Я их не читал, скоре всего, они идиоты.
--------------------
Безусловно!!!
В лучшем достоевском значении этого слова.
Все гении - идиоты. Да и многие великие таланты - тоже большей частью...
А умные люди пишут космооперы)))
--------------------
Безусловно!!!
В лучшем достоевском значении этого слова.
Все гении - идиоты. Да и многие великие таланты - тоже большей частью...
А умные люди пишут космооперы)))
Вот почувствовав дух этого роскошества с первых строк, я тогда же, лет 15 назад, и закрыла его для себя... так и не познав качественной беллетристики, видимо : )
Мыша, а Огнеёгу то ты читал?
Ну, он же и ставил такую цель - стилизация, динамичный хороший язык и саспенс-саспенс-саспенс!!!И успешно достиг цели, мастерски!
Это захватывает многих
Это захватывает многих
Строго говоря, хороводы водят и не только вокруг того, на что садятся мухи
Попробуйте еще Гессе "Игру в бисер"... должно вштырить. Мне кажется, сейчас это еще более современно и отражает происходящее, чем даже когда Гессе это писал... во всяком случае, относительно искусства... которое прямо на наших глазах пытается покончить уже с собой и окончательно и недвижимо лечь под масскульт. Да и с остальным тоже...
Читал конечно! Я же не какой-нибудь тут, а в супе. Даже возю книжку с собой везде, куда езжю.
Сейчас читают
Встречаемя в реале-кто "за"?
60342
496
Каток! Новый сезон. :)
49746
405
Дневной дозор.
130437
1000
А многие познали...
Я вот прочла всё лучшее у Акунина)) Даже, наверное, вообще все, кроме нескольких совсем последних вещей... Как-то вдруг разом пришло насыщение)
Я вот прочла всё лучшее у Акунина)) Даже, наверное, вообще все, кроме нескольких совсем последних вещей... Как-то вдруг разом пришло насыщение)
Скорпиоша_777
guru
у меня была в свое время акуномания, в день по книге читала. А недавно открыла его Черный город и поняла что не могу, все, как бабка отшептала
и саспенс-саспенс-саспенсВы даже по русски свои слюни выпустить не можите.
Фуфуфу!
Строго говоря, хороводы водятВокруг мыша, на пример?...
SkwоT
чужестранец
Вот!
С нашей коровой-Зорькой тот же случАй)))
Никакого желания прочесть новое)
(Но Черный город я еще прочла))
С нашей коровой-Зорькой тот же случАй)))
Никакого желания прочесть новое)
(Но Черный город я еще прочла))
Мы вообще слюни не умеем пускать))
Нет русского аналога(( Не знали русские пейсатели такого приема... они все больше насчет поразмышлять о высоком, порефлексировать о смыслах собственной никчемной жизни - куда им саспенс))))
Нет русского аналога(( Не знали русские пейсатели такого приема... они все больше насчет поразмышлять о высоком, порефлексировать о смыслах собственной никчемной жизни - куда им саспенс))))
Попробуйте еще ГессеПомню, читал Степного волка - было неинтересно.
Но не так неинтересно, как от плохого писания, просто ждал от такого названия чуть ли не фентези с драконами, ну или что-то монументальное про страдания всякого печорина или обломова.
В данный момент - да. Ты тоже умеешь создать вокруг себя нездоровый ажиотаж.
Игра в бисер, говорю... Как слышно меня? Приём.
Ну и это, читать про деградацию искусства, как и про многое другое просто неинтересно, потому что сам все это досконально знаешь. Получается - перерос большинство кник...
Вы продолжаете меня пугать, уже на грани троллинга..
(*корчит ужасные гримасы для полного эффекта...
Я профессиональный читатель, то есть, не для развлечения или пищи уму/сердцу/душе.
Читаю очень многое, чтоб знать)
А что касается увлекательности фабулы - у Акунина она неподражаемая) Я увлекаюсь и развлекаюсь с удовольствием, вообще-то... это ж приятно (мне приятно, я за себя) - поразвлечь себя захватывающим рядом острых событий, да еще детективного толка, как Акунин любит...
Я профессиональный читатель, то есть, не для развлечения или пищи уму/сердцу/душе.
Читаю очень многое, чтоб знать)
А что касается увлекательности фабулы - у Акунина она неподражаемая) Я увлекаюсь и развлекаюсь с удовольствием, вообще-то... это ж приятно (мне приятно, я за себя) - поразвлечь себя захватывающим рядом острых событий, да еще детективного толка, как Акунин любит...
Я понял про бисер, понял. Просто говорю про то, что читал из Гессе. Может, и про бисер начинал, да не помню уже.
Получается - перерос большинство кник...Вот, интересно про это...
Выделила синим фрагмент рассказа про "перерос большинство книг"
Показать спойлер
Пари. Антон Павлович Чехов.
Опубликовал HUNTER | 21.09.2009
I
Была тёмная, осенняя ночь. Старый банкир ходил у себя в кабинете из угла в угол и вспоминал, как пятнадцать лет тому назад, осенью, он давал вечер. На этом вечере было много умных людей и велись интересные разговоры. Между прочим, говорили о смертной казни. Гости, среди которых было немало учёных и журналистов, в большинстве относились к смертной казни отрицательно. Они находили этот способ наказания устаревшим, непригодным для христианских государств и безнравственным. По мнению некоторых из них, смертную казнь повсеместно следовало бы заменить пожизненным заключением.
— Я с вами не согласен,- сказал хозяин-банкир. — Я не пробовал ни смертной казни, ни пожизненного заключения, но если можно судить a priori, то, по-моему, смертная казнь нравственнее и гуманнее заключения. Казнь убивает сразу, а пожизненное заключение медленно. Какой же палач человечнее? Тот ли, который убивает вас в несколько минут, или тот, который вытягивает из вас жизнь в продолжение многих лет?
— То и другое одинаково безнравственно,- заметил кто-то из гостей,- потому что имеет одну и ту же цель — отнятие жизни. Государство — не бог. Оно не имеет права отнимать то, чего не может вернуть, если захочет.
