что такое Эзотерика (часть 5)
255867
1000
feniks459
"Слушай беззвучие, — говорила Маргарита мастеру, и песок шуршал под ее босыми ногами, — слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной. Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, вот твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я.
Так говорила Маргарита, идя с мастером по направлению к вечному их дому, и мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат. "

Булгаков М.А. “Мастер и Маргарита”
feniks459
"Аннушка уже разлила масло!"...
Скат, не так ли?)
)))))) :agree:
feniks459
....... Последнее время ловлю себя на мысли, насколько бренно всё, что нас окружает. Насколько тщетны попытки людей бежать на перегонки с другими в погоне за призрачным счастьем. ИЛЛЮЗИЯ!!!
Что на самом деле есть счастье? Понятно, что всё индивидуально, каждому своё и каждый вправе поступать так, как считает необходимым, для достижения именно своего, никому непонятного АБСОЛЮТНОГО счастья! В конечном же итоге, все уходят из этого мира такими же, как и пришли.... ГОЛЫМИ и БЕССИЛЬНЫМИ!!! После смерти же, от человека остается только энергия *сцена похорон в фильме "Аватар"*, хотя и тело его "ТУШКА" ещё некоторое время приносит пользу. Кормя червячков и жучков, которые в свою очередь кормят других животных и насекомых.
Так же поймал себя на мысли, что некоторые аспекты жизни стали просто не интересны. Деньги - вынужденная необходимость, не более.
Власть - а нужна ли она вообще? *фильм "Ка-Пэкс"*
Женщина - в том виде, в котором они сейчас существуют *Большинство* - даром не надо.
Дети - вот наверное единственное, что ценно, вот в чём смысл жизни. В продолжении её.
В рождении и воспитании человека более совершенного, более духовно развитого.
У меня не получилось.......:хммм:. Значит жизнь прожита зря. :хммм:
Хотя осталась ещё одна попытка. Вырасти духовно самому. :хехе:
Ну что же....! Будем стараться "расти".
Это тяжело, трудно. Практически невозможно до определённого момента, но когда ты его достигаешь, открывается словно второе дыхание.......
skat08
Мне вот у Ошо про детей понравилось:улыб:
Показать спойлер
....У просветленных людей нет детей, у неврастеников их не должно быть. Между ними и располагается умственное здоровье: вы и не неврастеник, и не просветленный, а просто умственно здоровый человек. Именно посередине - вот верное время для отцовства или материнства.
Проблема в том, что неврастеники, как правило, многодетны. В своем неврозе они стремятся создать вокруг себя атмосферу постоянной занятости. Делать этого нельзя, ибо так они пытаются скрыть истинное положение вещей, а нужно смело встречать невроз и преодолевать его.
Просветленному не нужно иметь детей. Он сам себя породил. Сейчас у него нет необходимости давать жизнь еще кому-нибудь. Он сам себе и мать, и отец. Он сам себе матка, и сам заново родился.
Однако между этими двумя состояниями, когда невроза нет, медитируя, вы становитесь немного осознающими. Ваша жизнь - это не сплошной мрак. Свет не такой яркий, как когда рождается Будда, но появляется слабый огонек свечи. В это время и надо заводить детей, так как в этом случае вы сможете передать детям частицу своего осознания. В противном случае, чем вы их наградите? Своим неврозом.....
Показать спойлер

Спасибо Новодворcкая_ВИ за напоминание о нём, перечитала некоторые отрывки :роза:
feniks459


Правсиб и иные неспящие души...
Этот маленький сюжет - вам!
.

