентированной терапии позволяют непосредственно активизировать бессознательное и как некий радар сканируют систему психики, выделяют наиболее эмоционально заряженный и значимый материал и облегчают его доступ в сознание. В курсе телесно-ориентированной терапии создаются возможности воспроизведения в терапевтическом контексте, в ситуации "здесь и теперь" конфликтов и "старых воспоминаний", которые сопровождаются соответствующими чувствами, телесными действиями и физиологическими проявлениями, а также для высвобождения заблокированной энергии, для выхода сдерживаемых с самого детства чувств (страха, стыда, боли, обиды и т.д.) и завершения всех незавершенных в прошлом гештальтов. Таким образом, осуществляется "рассасывание" психического и физического панциря человека.
В ситуациях эмпирического переживания в курсе телесно-ориентированной терапии создается возможность в течение короткого времени войти в первоначальную травмирующую ситуацию, приблизиться к корням своей проблемы и достичь состояния бытия, свободного от искусственно привнесенных телесных и психологических привычек, навязанных и мешающих жить и любить.
Конкретный опыт психотерапевтической практики показывает, что путь к целостному присутствию человека в мире, очень часто начинается именно с целостного присутствия в своем теле. И наоборот, дистанцирование от своего тела, отношение к нему как к чему-то чуждому - один из главных признаков психического нездоровья самой различной этиологии и более того - онтологической незащищенности человека. Методы телесно-ориентированной психотерапии повышают ощущение ценности бытия как такового, собственной уникальной жизни и собственного участия в ней, актуализируют стремление жить активно, без страхов и опасений.
В курсе телесно-ориентированной терапии создаются возможности воспроизведения в терапевтическом контексте, в ситуации "здесь и теперь" конфликтов и "старых воспоминаний", которые сопровождаются соответствующими чувствами, телесными действиями и физиологическими проявлениями, а также для высвобождения заблокированной энергии, для выхода сдерживаемых с самого детства чувств (страха, стыда, боли, обиды и т.д.) и завершения всех незавершенных в прошлом действий. Таким образом, осуществляется "рассасывание" психического и физического панциря человека.
Средний человек в нашей культуре обладает огромными потенциальными возможностями, но живет и действует, не реализуя их полностью в связи с тем, что, как правило, отождествляет себя лишь с одним из аспектов своего бытия. Это приводит к неподлинному, нездоровому образу жизни, к эмоциональным и психосоматическим расстройствам. Внутренние конфликты, подавленные эмоции и желания отражаются в мышечных зажимах или мышечном панцире человека. Блоки чувствования в свою очередь искажают психическое и физическое функционирование человека.
Специалистам хорошо известно, что возникновение беспокоящих человека симптомов (не имеющих под собой органической причины), как правило, указывает на то, что человек достиг определенной критической точки, когда старый способ существования в жизни, в мире становится невыносимым. В такие моменты возникает срыв, который может произойти как в семейных или профессиональных отношениях, так и в отношении жизненных целей, или может охватить всю жизнь человека в целом.
Специальные технические приемы в курсе телесно-ориентированной терапии позволяют непосредственно активизировать бессознательное и как некий радар сканируют систему психики, выделяют наиболее эмоционально заряженный и значимый материал и облегчают его доступ в сознание. В курсе телесно-ориентированной терапии создаются возможности воспроизведения в терапевтическом контексте, в ситуации "здесь и теперь" конфликтов и "старых воспоминаний", которые сопровождаются соответствующими чувствами, телесными действиями и физиологическими проявлениями, а также для высвобождения заблокированной энергии, для выхода сдерживаемых с самого детства чувств (страха, стыда, боли, обиды и т.д.) и завершения всех незавершенных в прошлом гештальтов. Таким образом, осуществляется "рассасывание" психического и физического панциря человека.
В ситуациях эмпирического переживания в курсе телесно-ориентированной терапии создается возможность в течение короткого времени войти в первоначальную травмирующую ситуацию, приблизиться к корням своей проблемы и достичь состояния бытия, свободного от искусственно привнесенных телесных и психологических привычек, навязанных и мешающих жить и любить.
Конкретный опыт психотерапевтической практики показывает, что путь к целостному присутствию человека в мире, очень часто начинается именно с целостного присутствия в своем теле. И наоборот, дистанцирование от своего тела, отношение к нему как к чему-то чуждому - один из главных признаков психического нездоровья самой различной этиологии и более того - онтологической незащищенности человека. Методы телесно-ориентированной психотерапии повышают ощущение ценности бытия как такового, собственной уникальной жизни и собственного участия в ней, актуализируют стремление жить активно, без страхов и опасений.