Среди гостей находился один юрист, молодой человек лет двадцати пяти. Когда спросили его мнения, он сказал:
— И смертная казнь и пожизненное заключение одинаково безнравственны, но если бы мне предложили выбирать между казнью и пожизненным заключением, то, конечно, я выбрал бы второе. Жить как-нибудь лучше, чем никак.
Поднялся оживлённый спор. Банкир, бывший тогда помоложе и нервнее, вдруг вышел из себя, ударил кулаком по столу и крикнул, обращаясь к молодому юристу:
— Неправда! Держу пари на два миллиона, что вы не высидите в каземате и пяти лет.
— Если это серьёзно,- ответил ему юрист,-то держу пари, что высижу не пять, а пятнадцать.
— Пятнадцать? Идёт! — крикнул банкир.- Господа, я ставлю два миллиона!
— Согласен! Вы ставите миллионы, а я свою свободу! — сказал юрист.
И это дикое, бессмысленное пари состоялось! Банкир, не знавший тогда счета своим миллионам, избалованный и легкомысленный, был в восторге от пари. За ужином он шутил над юристом и говорил:
— Образумьтесь, молодой человек, пока ещё не поздно. Для меня два миллиона составляют пустяки, а вы рискуете потерять три-четыре лучших года вашей жизни. Говорю — три-четыре, потому что вы не высидите дольше. Не забывайте также, несчастный, что добровольное заточение гораздо тяжелее обязательного. Мысль, что каждую минуту вы имеете право выйти на свободу, отравит вам в каземате все ваше существование. Мне жаль вас!
И теперь банкир, шагая из угла в угол, вспоминал все это и спрашивал себя:
— К чему это пари? Какая польза от того, что юрист потерял пятнадцать лет жизни, а я брошу два миллиона? Может ли это доказать людям, что смертная казнь хуже или лучше пожизненного заключения? Нет и нет. Вздор и бессмыслица. С моей стороны то была прихоть сытого человека, а со стороны юриста — простая алчность к деньгам…
Далее вспоминал он о том, что произошло после описанного вечера. Решено было, что юрист будет отбывать своё заключение под строжайшим надзором в одном из флигелей, построенных в саду банкира. Условились, что в продолжение пятнадцати лет он будет лишён права переступать порог флигеля, видеть живых людей, слышать человеческие голоса и получать письма и газеты. Ему разрешалось иметь музыкальный инструмент, читать книги, писать письма, пить вино и курить табак. С внешним миром, по условию, он мог сноситься не иначе, как молча, через маленькое окно, нарочно устроенное для этого. Все, что нужно, книги, ноты, вино и прочее, он мог получать по записке в каком угодно количестве, но только через окно. Договор предусматривал все подробности и мелочи, делавшие заключение строго одиночным, и обязывал юриста высидеть ровно пятнадцать лет, с 12-ти часов 14 ноября 1870 г. и кончая 12-ю часами 14 ноября 1885 г. Малейшая попытка со стороны юриста нарушить условия, хотя бы за две минуты до срока, освобождала банкира от обязанности платить ему два миллиона.
В первый год заключения юрист, насколько можно было судить по его коротким запискам, сильно страдал от одиночества и скуки. Из его флигеля постоянно днем и ночью слышались звуки рояля! Он отказался от вина и табаку. Вино, писал он, возбуждает желания, а желания — первые враги узника; к тому же нет ничего скучнее, как пить хорошее вино и никого не видеть. А табак портит в его комнате воздух. В первый год юристу посылались книги преимущественно лёгкого содержания: романы с сложной любовной интригой, уголовные и фантастические рассказы, комедии и т. п.
Во второй год музыка уже смолкла во флигеле, и юрист требовал в своих записках только классиков. В пятый год снова послышалась музыка, и узник попросил вина. Те, которые наблюдали за ним в окошко, говорили, что весь этот год он только ел, пил и лежал на постели, часто зевал, сердито разговаривал сам с собою. Книг он не читал. Иногда по ночам он садился писать, писал долго и под утро разрывал на клочки все написанное. Слышали не раз, как он плакал.
Во второй половине шестого года узник усердно занялся изучением языков, философией и историей. Он жадно принялся за эти науки, так что банкир едва успевал выписывать для него книги. В продолжение четырёх лет по его требованию было выписано около шестисот томов. В период этого увлечения банкир, между прочим, получил от своего узника такое письмо: «Дорогой мой тюремщик! Пишу вам эти строки на шести языках. Покажите их сведущим людям. Пусть прочтут. Если они не найдут ни одной ошибки, то, умоляю вас, прикажите выстрелить в саду из ружья. Выстрел этот скажет мне, что мои усилия не пропали даром. Гении всех веков и стран говорят на различных языках, но горит во всех их одно и то же пламя. О, если бы вы знали, какое неземное счастье испытывает теперь моя душа оттого, что я умею понимать их!» Желание узника было исполнено. Банкир приказал выстрелить в саду два раза.
Затем после десятого года юрист неподвижно сидел за столом и читал одно только евангелие. Банкиру казалось странным, что человек, одолевший в четыре года шестьсот мудрёных томов, потратил около года на чтение одной удобопонятной и не толстой книги. На смену евангелию пришли история религий и богословие.
В последние два года заточения узник читал чрезвычайно много, без всякого разбора. То он занимался естественными науками, то требовал Байрона или Шекспира. Бывали он него такие записки, где он просил прислать ему в одно и то же время и химию, и медицинский учебник, и роман, и какой-нибудь философский или богословский трактат. Его чтение было похоже на то, как будто он плавал в море среди обломков корабля и, желая спасти себе жизнь, жадно хватался то за один обломок, то за другой!