Феникс и другие неспящие души, к сожалению я не читал "Мастера и Маргариту", поэтому своего
мнения сказать не могу. Да и если бы прочитал, не уверен, что понял бы все правильно,-
слишком сложно. Я в этом вопросе полностью полагаюсь на мнение Андрея Кураева. Он в этом
вопросе разбирался во всех тонкостях и нюансах, и изложение его выводов и мнения есть в
интернете на многих роликах с длительностью от 2-х минут до 2-х часов. Кому интересно могут
посмотреть.
skat08
В рождении и воспитании человека более совершенного, более духовно развитого.
Ребенка не нужно воспитывать. Нужно с ним познакомиться и постараться стать его другом. А воспитывать нужно себя, подавая ребенку пример самовоспитания.
may_v
Ну извините!!! :biggrin: Я не подумал, что каждое слово нужно правильно использовать. Или давать пояснение, какое значение имеет каждое слово. Дабы смысл текста, стал понятен абсолютно всем )))) :agree:
Добрый день, дорогуша! :flowers:
Pravsib
Феникс и другие неспящие души, к сожалению я не читал "Мастера и Маргариту", поэтому своего
мнения сказать не могу. Да и если бы прочитал, не уверен, что понял бы все правильно,-
слишком сложно. Я в этом вопросе полностью полагаюсь на мнение Андрея Кураева. Он в этом
вопросе разбирался во всех тонкостях и нюансах, и изложение его выводов и мнения есть в
интернете на многих роликах с длительностью от 2-х минут до 2-х часов. Кому интересно могут
посмотреть.
Вы, свои мысли вообще имеете, или только мыслями Кураева живёте?
AAnya_
Просветленному не нужно иметь детей. Он сам себя породил. Сейчас у него нет необходимости давать жизнь еще кому-нибудь. Он сам себе и мать, и отец. Он сам себе матка, и сам заново родился.
Однако между этими двумя состояниями, когда невроза нет, медитируя, вы становитесь немного осознающими. Ваша жизнь - это не сплошной мрак. Свет не такой яркий, как когда рождается Будда, но появляется слабый огонек свечи. В это время и надо заводить детей, так как в этом случае вы сможете передать детям частицу своего осознания. В противном случае, чем вы их наградите? Своим неврозом.....
Ну конечно, до просветлённого мне "как до Китая....!" (с)
Намекаете на то, что самое время? ))))))))))))
Но дело в том, что: "Физическим символом свободы воли служат не обременённые грузом весы: они остаются в равновесии и никогда не выйдут из своего равновесия, пока что нибудь не положено на одну из их чаш. Как они не могут производить движения сами по себе, точно так же свободная воля не ведёт к данному поступку, по той именно причине, что из ничего ничего не получается. (с) А Шопенгауэр"
Мне "нечего класть на весы". Я не хочу трепыхаться в поисках "гири-товара", в некотором смысле мне это стало скучно и не интересно. А уж я то кому-то, тем более! А значит "весы останутся в равновесии." :biggrin:
skat08
Да что там! Извиняю :biggrin:
И Вам доброго дня)
Pravsib
Феникс и другие неспящие души, к сожалению я не читал "Мастера и Маргариту", поэтому своего
мнения сказать не могу. Да и если бы прочитал, не уверен, что понял бы все правильно,-
слишком сложно.
Как можно не читать это произведение? Там все очень просто ...Классика, однако ж... :dnknow:


да и мнение надо бы СВОЕ иметь (вообще, для жизни)
Я тоже не читала. Не могу никак прочитать - не идет она мне, очень тяжело читается.
Может когда-нибудь решусь и прочту
Pravsib
Феникс и другие неспящие души, к сожалению я не читал "Мастера и Маргариту", поэтому своего
мнения сказать не могу. Да и если бы прочитал, не уверен, что понял бы все правильно,-
слишком сложно. Я в этом вопросе полностью полагаюсь на мнение Андрея Кураева. Он в этом
вопросе разбирался во всех тонкостях и нюансах, и изложение его выводов и мнения есть в
интернете на многих роликах с длительностью от 2-х минут до 2-х часов. Кому интересно могут
посмотреть.
Попробуйте "попить из другого источника". Может оказаться, что там "другой вкус".
Pravsib
А вы в школе-то учились? "Мастера и Маргариту" там проходят :secret:

Кураев ваш нашел в тексте парочку аргументов и только к ним и апеллирует, оппонентов вообще не слышит, гнет свою линию и все.