Нейро-Лингвистическое Программирование
Нейро-Лингвистическое Программирование – это самостоятельная область знаний, которая рассматривает структуру субъективного опыта людей, их мыслительные и поведенческие стратегии, моделирование и обучение успешным стратегиям.
Это современное направление практической психологии появилось в начале 70-х годов двадцатого столетия в США.
Суть метода, а также научные корни НЛП отражает само название – Нейро-Лингвистическое Программирование.
В названии "НЛП" часть "Нейро" указывает на то, что для описания опыта человека необходимо знать и понимать "языки мозга" - те нейрологические процессы, которые отвечают за хранение, переработку и передачу информации. Особых успехов НЛП добилось в понимании устройства внутреннего восприятия.
"Лингвистическое" подчеркивает важное значение языка в описании особенностей механизмов мышления и поведения, а также в организации процессов коммуникации.
"Программирование" определяет системность мыслительных и поведенческих процессов: "программа" в переводе с греческого означает "четкая последовательность шагов, направленных на достижение какого-либо результата".
Таким образом, это название указывает на то, что НЛП относится к жизни и к субъективному опыту людей как к системным процессам, имеющим собственную структуру. Именно это делает возможным их изучение и выявление наиболее успешного опыта того, что мы зачастую называем интуицией, талантом, природной одаренностью и т. д.
НЛП можно рассматривать и как научную область знаний, и как искусство, поскольку оно может быть представлено как на уровне практических инструментов и технологий, так и на уровне духовности. НЛП основывается на целостном подходе к рассмотрению опыта человека исходя из концепции единства разума, тела и духа.
НЛП наука о возможностях и ограничениях, о том, как чего-то, что можно, а иногда и невозможно, невероятно, мы добиваемся и как оправдываем себя в том, чтобы не делать шага вперед, когда чувствуем - вот он , настоящий риск, настоящие перемены, настоящая жизнь!
НЛП - наука об управлении восприятием живых организмов - наука о сверхвозможностях, далеко выходящая за пределы решения внутренних конфликтов, улучшения памяти, внимания, манипулирования собеседником или группой людей. Новый опыт, ранее доступный единицам человечества, теперь может стать реальностью и для Вас.
Нейро-Лингвистическое Программирование – это самостоятельная область знаний, которая рассматривает структуру субъективного опыта людей, их мыслительные и поведенческие стратегии, моделирование и обучение успешным стратегиям.
Это современное направление практической психологии появилось в начале 70-х годов двадцатого столетия в США.
Суть метода, а также научные корни НЛП отражает само название – Нейро-Лингвистическое Программирование.
В названии "НЛП" часть "Нейро" указывает на то, что для описания опыта человека необходимо знать и понимать "языки мозга" - те нейрологические процессы, которые отвечают за хранение, переработку и передачу информации. Особых успехов НЛП добилось в понимании устройства внутреннего восприятия.
"Лингвистическое" подчеркивает важное значение языка в описании особенностей механизмов мышления и поведения, а также в организации процессов коммуникации.
"Программирование" определяет системность мыслительных и поведенческих процессов: "программа" в переводе с греческого означает "четкая последовательность шагов, направленных на достижение какого-либо результата".
Таким образом, это название указывает на то, что НЛП относится к жизни и к субъективному опыту людей как к системным процессам, имеющим собственную структуру. Именно это делает возможным их изучение и выявление наиболее успешного опыта того, что мы зачастую называем интуицией, талантом, природной одаренностью и т. д.
НЛП можно рассматривать и как научную область знаний, и как искусство, поскольку оно может быть представлено как на уровне практических инструментов и технологий, так и на уровне духовности. НЛП основывается на целостном подходе к рассмотрению опыта человека исходя из концепции единства разума, тела и духа.
НЛП наука о возможностях и ограничениях, о том, как чего-то, что можно, а иногда и невозможно, невероятно, мы добиваемся и как оправдываем себя в том, чтобы не делать шага вперед, когда чувствуем - вот он , настоящий риск, настоящие перемены, настоящая жизнь!
НЛП - наука об управлении восприятием живых организмов - наука о сверхвозможностях, далеко выходящая за пределы решения внутренних конфликтов, улучшения памяти, внимания, манипулирования собеседником или группой людей. Новый опыт, ранее доступный единицам человечества, теперь может стать реальностью и для Вас.