II
Старик банкир вспоминал все это и думал:
«Завтра в двенадцать часов он получает свободу. По условию, я должен буду уплатить ему два миллиона. Если я уплачу, то все погибло: я окончательно разорен…»
Пятнадцать лет тому назад он не знал счета своим миллионам, теперь же он боялся спросить себя, чего у него больше — денег или долгов? Азартная биржевая игра, рискованные спекуляции и горячность, от которой он не мог отрешиться даже в старости, мало-помалу привели в упадок его дела, и бесстрашный, самонадеянный, гордый богач превратился в банкира средней руки, трепещущего при всяком повышении и понижении бумаг.
— Проклятое пари!- бормотал старик, в отчаянии хватая себя за голову.- Зачем этот человек не умер? Ему ещё сорок лет. Он возьмет с меня последнее, женится, будет наслаждаться жизнью, играть на бирже, а я, как нищий, буду глядеть с завистью и каждый день слышать от него одну и ту же фразу: «Я обязан вам счастьем моей жизни, позвольте мне помочь вам!» Нет, это слишком! Единственное спасение от банкротства и позора — смерть этого человека!
Пробило три часа. Банкир прислушался: в доме все спали, и только слышно было, как за окнами шумели озябшие деревья. Стараясь не издавать ни звука, он достал из несгораемого шкафа ключ от двери, которая не отворялась в продолжение пятнадцати лет, надел пальто и вышел из дому.
В саду было темно и холодно. Шёл дождь. Резкий сырой ветер с воем носился по всему саду и не давал покоя деревьям. Банкир напрягал зрение, но не видел ни земли, ни белых статуй, ни флигеля, ни деревьев. Подойдя к тому месту, где находился флигель, он два раза окликнул сторожа. Ответа не последовало. Очевидно, сторож укрылся от непогоды и теперь спал где-нибудь на кухне или в оранжерее.
«Если у меня хватит духа исполнить своё намерение, — подумал старик,-то подозрение прежде всего падёт на сторожа».
Он нащупал в потемках ступени и дверь и вошел в переднюю флигеля, затем ощупью пробрался в небольшой коридор и зажег спичку. Тут не было ни души. Стояла чья-то кровать без постели, да темнела в углу чугунная печка. Печати на двери, ведущей в комнату узника, были целы.
Когда потухла спичка, старик, дрожа от волнения, заглянул в маленькое окно.
В комнате узника тускло горела свеча. Сам он сидел у стола. Видны были только его спина, волосы на голове да руки. На столе, на двух креслах и на ковре, возле стола, лежали раскрытые книги.
Прошло пять минут, и узник ни разу не шевельнулся. Пятнадцатилетнее заключение научило его сидеть неподвижно. Банкир постучал пальцем в окно, и узник не ответил на этот стук ни одним движением. Тогда банкир осторожно сорвал с двери печати и вложил ключ в замочную скважину. Заржавленный замок издал хриплый звук, и дверь скрипнула. Банкир ожидал, что тотчас же послышится крик удивления и шаги, но прошло минуты три, и за дверью было тихо по-прежнему. Он решился войти в комнату.
За столом неподвижно сидел человек, не похожий на обыкновенных людей. Это был скелет, обтянутый кожей, с длинными жёсткими кудрями и с косматой бородой. Цвет лица у него был жёлтый, с землистым оттенком, щеки впалые, спина длинная и узкая, а рука, которою он поддерживал свою волосатую голову, была так тонка и худа, что на нее было жутко смотреть. В волосах его уже серебрилась седина, и, глядя на старчески измождённое лицо, никто не поверил бы, что ему только сорок лет. Он спал… Перед его склонённою головой на столе лежал лист бумаги, на котором было что-то написано мелким почерком.
«Жалкий человек!- подумал банкир.- Спит и, вероятно, видит во сне миллионы! А стоит мне только взять этого полу-мертвеца, бросить его на постель, слегка придушить подушкой, и самая добросовестная экспертиза не найдет знаков насильственной смерти. Однако прочтём сначала, что он тут написал…»
Банкир взял со стола лист и прочел следующее:
«Завтра в двенадцать часов дня я получаю свободу и право общения с людьми. Но, прежде чем оставить эту комнату и увидеть солнце, я считаю нужным сказать вам несколько слов. По чистой совести и перед богом, который видит меня, заявляю вам, что я презираю и свободу, и жизнь, и здоровье, и все то, что в ваших книгах называется благами мира.
Пятнадцать лет я внимательно изучал земную жизнь. Правда, я не видел земли и людей, но в ваших книгах я пил ароматное вино, пел песни, гонялся в лесах за оленями и дикими кабанами, любил женщин… Красавицы, воздушные, как облако, созданные волшебством ваших гениальных поэтов, посещали меня ночью и шептали мне чудные сказки, от которых пьянела моя голова. В ваших книгах я взбирался на вершины Эльбруса и Монблана и видел оттуда, как по утрам восходило солнце и как по вечерам заливало оно небо, океан и горные вершины багряным золотом; я видел оттуда, как надо мной, рассекая тучи, сверкали молнии; я видел зелёные леса, поля, реки, озера, города, слышал пение сирен и игру пастушеских свирелей, осязал крылья прекрасных дьяволов, прилетавших ко мне беседовать о боге… В ваших книгах я бросался в бездонные пропасти, творил чудеса, убивал, сжигал города, проповедовал новые религии, завоёвывал целые царства…
Ваши книги дали мне мудрость. Все то, что веками создавала неутомимая человеческая мысль, сдавлено в моем черепе в небольшой ком. Я знаю, что я умнее всех вас.
И я презираю ваши книги, презираю все блага мира и мудрость. Все ничтожно, бренно, призрачно и обманчиво, как мираж. Пусть вы горды, мудры и прекрасны, но смерть сотрёт вас с лица земли наравне с подпольными мышами, а потомство ваше, история, бессмертие ваших гениев замёрзнут или сгорят вместе с земным шаром.
Вы обезумели и идете не по той дороге. Ложь принимаете вы за правду и безобразие за красоту. Вы удивились бы, если бы вследствие каких-нибудь обстоятельств на яблонях и апельсинных деревьях вместо плодов вдруг выросли лягушки и ящерицы или розы стали издавать запах вспотевшей лошади; так я удивляюсь вам, променявшим небо на землю. Я не хочу понимать вас.