А быть на позиции, я не читал, но одобряю, ну как-то........
xieling
Мне вот тут подумалось.
Многие, из здесь пишущих, в результате тех или иных событий пришли к выводу, что человек над своей судьбой не властен. Однако, почему-то считают, что в силах родителей вырастить из ребенка достойного человека. У ребенка ведь тоже своя судьба, свои кукловоды и пр...а мы тут пытаемся из него достойного человека воспитать

Противоречие, не находите?
Pravsib
молодец Кураев. статью читала..
только все видят то, что хотят..
в статье он говорит, что это его любимая книга.

тут
Pravsib
Показать спойлер
..Конечно, чтобы понять любое доказательство, надо иметь культуру мысли. Самое строгое, красивое и логически выверенное математическое доказательство будет непонятно для человека, не владеющего языком математики. Аргументы, убедительные для профессионального историка или филолога, оставят равнодушными тех, чей круг чтения ограничен томами Фоменко и Мулдашева. Булгаков писал для своих – для «белых». Шариковы могли воспринимать лишь поверхностную мишуру, карнавальную смехотворность его романа. Те, кто попримитивнее, возмущались этой сатирой; те, в чьей крови все же были гены «водолаза» – радовались ей.
А вот духовные родственники Булгакова – белая церковная интеллигенция – смогла прочитать его роман как произведение христианское. ..
Показать спойлер

Кураев. Мастер и Маргарита: За Христа или против
xieling
А вы в школе-то учились? "Мастера и Маргариту" там проходят :secret:

Кураев ваш нашел в тексте парочку аргументов и только к ним и апеллирует, оппонентов вообще не слышит, гнет свою линию и все.

А быть на позиции, я не читал, но одобряю, ну как-то........
Согласен, позиция не айс, поэтому, в том числе, и переадресовал вас к Кураеву.
Ваша ссылка на школу- для меня не рабочая. В те далекие времена когда я учился Булгакова не читали,
как это не покажется вам странным,- но мы люди из разных времен. Ну а потом, когда все запрещенные
произведения стали доступны- не сподобился. А сейчас уже поздно- старческий маразм одолевает.
Так что с "Мастером и Маргаритой" разбирайтесь без меня.
Pravsib
Правсиб, я тоже считаю, что надо иметь свое мнение по любому вопросу, а не делегировать кому-то право решать за вас. Если вы не читали саму книгу, то посмотрите хотя бы фильм. Басилашвили просто безупречно играет. Вы это даже по ролику можете оценить. Мурашки по шкуре идут от такого фильма. А сидеть за чьей-то спиной и говорить, что Кураев лучше знает, ну это как-то не по-мужски. Если вы воин, то и поступки ваши должны быть достойны воина.
xieling
Да чо уж, конкретизировали бы обращение... :biggrin:
Видите ли....! Как я понимаю...... Сугубо лично!!!!!!
Да! При рождении каждому закладывается определённые астропоказатели. Это во-первых.
Во-вторых: Возможно! *подчёркиваю* Возможно....! Каждой родившейся душе даются "проводники"-"учителя", души папы и мамы. Так же как и родительские души учит новая душа их ребёнка. Блииин!!!! настолько всё сложно и взаимосвязанно....!!!! Вот они то и "объясняют" ребёнку "Что такое хорошо и что такое плохо" отсюда у человека формируется у и взгляды на жизнь.
Как я уже говорил. В Астрологии всегда есть два пути. Это развилка дорог с "камнем указателем". На которой человек делает выбор согласно тем внутренним качествам и КУКЛОВОДАМ, которые в него заложены "звёздами" и "посеяли" родители. И всё дело то в том, чтооооо..... как бы правильнее донести мысль.......Общий путь каждого человека уже начерчен. Точнее все его возможные пути только они самому "подопытному" не известны. А вот каким путём пойдёт человек тут уж действительно решать ему самому. Уж не знаю, смог ли донести свою мысль...?
Если обратиться хотя бы к тем же интернетовским гороскопам там очень часто говорится, что рекомендуется, а что не рекомендуется делать человеку (тот самый указатель на развилке). Но ведь не все читают, а уж тем более верят во всю эту "лабуду". Отсюда и принимаемые решения. Поверьте я уже почти год разбираюсь во всём этом. СтоОолько совпадений, стоОолько маячков!!! Что случайностями их назвать язык не поворачивается.
Есть моменты, где говориться, что человеку даны определённые бонусы, поддержка от планет, а сможет ли он ими воспользоваться и как ими распорядится, зависит от него. ))
Также есть моменты, когда планеты "настроены" настолько негативно, что в жизни человеку кажется, что настал полный хаос и "конец света". Но и в этом случае "вложенные" или нет в ребёнка качества, либо помогут ему с честью пройти испытание и он духовно вырастет, а не озлобится, либо он пойдёт неправильной дорогой - наломав дров.
Финализирую. Я всё время утверждал, что человек не властен над судьбой!
Забыв указать то, что не властен тот, кто не обращается к Астрологии, к церкви, к бабушкам и гадалкам. Не властен тот, кто не знает, что он накосячил в прошлой жизни и что и как ему отрабатывать. Не властен тот, кто считает себя ХОЗЯИНОМ своей судьбы. Махая рукой на то что ему говорят "звёзды". В конечном счёте его "ставят на место", вместе с его КУКЛОВОДАМИ.
Человек же вникающий во всё это, может слегка корректировать течение своей "реки жизни" и всего лишь.
Вот опять же пример из "моей". Гороскоп отчётливо и категорически говорил "моей" Деве... Не принимать кардинальных решений в июне 2013. Предупреждая о том, что в противном случае, в последствии будет очень тяжело. Так оно и получилось.
Также её предупреждали о том, что покупать недвижимость, транспорт в "данный" момент КАТЕГОРИЧЕСКИ нельзя. Сделано по своему. Информации пока нет. Но я думаю, что Астрологи не будут отрицать, что сии действия показаны при ретро Венере, Меркурии и Юпитере, в общем периоде порядка 2-х месяцев. Тем более Астролог, лично мне сказала, "НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ!!!". Вот и получается, что мы "творим" свою судьбу, под действием КУКЛОВОДОВ! И своих и планетарных.
Всё что накрапал, сугубо личное понимание.
Pravsib
Чтобы маразм не одолевал как раз полезно читать много и учить стихи. Не обязательно Булгакова. Просто читайте, тренируйте головную мышцу)
skat08
Показать спойлер
ЗА ЧТО КАНТУ ГРОЗИЛИ СОЛОВКИ?