Чтоб показать вам на деле презрение к тому, чем живёте вы, я отказываюсь от двух миллионов, о которых я когда-то мечтал, как о рае, и которые теперь презираю. Чтобы лишить себя права на них, я выйду отсюда за пять часов до условленного срока и таким образом нарушу договор…»
Прочитав это, банкир положил лист на стол, поцеловал странного человека в голову, заплакал и вышел из флигеля. Никогда в другое время, даже после сильных проигрышей на бирже, он не чувствовал такого презрения к самому себе, как теперь. Придя домой, он лег в постель, но волнение и слезы долго не давали ему уснуть…
На другой день утром прибежали бледные сторожа и сообщили ему, что они видели, как человек, живущий во флигеле, пролез через окно в сад, пошёл к воротам, затем куда-то скрылся. Вместе со слугами банкир тотчас же отправился во флигель и удостоверил бегство своего узника. Чтобы не возбуждать лишних толков, он взял со стола лист с отречением и, вернувшись к себе, запер его в несгораемый шкаф.
Опубликовал HUNTER | 21.09.2009
I
Была тёмная, осенняя ночь. Старый банкир ходил у себя в кабинете из угла в угол и вспоминал, как пятнадцать лет тому назад, осенью, он давал вечер. На этом вечере было много умных людей и велись интересные разговоры. Между прочим, говорили о смертной казни. Гости, среди которых было немало учёных и журналистов, в большинстве относились к смертной казни отрицательно. Они находили этот способ наказания устаревшим, непригодным для христианских государств и безнравственным. По мнению некоторых из них, смертную казнь повсеместно следовало бы заменить пожизненным заключением.
— Я с вами не согласен,- сказал хозяин-банкир. — Я не пробовал ни смертной казни, ни пожизненного заключения, но если можно судить a priori, то, по-моему, смертная казнь нравственнее и гуманнее заключения. Казнь убивает сразу, а пожизненное заключение медленно. Какой же палач человечнее? Тот ли, который убивает вас в несколько минут, или тот, который вытягивает из вас жизнь в продолжение многих лет?
— То и другое одинаково безнравственно,- заметил кто-то из гостей,- потому что имеет одну и ту же цель — отнятие жизни. Государство — не бог. Оно не имеет права отнимать то, чего не может вернуть, если захочет.
Среди гостей находился один юрист, молодой человек лет двадцати пяти. Когда спросили его мнения, он сказал:
— И смертная казнь и пожизненное заключение одинаково безнравственны, но если бы мне предложили выбирать между казнью и пожизненным заключением, то, конечно, я выбрал бы второе. Жить как-нибудь лучше, чем никак.
Поднялся оживлённый спор. Банкир, бывший тогда помоложе и нервнее, вдруг вышел из себя, ударил кулаком по столу и крикнул, обращаясь к молодому юристу:
— Неправда! Держу пари на два миллиона, что вы не высидите в каземате и пяти лет.
— Если это серьёзно,- ответил ему юрист,-то держу пари, что высижу не пять, а пятнадцать.
— Пятнадцать? Идёт! — крикнул банкир.- Господа, я ставлю два миллиона!
— Согласен! Вы ставите миллионы, а я свою свободу! — сказал юрист.
И это дикое, бессмысленное пари состоялось! Банкир, не знавший тогда счета своим миллионам, избалованный и легкомысленный, был в восторге от пари. За ужином он шутил над юристом и говорил:
— Образумьтесь, молодой человек, пока ещё не поздно. Для меня два миллиона составляют пустяки, а вы рискуете потерять три-четыре лучших года вашей жизни. Говорю — три-четыре, потому что вы не высидите дольше. Не забывайте также, несчастный, что добровольное заточение гораздо тяжелее обязательного. Мысль, что каждую минуту вы имеете право выйти на свободу, отравит вам в каземате все ваше существование. Мне жаль вас!
И теперь банкир, шагая из угла в угол, вспоминал все это и спрашивал себя:
— К чему это пари? Какая польза от того, что юрист потерял пятнадцать лет жизни, а я брошу два миллиона? Может ли это доказать людям, что смертная казнь хуже или лучше пожизненного заключения? Нет и нет. Вздор и бессмыслица. С моей стороны то была прихоть сытого человека, а со стороны юриста — простая алчность к деньгам…
Далее вспоминал он о том, что произошло после описанного вечера. Решено было, что юрист будет отбывать своё заключение под строжайшим надзором в одном из флигелей, построенных в саду банкира. Условились, что в продолжение пятнадцати лет он будет лишён права переступать порог флигеля, видеть живых людей, слышать человеческие голоса и получать письма и газеты. Ему разрешалось иметь музыкальный инструмент, читать книги, писать письма, пить вино и курить табак. С внешним миром, по условию, он мог сноситься не иначе, как молча, через маленькое окно, нарочно устроенное для этого. Все, что нужно, книги, ноты, вино и прочее, он мог получать по записке в каком угодно количестве, но только через окно. Договор предусматривал все подробности и мелочи, делавшие заключение строго одиночным, и обязывал юриста высидеть ровно пятнадцать лет, с 12-ти часов 14 ноября 1870 г. и кончая 12-ю часами 14 ноября 1885 г. Малейшая попытка со стороны юриста нарушить условия, хотя бы за две минуты до срока, освобождала банкира от обязанности платить ему два миллиона.
В первый год заключения юрист, насколько можно было судить по его коротким запискам, сильно страдал от одиночества и скуки. Из его флигеля постоянно днем и ночью слышались звуки рояля! Он отказался от вина и табаку. Вино, писал он, возбуждает желания, а желания — первые враги узника; к тому же нет ничего скучнее, как пить хорошее вино и никого не видеть. А табак портит в его комнате воздух. В первый год юристу посылались книги преимущественно лёгкого содержания: романы с сложной любовной интригой, уголовные и фантастические рассказы, комедии и т. п.