Свое знаменитое “нравственное доказательство бытия Бога” Кант начинает с общеизвестной посылки: ничто не происходит в мире без причины. “Если бы мы могли исследовать до конца все явления воли человека, мы не нашли бы ни одного человеческого поступка, который нельзя было бы предсказать с достоверностью и познать как необходимый на основании предшествующих ему условий” . Или: “Возьми какой-нибудь произвольный поступок, например, злостную ложь, посредством которой какой-нибудь человек внес известное замешательство в общество; сначала мы исследуем ее мотивы, затем разберем, насколько она может быть вменена человеку вместе с её последствиями. Для решения первой задачи мы прослеживаем его эмпирический характер вплоть до источников, которые мы ищем в дурном воспитании, плохом обществе, отчасти даже в злобности его природы, нечувствительной ко стыду, и отчасти в легкомысленности и опрометчивости, не упуская, впрочем, из виду также и случайных побудительных причин. Во всем этом исследовании мы действуем точно так же, как и при изучении того или иного ряда причин, определяющих данное явление природы”.
Принцип детерминизма (то есть причинно-следственных отношений) – это самый общий закон мироздания; ему подчиняется и человек, но в том-то и дело, что – не всегда. Бывают случаи, когда человек действует свободно, ничем автоматически не понуждаемый. Речь не идет о нашей полной независимости. Вопрос в том, всё ли определяется этими зависимостями, исчерпывается ли человек этими зависимостями – или хотя бы на одну сотую и он убегает от них. Как часто он пользуется своей свободой – это уже другой вопрос. Мы по шею стоим в зависимости от нынешнего мира – это есть. Но есть и свобода.
Если же мы скажем, что у каждого человеческого поступка есть свои причины, то награждать за подвиги надо не людей, а эти самые “причины”, и их же надо сажать в тюрьму вместо преступников. “Но хотя мы и полагаем, что поступок определялся этими причинами, тем не менее мы упрекаем виновника, и притом не за дурную природу его, не за влияющие на него обстоятельства и даже не за прежний образ его жизни; действительно, мы допускаем, что можно совершенно не касаться того, какими свойствами обладал человек и рассматривать исследуемый поступок – как совершенно не обусловленный предыдущим состоянием, как будто бы этот человек начал им некоторый ряд совершенно самопроизвольно” . Там, где нет свободы – там нет ответственности и не может быть ни права, ни нравственности. Кант говорит, что отрицать свободу человека – значит отрицать всю мораль.
А с другой стороны, если даже в действиях других людей я и могу усматривать причины, по которым они поступают в каждой ситуации именно так, то как только я присмотрюсь к себе самому, то должен будут признать, что по большому счету я-то действую свободно. Как бы ни влияли на меня окружающие обстоятельства или мое прошлое, особенности моего характера или наследственность – я знаю, что в момент выбора у меня есть секундочка, когда я могу стать выше самого себя… Есть секундочка, когда, как выражается Кант, история всей вселенной как бы начинается с меня: ни в прошлом, ни вокруг меня нет ничего, на что я смел бы сослаться в оправдание той подлости, на пороге которой я стою…
Кантовский императив задает совершенно определенную онтологию, в которой весь внешний мир рассматривается как абсолютно проницаемый для нравственного деяния, как не имеющий собственной аксиологической плотности, которая могла бы привести к неустранимым отклонениям моего поведения. У этого мира нет собственного напряжения, способного внести возмущение в поле нравственного поступка. Такой мир полностью прозрачен для оценивающего человека: деятель, взвешивая последствия выбранного поступка, способен как бы сквозь мир видеть самые отдаленные его последствия. Эта аксиологическая бессубстанциальность мира означает, что в каждом решении человек выбирает весь мир.
Каждое человеческое действие может описываться двояко: как результат некоего причинного ряда и как его начало. Оно может рассматриваться как суммирование наличности, как ее равнодействующая – или как прорыв за ее пределы, творение нового. Возможно такое действие, которое становится причиной последующих событий, но само оно свободно, беспричинно. Возможно причинение через свободу .
“Каждый злой поступок, если ищут его происхождения в разуме, надо рассматривать так, как если бы человек дошел до него непосредственно из состояния невинности. В самом деле, каково бы ни было его прежнее поведение и каковы бы ни были воздействовавшие на него естественные причины, а также заключались ли они в нем или были вне него, все же поступок его свободен и не определен ни одной из причин; следовательно, о нем можно и должно судить как о первоначальном проявлении его произвола. Нет таких причин в мире, которые могли бы заставить его перестать быть существом, действующим свободно” .
Итак, в рамках практического разума, то есть в морали, мы не можем описывать поведение человека исключительно в категориях детерминизма. Как не осуждают луну за то, что ее не видно днем, так нельзя винить и того, чья человечность не проявилась в некий день, самый важный для него и его ближних. Как не награждают Волгу за то, что она впадает в Каспийское море, так же нелогично награждать соответствующей медалью хорошо воспитанного и генетически благополучного молодого человека за отвагу при пожаре.
Нравственная область свободы – область должного, природа и мир явлений – область наличного. “Невозможно, чтобы в природе нечто должно было существовать иначе, чем оно действительно существует, более того, если иметь в виду только естественный ход событий, то долженствование не имеет никакого смысла. Мы не можем даже спрашивать, что должно происходить в природе, точно так же как нельзя спрашивать, какими свойствами должен обладать круг; мы можем лишь спрашивать, что происходит в природе или какими свойствами обладает круг” . Если человек есть исключительно часть “природы”, то и человеческое поведение нельзя описывать в категориях “долга”. Что бы ни натворил человек – реакция может быть только одна: “так получилось” и иначе быть просто не могло.
К сожалению, эти позитивистские описания прочно укоренились в сознании общества, дерзающего назвать себя “постхристианским”. Девушка ушла в публичный дом – и, конечно, мы понимаем, почему: крушение коммунистической идеологии, духовный вакуум, влияние улицы, плохое воспитание, недостаток культуры. Девушка ушла в монастырь. Нам и здесь все ясно: крушение коммунистической идеологии, духовный вакуум, недостаток культуры, плохое воспитание, влияние улицы.
Но то, что в человеческом обществе есть нравственная оценка наших действий, означает, что наша совесть видит в нас самих некоторое акосмическое явление. В моей сегодняшней ситуации выбора я вижу некую брешь, пробитую в железном сцеплении причин и следствий: я могу выбрать другое будущее и вести его генеалогию из другого прошлого. Есть несколько рядов причин, каждый из которых “желает”, чтобы мое настоящее определялось им. Есть ряд побудительных мотивов, ряд причин, которые сейчас могут произвести через меня грех. А есть такие причинные цепи, такие событийные связи в моем прошлом, которые могут разрешиться благим действием. Но от моего личностного произволения зависит – какому из этих рядов я позволю осуществить свою актуализацию в эту минуту.
Если в мире явлений свободы нет, а в человеке она есть, значит, мир явлений еще нельзя назвать подлинным миром, это – еще не весь мир. “Так как сплошная связь явлений в контексте природы есть непреложный закон, то это неизбежно опрокидывало бы всякую свободу, если бы мы упорно настаивали на реальности явлений” . Или, как уточняет Владимир Соловьев эту кантовскую мысль – “если бы только нужно было признавать исключительную реальность явлений” . Значит, феномен свободы есть проявление иного бытия в нашем обычном порядке бытия, в мире феноменов, связанных друг с другом причинно-следственными отношениями. Бытие не исчерпывается миром явлений, не исчерпывается кругом явлений, взаимно повязанных друг с другом по принципу детерминизма.
Так Кант выходит к фундаментальной идее всякой серьезной метафизики – к утверждению иерархии, наличия разных по своей значимости и основательности уровней бытия. Есть объекты онтологического минимума, есть точка омертвения свободы, а есть вершины онтологической напряженности. Человеческая свобода – реальность, философски более значимая, чем мир явлений. Но основной закон иерархии гласит, что низшее не может породить высшее. Свобода не может быть понуждена к бытию миром детерминизма. Если свобода есть способность исходит из самого себя, то у свободы не может быть причины, и мир не мог породить свободу. Если причина необходимым образом произвела свободу, то слово свобода к результату не приложимо. Свобода не понуждается к бытию миром детерминизма, свобода получается из небытия. Она может возникнуть только “из ничего” – таков один из смыслов христианского креационизма. Но мир свободы и мир детерминизма все же находятся в единстве, в связи. Если эта связь идет не от мира детерминизма к миру свободы – значит, мир свободы послужил причиной для возникновения мира детерминизма. Это значит, что мир причин может быть только порождением мира свободы. “В начале была Свобода”. А потому – “среди благодеяний укажем на избавление от необходимости, на неподчинение господству природы, на возможность свободно располагать собой по своему усмотрению” (Св. Григорий Нисский. Об устроении человека, 16).