Во второй год музыка уже смолкла во флигеле, и юрист требовал в своих записках только классиков. В пятый год снова послышалась музыка, и узник попросил вина. Те, которые наблюдали за ним в окошко, говорили, что весь этот год он только ел, пил и лежал на постели, часто зевал, сердито разговаривал сам с собою. Книг он не читал. Иногда по ночам он садился писать, писал долго и под утро разрывал на клочки все написанное. Слышали не раз, как он плакал.
Во второй половине шестого года узник усердно занялся изучением языков, философией и историей. Он жадно принялся за эти науки, так что банкир едва успевал выписывать для него книги. В продолжение четырёх лет по его требованию было выписано около шестисот томов. В период этого увлечения банкир, между прочим, получил от своего узника такое письмо: «Дорогой мой тюремщик! Пишу вам эти строки на шести языках. Покажите их сведущим людям. Пусть прочтут. Если они не найдут ни одной ошибки, то, умоляю вас, прикажите выстрелить в саду из ружья. Выстрел этот скажет мне, что мои усилия не пропали даром. Гении всех веков и стран говорят на различных языках, но горит во всех их одно и то же пламя. О, если бы вы знали, какое неземное счастье испытывает теперь моя душа оттого, что я умею понимать их!» Желание узника было исполнено. Банкир приказал выстрелить в саду два раза.
Затем после десятого года юрист неподвижно сидел за столом и читал одно только евангелие. Банкиру казалось странным, что человек, одолевший в четыре года шестьсот мудрёных томов, потратил около года на чтение одной удобопонятной и не толстой книги. На смену евангелию пришли история религий и богословие.
В последние два года заточения узник читал чрезвычайно много, без всякого разбора. То он занимался естественными науками, то требовал Байрона или Шекспира. Бывали он него такие записки, где он просил прислать ему в одно и то же время и химию, и медицинский учебник, и роман, и какой-нибудь философский или богословский трактат. Его чтение было похоже на то, как будто он плавал в море среди обломков корабля и, желая спасти себе жизнь, жадно хватался то за один обломок, то за другой!
II
Старик банкир вспоминал все это и думал:
«Завтра в двенадцать часов он получает свободу. По условию, я должен буду уплатить ему два миллиона. Если я уплачу, то все погибло: я окончательно разорен…»
Пятнадцать лет тому назад он не знал счета своим миллионам, теперь же он боялся спросить себя, чего у него больше — денег или долгов? Азартная биржевая игра, рискованные спекуляции и горячность, от которой он не мог отрешиться даже в старости, мало-помалу привели в упадок его дела, и бесстрашный, самонадеянный, гордый богач превратился в банкира средней руки, трепещущего при всяком повышении и понижении бумаг.
— Проклятое пари!- бормотал старик, в отчаянии хватая себя за голову.- Зачем этот человек не умер? Ему ещё сорок лет. Он возьмет с меня последнее, женится, будет наслаждаться жизнью, играть на бирже, а я, как нищий, буду глядеть с завистью и каждый день слышать от него одну и ту же фразу: «Я обязан вам счастьем моей жизни, позвольте мне помочь вам!» Нет, это слишком! Единственное спасение от банкротства и позора — смерть этого человека!
Пробило три часа. Банкир прислушался: в доме все спали, и только слышно было, как за окнами шумели озябшие деревья. Стараясь не издавать ни звука, он достал из несгораемого шкафа ключ от двери, которая не отворялась в продолжение пятнадцати лет, надел пальто и вышел из дому.
В саду было темно и холодно. Шёл дождь. Резкий сырой ветер с воем носился по всему саду и не давал покоя деревьям. Банкир напрягал зрение, но не видел ни земли, ни белых статуй, ни флигеля, ни деревьев. Подойдя к тому месту, где находился флигель, он два раза окликнул сторожа. Ответа не последовало. Очевидно, сторож укрылся от непогоды и теперь спал где-нибудь на кухне или в оранжерее.
«Если у меня хватит духа исполнить своё намерение, — подумал старик,-то подозрение прежде всего падёт на сторожа».
Он нащупал в потемках ступени и дверь и вошел в переднюю флигеля, затем ощупью пробрался в небольшой коридор и зажег спичку. Тут не было ни души. Стояла чья-то кровать без постели, да темнела в углу чугунная печка. Печати на двери, ведущей в комнату узника, были целы.
Когда потухла спичка, старик, дрожа от волнения, заглянул в маленькое окно.
В комнате узника тускло горела свеча. Сам он сидел у стола. Видны были только его спина, волосы на голове да руки. На столе, на двух креслах и на ковре, возле стола, лежали раскрытые книги.
Прошло пять минут, и узник ни разу не шевельнулся. Пятнадцатилетнее заключение научило его сидеть неподвижно. Банкир постучал пальцем в окно, и узник не ответил на этот стук ни одним движением. Тогда банкир осторожно сорвал с двери печати и вложил ключ в замочную скважину. Заржавленный замок издал хриплый звук, и дверь скрипнула. Банкир ожидал, что тотчас же послышится крик удивления и шаги, но прошло минуты три, и за дверью было тихо по-прежнему. Он решился войти в комнату.
За столом неподвижно сидел человек, не похожий на обыкновенных людей. Это был скелет, обтянутый кожей, с длинными жёсткими кудрями и с косматой бородой. Цвет лица у него был жёлтый, с землистым оттенком, щеки впалые, спина длинная и узкая, а рука, которою он поддерживал свою волосатую голову, была так тонка и худа, что на нее было жутко смотреть. В волосах его уже серебрилась седина, и, глядя на старчески измождённое лицо, никто не поверил бы, что ему только сорок лет. Он спал… Перед его склонённою головой на столе лежал лист бумаги, на котором было что-то написано мелким почерком.
«Жалкий человек!- подумал банкир.- Спит и, вероятно, видит во сне миллионы! А стоит мне только взять этого полу-мертвеца, бросить его на постель, слегка придушить подушкой, и самая добросовестная экспертиза не найдет знаков насильственной смерти. Однако прочтём сначала, что он тут написал…»
Банкир взял со стола лист и прочел следующее:
«Завтра в двенадцать часов дня я получаю свободу и право общения с людьми. Но, прежде чем оставить эту комнату и увидеть солнце, я считаю нужным сказать вам несколько слов. По чистой совести и перед богом, который видит меня, заявляю вам, что я презираю и свободу, и жизнь, и здоровье, и все то, что в ваших книгах называется благами мира.
Пятнадцать лет я внимательно изучал земную жизнь. Правда, я не видел земли и людей, но в ваших книгах я пил ароматное вино, пел песни, гонялся в лесах за оленями и дикими кабанами, любил женщин… Красавицы, воздушные, как облако, созданные волшебством ваших гениальных поэтов, посещали меня ночью и шептали мне чудные сказки, от которых пьянела моя голова. В ваших книгах я взбирался на вершины Эльбруса и Монблана и видел оттуда, как по утрам восходило солнце и как по вечерам заливало оно небо, океан и горные вершины багряным золотом; я видел оттуда, как надо мной, рассекая тучи, сверкали молнии; я видел зелёные леса, поля, реки, озера, города, слышал пение сирен и игру пастушеских свирелей, осязал крылья прекрасных дьяволов, прилетавших ко мне беседовать о боге… В ваших книгах я бросался в бездонные пропасти, творил чудеса, убивал, сжигал города, проповедовал новые религии, завоёвывал целые царства…
Ваши книги дали мне мудрость. Все то, что веками создавала неутомимая человеческая мысль, сдавлено в моем черепе в небольшой ком. Я знаю, что я умнее всех вас.
И я презираю ваши книги, презираю все блага мира и мудрость. Все ничтожно, бренно, призрачно и обманчиво, как мираж. Пусть вы горды, мудры и прекрасны, но смерть сотрёт вас с лица земли наравне с подпольными мышами, а потомство ваше, история, бессмертие ваших гениев замёрзнут или сгорят вместе с земным шаром.
Вы обезумели и идете не по той дороге. Ложь принимаете вы за правду и безобразие за красоту. Вы удивились бы, если бы вследствие каких-нибудь обстоятельств на яблонях и апельсинных деревьях вместо плодов вдруг выросли лягушки и ящерицы или розы стали издавать запах вспотевшей лошади; так я удивляюсь вам, променявшим небо на землю. Я не хочу понимать вас.
Чтоб показать вам на деле презрение к тому, чем живёте вы, я отказываюсь от двух миллионов, о которых я когда-то мечтал, как о рае, и которые теперь презираю. Чтобы лишить себя права на них, я выйду отсюда за пять часов до условленного срока и таким образом нарушу договор…»
Прочитав это, банкир положил лист на стол, поцеловал странного человека в голову, заплакал и вышел из флигеля. Никогда в другое время, даже после сильных проигрышей на бирже, он не чувствовал такого презрения к самому себе, как теперь. Придя домой, он лег в постель, но волнение и слезы долго не давали ему уснуть…
На другой день утром прибежали бледные сторожа и сообщили ему, что они видели, как человек, живущий во флигеле, пролез через окно в сад, пошёл к воротам, затем куда-то скрылся. Вместе со слугами банкир тотчас же отправился во флигель и удостоверил бегство своего узника. Чтобы не возбуждать лишних толков, он взял со стола лист с отречением и, вернувшись к себе, запер его в несгораемый шкаф.
Показать спойлер
Тропик ракомХм... "Тропик Рака"? Так-то его в 1934 году впервые опубликовали.
А Мураками в паре с Ошо - это просто замечательно...
Это как ворованная поп-музыка , ухандошенная 'элитой' современной росс. эстрады.. как же это может захватывать и развлекать.. ну всё равно что с удовольствием давиться соевым шоколадом..
Ну, может, значит....
(*развела руками беспомощно...
Мне было интересно читать про Пелагею с бульдогами, Алмазную колесницу, мне нравится японец очень - классический слуга, стилизованный под самурая, мне нравилось, как Акунин легко и динамично ведет сюжет...я проглатывала роман в день тоже. Я быстро читаю, если хочется узнать, чем кончилось))
А про стилизации - так ведь собственный художественный метод в мировой литературе создали единицы (Гомер, там, Данте, Шекспир..., а собственный стиль - только сотни. А всего писателей, наверное, за все время было... миллион! И у каждого по сути была стилизация предшественика... Пушкин и Лермонтов начинали со стилизаций Байрона, Толстой подражал Бальзаку, Мольер и Корнель - Еврипиду и Софоклу... Все так делали))) Есть понятие литературной школы, требования жанра, которые необходимо соблюдать, метод эпохи и проч. Весь постмодернизм построен на пазлах из стилей, на подражании, римейках, эклектике, игре фрагментами смыслов и стилей... Кстати, от же Гессе начал об этом первый говорить в Игре в бисер
(*развела руками беспомощно...
Мне было интересно читать про Пелагею с бульдогами, Алмазную колесницу, мне нравится японец очень - классический слуга, стилизованный под самурая, мне нравилось, как Акунин легко и динамично ведет сюжет...я проглатывала роман в день тоже. Я быстро читаю, если хочется узнать, чем кончилось))
А про стилизации - так ведь собственный художественный метод в мировой литературе создали единицы (Гомер, там, Данте, Шекспир..., а собственный стиль - только сотни. А всего писателей, наверное, за все время было... миллион! И у каждого по сути была стилизация предшественика... Пушкин и Лермонтов начинали со стилизаций Байрона, Толстой подражал Бальзаку, Мольер и Корнель - Еврипиду и Софоклу... Все так делали))) Есть понятие литературной школы, требования жанра, которые необходимо соблюдать, метод эпохи и проч. Весь постмодернизм построен на пазлах из стилей, на подражании, римейках, эклектике, игре фрагментами смыслов и стилей... Кстати, от же Гессе начал об этом первый говорить в Игре в бисер
Скорпиоша_777
guru
ну кому-то нравится и соевый шоколад, что ж вы не даете каждому иметь собственный вкус?
Thierry
guru
Не устою перед соблазном вернуть Вам эту фразу в контексте "50 оттенков серого"
Скорпиоша_777
guru
я насколько помню, вы ее поклонница?)
Thierry
guru
Хм... насколько вообще можно быть поклонницей порнографии... . Я не считаю эту книгу литературным произведением. Но в своей нише это довольно качественный продукт.
наравне с подпольными мышамиСовершенно верно, книги это ложь, пища для ума, но когда пищи слишком много, ум "толстеет" и "обжирается". А потом подсаживается на дозу воображения.
Все болезни одинаковы.
Хм... насколько вообще можно быть поклонницей порнографии...Человечество приматизируется, и начинает искать удовлетворение во все более низменных страстях.
Так что это не порнография - это вполне себе современный уровень мировой культуры.
И это наша проблема, что мы не вписываемся в это замечательное "окно".
Отчасти соглашусь ). Но насчет того, что это именно уровень - немножко поспорю.
Почему те же "50 оттенков" так срезонировали на Западе? Есть стереотип распущенности, присущей обществу Штатов, а по факту народ там довольно ханжественный. И тот факт, что 40-летняя женщина, мать двоих детей, может иметь: а) сексуальные фантазии; б) довольно специфические фантазии; в) описывать их на бумаге - это ж бомба! А если вспомнить, что это был текст женщины, которая писала фанфики по "Сумеркам", которые тоже в свое время нагромыхали будь здоров - и все по той же причине (как это тетка в 40 лет может мечтать о влюбленности юношеской и представлять себя 15-летней школьницей? Какой такой вампир?! Что еще за мускулистый оборотень?! Кухня, дети, церковь - никаких других мечтаний у нее быть не могло!) - это все - прекрасный материал для литературных агентов, который при грамотном пиаре не мог не выстрелить!
Это не уровень. Это - удовлетворение текущих потребностей. Тетки утомились быть сильными и успешными, у них сформировалась потребность в чтиве, на котором они могут отдохнуть душой, помечтать, примерить на себя и узнать. Удовлетворив эту потребность, у них появляется ресурс для достижения уровней. Но установить их - вот это вряд ли...
Почему те же "50 оттенков" так срезонировали на Западе? Есть стереотип распущенности, присущей обществу Штатов, а по факту народ там довольно ханжественный. И тот факт, что 40-летняя женщина, мать двоих детей, может иметь: а) сексуальные фантазии; б) довольно специфические фантазии; в) описывать их на бумаге - это ж бомба! А если вспомнить, что это был текст женщины, которая писала фанфики по "Сумеркам", которые тоже в свое время нагромыхали будь здоров - и все по той же причине (как это тетка в 40 лет может мечтать о влюбленности юношеской и представлять себя 15-летней школьницей? Какой такой вампир?! Что еще за мускулистый оборотень?! Кухня, дети, церковь - никаких других мечтаний у нее быть не могло!) - это все - прекрасный материал для литературных агентов, который при грамотном пиаре не мог не выстрелить!
Это не уровень. Это - удовлетворение текущих потребностей. Тетки утомились быть сильными и успешными, у них сформировалась потребность в чтиве, на котором они могут отдохнуть душой, помечтать, примерить на себя и узнать. Удовлетворив эту потребность, у них появляется ресурс для достижения уровней. Но установить их - вот это вряд ли...
Тот же "Шантарам" - это уровень? Нет. Это удовлетворение потребности в интересных историях. В интересных личностях, которых может быть очень мало в личном окружении. Если у человека насыщенная, богатая на события и полноценное общение жизнь, ему "Шантарам" покажется "индийским фильмом" на бумаге. Все яркое, пахучее, все персонажи выпуклые, фломастером обведенные, все черты характера прописанные до такой яркости, что утомиться можно.
А если жизнь как цитата из "Ассы" ("работа-дом-работа-могила"), то книга Робертса - это то, что нужно :). Прочитал, помечтал, попереживал - и понесся дальше :).
А если жизнь как цитата из "Ассы" ("работа-дом-работа-могила"), то книга Робертса - это то, что нужно :). Прочитал, помечтал, попереживал - и понесся дальше :).
Мне кажется, отсылка к внутреннему миру Индии это сам по себе тренд. Еще кино недавно было, Миллионер из трущоб. Потом еще какой то азиат с тигром плавал в лодке.
Насчет уровня - да спорить можно сколько угодно. Но факт в том, что например 90% фильмов смотрят в кинотеатрах ровно потому, что их посмотрело уже полмира. Типичная стадность людей, как на концертах, куда больше хотят потолкаться с двуногими, чем послушать музыку.
Насчет уровня - да спорить можно сколько угодно. Но факт в том, что например 90% фильмов смотрят в кинотеатрах ровно потому, что их посмотрело уже полмира. Типичная стадность людей, как на концертах, куда больше хотят потолкаться с двуногими, чем послушать музыку.
Ну... тот, из рассказа, прежде чем прийти к таким надмирным и сверхчеловеческим выводам, все же прочел все эти книги и научился восхищаться мудростью и гением их создателей... А уж потом только начал это все презирать...
Мне кажется, что этот "презирающий всех остальных людей" человек по сути был полон дикого гнева на всех презираемых им людей... Гнева и обиды за то, что они, прежде, чем написать, все это пережили: увидели, перечувствовали, ощутили, а потом уж только написали и поделились...
А он потерял время. Он отказался от этой вкусной и яркой жизни, и теперь ему уже многого не испытать.
Мудрый и просветленный человек не написал бы такого гневного и эмоционального письма, такое можно написать только под эмоциями и под обидой.
Я считаю, что реальная вкусная жизнь и знания, полученые из книг, должны взаимодополняться... С книгами жизнь становится еще вкусней, а с реальным опытом книги понимаются еще лучше и наслаждение ими выше....
Мне кажется, что этот "презирающий всех остальных людей" человек по сути был полон дикого гнева на всех презираемых им людей... Гнева и обиды за то, что они, прежде, чем написать, все это пережили: увидели, перечувствовали, ощутили, а потом уж только написали и поделились...
А он потерял время. Он отказался от этой вкусной и яркой жизни, и теперь ему уже многого не испытать.
Мудрый и просветленный человек не написал бы такого гневного и эмоционального письма, такое можно написать только под эмоциями и под обидой.
Я считаю, что реальная вкусная жизнь и знания, полученые из книг, должны взаимодополняться... С книгами жизнь становится еще вкусней, а с реальным опытом книги понимаются еще лучше и наслаждение ими выше....
Скорпиоша_777
guru
Человечество приматизируется, и начинает искать удовлетворение во все более низменных страстях.ну вообще то эволюция идет по пути от простого к сложному, поэтому, видимо, культура деградирует.
Так что это не порнография - это вполне себе современный уровень мировой культуры.
аlgоl
На круги своя
Человек никуда не эволюционирует, он все тот же.
А эволюция культуры, если это можно так назвать, всяко отличается от биологической.
Можно сказать, что человек отказался от духовного развития в пользу материального - а все это только последствия такого выбора.
А эволюция культуры, если это можно так назвать, всяко отличается от биологической.
Можно сказать, что человек отказался от духовного развития в пользу материального - а все это только последствия такого выбора.
Человечество приматизируется, и начинает искать удовлетворение во все более низменных страстях.
Так что это не порнография - это вполне себе современный уровень мировой культуры.
---------------------------
Вы уверены, что человечество деградирует и что дело с культурой обстоит именно так?
Помнится, примерно такого содержания надпись была высечена на стенах пирамид, и высекли ее современники похороненных в них фараонов)))
И вообще, это высказывание более естественно выглядело бы в контексте старческого брюзжания какого-нибудь сильно пожилого пожизненного бухгалтера))) В Ваши лета это как-то противоестественно выглядит))
А, может, Вы просто невежественный человек? Извините...
Так что это не порнография - это вполне себе современный уровень мировой культуры.
---------------------------
Вы уверены, что человечество деградирует и что дело с культурой обстоит именно так?
Помнится, примерно такого содержания надпись была высечена на стенах пирамид, и высекли ее современники похороненных в них фараонов)))
И вообще, это высказывание более естественно выглядело бы в контексте старческого брюзжания какого-нибудь сильно пожилого пожизненного бухгалтера))) В Ваши лета это как-то противоестественно выглядит))
А, может, Вы просто невежественный человек? Извините...
Мне кажется, что этот "презирающий всех остальных людей" человек по сути был полон дикого гнева на всех презираемых им людей... Гнева и обиды за то, что они, прежде, чем написать, все это пережилиВам "кажется".
Классики - на то и классики, чтобы ставить читателя перед метафизическими проблемами и выборами. Причем в упрощенном и красочном виде, чтобы это было доступно и далеким от метафизики людям. И мышам.
Вы уверены, что человечество деградирует и что дело с культурой обстоит именно так?А какие надписи были высечены на стенах древней Атлантиды?
Помнится, примерно такого содержания надпись была высечена на стенах пирамид, и высекли ее современники похороненных в них фараонов)))
Ну, я думаю, что классики не для этого классики, а совсем для другого и по-другому. Я скорее соглашусь, что настоящим классикам было почти пофиг на читателей... разве что на уровне формы они старались соблюдать нормы. А так-то настоящие классики писали только о том, о чем им самим было интересно пописать и поразмышлять)) Поэтому у них и получалось стать классиками, то есть, писателями для всех времен.
А кто заботился о читателе - те, конечно, могли стать популярными, но беллетристами, развлекательным хорошим чтивом - не более.
Вот у меня есть один знакомый. Как только он какую-нибудь книжку ругает - так я сразу точно знаю, что надо её почитать, вполне там может быть что-то важное.
Потому что писатель написал не про то, что нравится этому конкретному неискушенному знаниями Пете, а про что-то своё... и это может быть очень интересно))
А кто заботился о читателе - те, конечно, могли стать популярными, но беллетристами, развлекательным хорошим чтивом - не более.
Вот у меня есть один знакомый. Как только он какую-нибудь книжку ругает - так я сразу точно знаю, что надо её почитать, вполне там может быть что-то важное.
Потому что писатель написал не про то, что нравится этому конкретному неискушенному знаниями Пете, а про что-то своё... и это может быть очень интересно))
Читайте больше своего Акунина, и вас ещё не так переплющщит.
Скорпиоша_777
guru
поясню, так и быть, я сегодня добрая)))
если ты не дотягиваешь до более высокого уровня - эволюционируй на здоровье, развивайся. Но если ты видишь, что уровень ниже твоего уже - не деградируй вместе со всеми только потому, что это общемировая тенденция))
если ты не дотягиваешь до более высокого уровня - эволюционируй на здоровье, развивайся. Но если ты видишь, что уровень ниже твоего уже - не деградируй вместе со всеми только потому, что это общемировая тенденция))
Ne budu ni kem
old hamster
А что такое "не развлекательная литература" ? Хокинг, Ричард Докинз или что то из старого типа "Внутри миров Лотмана". Или может Веллер? Как раз сейчас читаю его "Наш князь и хан", в которой он пытается в своей ироничной манере разобраться что же произошло в 1380 году на Куликовском поле.
аlgоl
На круги своя
не деградируй вместе со всемиА я не деградирую вместе со всеми.
Я деградирую немножко в стороне.
Акунин-то мой, это да...
(*присвоила себе Акунина, а заодно и Анатолия Брусникина с Анной Борисовой))))
Донцову и Веллера прихвати. Без них горечь будет не полной...
Савонарола такой - мешковина, вериги, очи горе, палец вверх
Стохастические процессы - они таакие - воот таакие - не вмещаются на такой небольшенький носитель как отдельный мозг отдельного индивида
Господу видней (БГ)
Стохастические процессы - они таакие - воот таакие - не вмещаются на такой небольшенький носитель как отдельный мозг отдельного индивида
Господу видней (БГ)
У мыша внешние накопители, нафига ему одним мозгом пользоваться?