Ощущение человеческой свободы столь свойственно христианству, что даже митрополит Антоний (Храповицкий), строя не вполне православную богословскую систему, в которой есть определенные реверансы в сторону пантеизма, резко определяет: “Бог, оставаясь субъектом всех физических явлений, предоставил самостоятельное бытие субъектам явлений нравственных” . Поскольку христиане мыслят человека как надкосмический феномен, они могут себе позволить даже такую формулу. Оккультисты же, для которых человек не более чем “микрокосм”, конечно, не могут, отрицая свободу и самобытность за миром в целом, признавать свободными и самобытными мелкие частицы несвободного макрокосма.
Значит, лишь признание онтологической иерархичности мира дает основание для свободы. Содержа в себе причинность, человек должен содержать в себе и еще нечто. Итак, человек не есть часть природы , у человека есть дистанция к миру вещей. Мир, откуда происходит человек – мир свободы, мир, существующий вне предикатов физического мира – времени и пространства. И это мир нравственно окрашенный, ибо его значимость и существование мы воспринимаем именно в опыте нравственного выбора . И потому – говорит Кант, – “морально необходимо признавать бытие Божие” .
В рассуждении Канта нет абсолютной доказательности и логической принудительности. В конце концов, человек может считать себя всего лишь обычной частью мира, предметом, всецело растворенным в потоке явлений. Человек может так воспитать и стилизовать свою мысль, что детерминизм мирового процесса он будет считать безъизъятным, и даже в себе самом он не будет замечать исключения из тотальности причинно-следственных цепей. Человек может убедить себя, что свобода не более чем “осознанная необходимость”. Человек может считать, что абсолютно круглых предметов в мире нет, и потому все геометрические теоремы о кругах и окружностях ложны. Но связь круга с его свойствами не прекратится даже в том случае, если действительно исчезнут все круглые предметы. Ведь геометрия имеет дело с понятиями (понятия о круге, о прямой, о точке и т. п.) и с логической связью между понятиями, а “логическая связь между понятиями не прекращается, даже если нигде нет объектов, соответствующих этим понятиям” .
Даже если нет ни свободы человека, ни Бога, а “свобода” и “Бог” суть лишь понятия, возникшие в человеческом сознании, все равно, как показал ход рассуждения Канта, между этими двумя понятиями есть неразрывная логическая связь. Нельзя признать одно из этих положений (“свободу”), не приняв вывода из нее: Бога. Приняв свободу, человек не только логически, но и морально будет понужден к принятию Бога. Ведь одним из моральных долженствований человека является долг мыслить честно, логично, последовательно, долг принимать даже те выводы из своих открыто декларированных посылок, которые самому мыслителю кажутся нежелательными. Так вот – если философ декларировал свою убежденность в том, что человек есть существо свободное, то он морально обязан пройти путем Канта и ввести в систему своей мысли тезис о бытии личностного Бога. Или, говоря словами самого Канта о кантовском доказательстве бытия Бога: “Этот моральный аргумент вовсе не имеет в виду дать объективно значимое доказательство бытия Бога или доказать сомневающемуся, что Бог есть; он только доказывает, что если сомневающийся хочет в моральном отношении последовательно мыслить, то он должен признание этого положения принять в число максим своего практического разума” . Кантовский аргумент действенен лишь при одном совершенно неформальном и внефилософском условии: если человек хочет мыслить...
Итак, свобода человека может быть обоснована лишь в случае, если у него есть надмирное, надматериальное происхождение. Только имея точку опоры в горнем, можно быть свободным от всецелой тирании снизу. Если есть только поток феноменов, то у меня нет свободы. Право не соблюдать основные законы страны имеют только послы. Вот «и живем мы в этом мире послами не имеющей названья Державы» (Александр Галич). «Понял теперь я: наша свобода – только оттуда бьющий свет» (Николай Гумилев).


«Мастер и Маргарита»: Евангелие от Воланда?
Показать спойлер

"..свобода человека может быть обоснована лишь в случае, если у него есть надмирное, надматериальное происхождение.."
Компот
про маразм доказано уже, что без разницы чтиво:улыб: